Ростовщичество (араб. riba) (Кладовка (проза, не вошедшая в рубрики))

   Что плохого в ростовщичестве? Ведь почти весь мир живет по принципу ростовщичества. Живет, правда, не очень...

   В Википедии:    Ростовщи́чество — предоставление денег в долг под проценты (в рост). В современном языке ростовщичеством называют дачу средств в долг под «чрезвычайно высокий» процент  (по сравнению с обычной сложившейся практикой) или под залог вещей. Ростовщический кредит был характерен для ранних форм кредитно-денежных отношений, когда он обслуживал непроизводительные расходы феодальной знати, мелких ремесленников и крестьян.

    Слова   "...под чрезвычайно высокий процент (по сравнению с обычной сложившейся практикой..."   очень интересные.  То есть если деньги даются под процент невысокий , тогда это не ростовщичество?  Или же когда  "обычная сложившаяся практика" в какой-то момент станет "обычной сложившейся практикой  высочайших процентов" - тогда тоже ростовщичества нет? Ну а если проанализировать слова про феодальную знать , ремесленников и крестьян - то складывается весьма безобидная картина относительно роста. Потому что какая сейчас может быть "феодальная знать"   с   "ремесленниками " ?...

   Указанное выше википедическое определение ростовщичества весьма распростанено среди жителей Запада.

   Что касается Исламской системы финансирования, то, поскольку она очень четко опирается на Священный Коран и Сунну, riba (ростовщичество) осуждается полностью, другими словами весь кредитный процент , вне зависимости от его величины и "обычной сложившейся практики" находится под запретом:  "Если вы так не поступите [ не перестанете заниматься ростовщичеством ], то ответом вам будет воинственность (враждебность) со стороны Бога и Его посланника [станете их врагами]..." (Св.Коран, 2:279. См.Перевод смыслов Священного  Корана, Ш.Аляутдинов, Москва, "Диля". 2009г. С.221)

    На основании этого положения большинство исламских ученных утверждало, что  riba охватывает не только ростовщичество, но и весь кредитный процент.

   Следует уточнить, что не только процент составляет суть понятия  riba , существуют также две формы так сказать не очевидного роста,которые оговариваются Исламским правом, и  относятся они  к торговым операциям. Первая, -  это обмен неравными качествами или объемами одного и того же товара одновременно (то есть без задержки всеми сторонами сделки). Вторая, - это обмен равными по качеству и объему одного и того же товара, но не одновременно ( с некоторой задержкой).

  Каковы же причины считать ростовщичество абсолютно несправедливым и неприемлемым во всех формах его проявления? В книге "Настольная книга по исламским финансам" (Астана, 2010) приводится мнение персидско-арабского ученного Рази (ум. в 1209 г.), который сформулировал некоторые из причин относительно запрещения роста:

   1) При ростовщичестве кредитор просто напросто изымает из чье-либо собственности часть, без какой-либо обратной ценности. То есть, создается ситуация, когда прибыль не определена (дебитор не знает, принесет ли вообще  какую-то прибыль его предприятие), а добавочная сумма (пресловутые проценты), которая является вознаграждением для кредитора - определена очень четко и до мелочей, как в объеме, так и во времени. Следовательно, настаивать на сумме, которая является определенной взамен того, что не определено, является вредом, причиненным должнику, то есть является несправедливостью.

   2) При ростовщичестве происходит торможение прогресса и процветания людей, общества. Денежный человек, получая доход посредством ростовщичества, зависим от легкодоступных средств, и не заинтересован (зачем лишняя головная боль) стараться изо всех сил зарабатывать на свою жизнь торговлей или развитием , например, промышленности, производства.

   3) При ростовщичестве происходит ухудшение отношений между одним человеком (кредитором) и другим человеком (дебитором). В целом общество становится нездоровым, постепенно соглашаясь  с тем, что "человек человеку - волк", что "наглость - второе счастье", что "закон джунглей" - это и есть справедливость. Незаметно такая идеология внедряется во все сферы, даже в сферу образования ("хочешь учится-учись, не хочешь - сам виноват").

   4) При ростовщичестве богатые становятся еще более богатыми, бедные же - все более бедными.

   5) Незаконность ростовщичества доказана текстом Священного Корана, что предусