Мне бы не хотелось разделять читателя по гендерному признаку, хотя различия эти есть. Думаю, они всем известны и это уже совсем другая история. Поэтому приведу всех читателей к общему знаменателю – читатель.
Какой он - мой читатель?
Точно знаю - разный.
Чтобы определить, что мы сто`им, а мы определяем это понятие всю свою жизнь, тем или иным способом, мы, конечно, смотрим на мир вокруг себя. Иногда углубляемся в ту или иную среду – туда, где комфортнее всего себя чувствуем.
Интернет – Большая Иллюзия. Здесь можно найти ВСЁ.
Если раньше мы месяцами сидели в библиотеках, чтобы познать окружающий мир, копили на поездки в зарубежье, во всём себе, отказывая, часами висели на телефонах, выслушивая друзей, вернувшихся из таких поездок, то сейчас достаточно прогуглить искомое название и ты в любой галерее Мира, в любой точке Света.
Если раньше поэты всю свою жизнь собирали свой собственный рифмовник, и скрупулезно записывали в него встречающиеся в произведениях точные рифмы, то сейчас достаточно набрать соответствующий раздел и множество словарей выдаст тысячи слов с созвучным окончанием.
Как много всего написано со времени образования письменности, а люди всё продолжают и продолжают писать, всё продолжают и продолжают читать.
Всё продолжают и продолжают развиваться. Ни одна обезьяна ещё не превратилась в человека, только потому, что не умеет осуществлять артикуляцию речи, хотя и старается.
Зато, рано или поздно, Человек Читающий стремится выразить себя как Человек Пишущий.
Интернет дал возможность разнообразного чтения и выражения себя миллионам читающих. Он даёт эффект присутствия тебя в этом необъятном Мире – тебя, такого маленького и одновременно Большого Неповторимого Человека. И это уже не иллюзия - это реальность нашего существования. Мы счастливые люди. Мы можем соотносить себя со всем этим - Окружающим Нас Миром, который был До нас и будет После нас. Вот поэтому мы читаем и поэтому мы пишем.
Притом нас, помимо Нас Самих, ещё кто-то читает. Мы кому-то ещё интересны. Почему этот интерес не взаимный?
Попробуем разобраться. А чтобы разобраться, надо классифицировать своего читателя.
Начнём с того, что наш читатель – это прежде всего, такой же Пишущий Писатель.
И он бывает в состоянии:
1) Читатель восхищённый.
Часто - это случайный читатель, обычно новенький или нашедший вас по Google по какому-то нужному ему слову или выражению.
Нравится всем без исключения авторам. Маститых писателей – умиляет, начинающим добавляет самоуважения. Но двигателем прогресса не является. Он просто есть или его просто нет.
Факторы, влияющие на степень восхищения такие же разные, как и сам восхищённый читатель. Начиная от влюблённости в эфемерный образ автора, в фотографию пятидесятилетней давности, в неизвестную фотографию, взятую автором из инета, или в фотографию кого-нибудь из его детей, заканчивая влюблённостью в названии вашего произведения.
Сюда же, к восхищённым - можно отнести «иногда забегающих» постоянных читателей, которые из-за недостатка времени ходят только на странички знакомых и читаемых ими авторов.
Обязательно принимают участие в конкурсах, ибо до пенсии ещё далеко, а потенциал писателя требует развития.
У восхищённых читателей вы можете пропасть из списка рекомендуемых, если напишете что-то такое, что не отвечает их моральным представлениям о строении вселенной, или нарушающем, или временно вносящем дисбаланс, в эту гармонию.
Восхищённым читателям, в основном, близко то о чём вы пишете, даже если это резко выпадает из устоявшихся норм писательского мастерства.
Восхищённый читатель, однажды к вам пришедший, остаётся верен вам долгие годы. Ему нравится, как вы пишете, ему близко то, о чём вы пишите, часто вы выражаете то, что бы он и сам хотел выразить, но у него не получилось так, как получилось у вас.
Такой читатель предан вам долгие годы, ваши ошибки прощает, стараясь не замечать, и всегда с нетерпением ждёт ваших новых произведений. Для него не имеет никакого значения вообще, знаете ли вы о его существовании, или нет.
2) Обидчивые коллективисты.
Скорее всего из - за неуверенности в себе всегда обзаводятся командой. Для этого начинает дружить со всеми авторами подряд. Если у них это получается, то они создают свою, а если нет, то вливаются в уже готовую команду и становятся коллективом. Просто потому что никогда не могут существовать одиночками. Если у них это не получается, то уходят на другие сайты и там используют приёмы дружбы.
Такие читатели, в основном, душевно щедры, но если Вы не будете отвечать им тем же, обижаются, забирают свои игрушки и теряют к вам всяческий интерес, вплоть до полного игнорирования вашей страницы и, даже, всего сайта.
Коллективисты на своих обижаются в редких «из ряда вон выходящих» случаях. Всегда рассчитывают на поддержку команды, которую сами все время поддерживают, будь то конкурсы, или появление у членов команды новых произведений.
Такому читателю обязательна подпитка в виде вашей дружбы, а именно - размещение в рекомендуемых, и балловая поддержка в конкурсах.
Обидчивые одиночки могут обидеться за то, что вы не добавили им ответный балл в каком либо конкурсе. У них всё записано, что, когда, кому, за что. «Всем сестрам по серьгам».
Сюда же относятся самоутверждающийся читатель. Читает много, всех подряд. Чтобы быть в курсе всего. Очень любят анализировать тексты тех, кого считают слабее себя. В анализе текстов тех, кто сильнее, не замечены, только в восхвалении. Их рецензии, обычно носят сумбурный характер и нацелены, скорее всего, на показ себя, чем на вдумчивое рассуждение о произведении. Любят навешивать ярлыки и часто переходят на личности. Свои способности часто переоценивают, что не является для них тормозом для самосовершенствования. Выгодно дружат с редколлегией или с признанными в их кругу писателями, в основном с мужчинами.
3) "Федя, ты меня уважаешь, и я тебя - уважаю".
Следят за появлением на сайте новичков и обязательно оставляют хвалебные рецензии всем, почти что, без исключений, обходят только тех, кто «ну, ни в какие ворота» . За что взамен обязательно получают единицу нового читателя, ответную - одну, а то и - две рецензии и, часто, с ходу попадают в избранные авторы.
К ним же относится и благодарный читатель, который обязательно перечитывает весь список своих читателей и скрупулезно по списку заходит с обратным визитом. И, в зависимости от того, хочет ли видеть этого читателя в дальнейших своих читателях, оставляет рецензию.
Оценки выставляют практически всем подряд, тогда при случае, и сами не теряются в общей массе. У таких читателей, даже при не очень высоком уровне своего вывешенного произведения, всегда много ответных - положительных оценок.
4) Его Августейшее Королевское Величество Читатель.
Это читатель, как мы говорим, с «короной на голове». Бывает трёх подвидов.
Подвид первый – Его Августейшее.
Выходит в свет, чтобы вывесить очередной «шедевр» и позволить свите дотронуться до края мантии. Такой читатель в курсе того, что пишет свита, и вообще - в курсе. Принимать участие в конкурсах считает ниже своего королевского достоинства и заранее честно предупреждает, что оценок не ставит, ответных рецензий не пишет. Девиз – «хотите любить – любите! Можно!»
Подвид второй – Его «Благородие».
Заслуженный, маститый читатель с регалиями, со списком писательских заслуг. Его ник, начинающий писатель никогда не увидит в читателях на своей странице, потому что только появление Его Благородия - уже милость.
В основном, стараются поставить писателя на его, с их точки зрения, законное место Неписателя. Для этого вежливо просят объяснить «о чём это он, и вообще для чего? Не нужно! Без вас всё давно написано и сказано».
Оно уже Был! Когда вас тут и рядом не стояло. Вы «никто и звать вас никак». Вам (с), сударь, надобно знать своё место – «всяк сверчок – знай свой шесток». Чаво!? Кто это тут, вякает не по делу?
Обычно такой читатель малообразован, но как говорится, закалился на ниве соцписательства и соцчитательства, и теперь ему и море, как говориться, по самое это…
А вы - тем более!
- Извольте уважать!
- Ни за что!
Тогда, только дуэль. И Чёрный Список.
Подвид третий – Бесспорный Талант.
Никакой ответственности. Вы сами по себе, я Сам по себе - Бесспорный Талант. Никого не читает. Отслеживает критику в свой адрес. Относится к ней агрессивно, отвечает во всеуслышание.
Его Августейшее Величество Читатель не принимает участия, ни в каких конкурсах, не пишет никому рецензий, никого не рекомендует. Обычно - почивающий на лаврах, очень часто и долго в онлайне. Оценок не ставит, произведений не читает, во всяком случае, под титульным ником. Часто баллы зарабатывает «лицом». У него достаточно большой рейтинг, красивый титульный лист.
Его опосредовано интересует статус, о котором просит свита, потому что просить самому, это ниже их Августейшего Величества. Занимается систематическим трудом во благо великой Цели Просвещения.
Чётко отслеживает плагиат. Всегда знает, в какое место вы должны поставить ссылку на его произведение, а для достижения своих целей будет прессовать вас всеми доступными способами, вплоть до обращения к редакторам, до тех пор, пока вы не склонитесь в почтенном поклоне к их Величеству.
Червь, ты всегда, по гроб жизни обязан ему только за то, что дышал с ним одним воздухом!
5) Непризнанные гении или заблудшие души.
Читали мало и редко, иногда вообще ничего не читали, но обладают каким-бы то ни было талантом, например, поют. Наличие одного из талантов даёт им право считать себя многосторонней личностью в любых областях искусства. Переубеждать их в обратном - бесполезно и не нужно. Лучше последовать народной мудрости о том, что «талант всегда пробьётся», расслабиться и получить удовольствие от таланта, который сразу бросился в глаза. Возможно, это будет только фотография, ну и на том спасибо.
Заблудшие души встречаются в двух ипостасях –
это друзья друзей, которые заводят страницу, для того чтобы рекомендовать маму, папу, бабушку, дедушку, внука, подругу, собаку, этажерку и т. д. и т. п.
и случайно пробегающие -
однажды написали пару строк, решили, что это гениально и завели страницу на первом же попавшемся литературном сайте. Случайно пробегавшие часто совсем скоро теряют интерес к своему детищу, потому, что находят для себя более существенные на данном отрезке жизни занятия, и бросают свои страницы, не закрывая их. Иногда появляясь, с периодичностью «раз в год», они читают первое попавшееся «под руки», убеждаются, что всё по- прежнему – их ещё не признали, или вывешивают что-нибудь из своего, и убегают в более конкретном направлении.
Заблудшие души такие же разные по степени одарённости, как все остальные писатели и читатели. Некоторые сразу начинают набирать писательский вес и пишут с каждым разом лучше и лучше, а некоторые многие годы остаются на одном и том же уровне, ни на йоту не продвигаясь вперед. Причины могут быть разные и зависят от индивидуальных способностей, умения и желания распоряжаться полученным свыше.
Из Непризнанных Гениев часто вырастают признанные Деятели Искусств.
6) Ездовые лошадки, одним словом - работяги.
Настоящие люди от искусства.
В разные периоды своей жизни по-разному ведут себя в социуме. В период интенсивной трудовой деятельности, занимаются титаническим трудом на благо общества не ради наград и премий, а потому что Так Надо.
При выходе на пенсию продолжают свой титанический труд, потому что Не Могут Иначе. Это созидатели, никогда не опускающиеся до мелких склок и разборок. Они просто делают своё дело, никогда никому ничего не доказывая.
Всегда остаются в сердцах миллионов читателей и после своей смерти.
Принимают участие во всех конкурсах. Обязательно принимают активное участие в работе литературных сайтов. Читают избирательно, опосредованно, на новичков не размениваются, пока новичок не заявит о себе какими-то выдающимися способностями. Им достаточно составить картину о возможностях автора по тем работам, которые начинающий или малоизвестный автор представляет на конкурсы.
Вот, на мой взгляд, шесть основных типов, шесть ярких представителей читателей. Конечно, они могут смешиваться, видоизменяться и переплетаться друг с другом.
Дорогие читатели.
Для писателя, вы всегда дорогой товар.
Он платит за вас высокую цену непонимания и сильнейшего отторжения собратьев по перу. Порой писателю всю его жизнь приходится отбиваться от маргиналов, которые мешают, и не только «вставляют палки в колёса», но и не признают за писателем его права на свободное волеизъявление только потому, что они менее талантливы и значимы для вас, читателей.
Живых классиков не бывает. Ими становятся, когда умирают, или когда из жизни уходит последний, живший с писателем критик, что маловероятно, ибо прижизненная стезя – это сравнение.
Всё познаётся и умирает в сравнении. Всё возникает и остаётся в сравнении.
Читайте. На здоровье.
Любая классификация условна и относительна. Она видоизменяется с течением времени.
Неизменными на протяжении тысячелетий, остаются свойства личности человека. Почему одни стремятся к лучшему и всё время совершенствуются, а другие, даже при наличии способностей и необходимых условий, упорно не хотят замечать очевидных вещей, почему одному всё время мало, а другой, довольствуясь мизером, счастлив - наверно, это самая большая загадка в существовании нас. И как читателей, в том числе.
С глубочайшим уважением ко всем читателям.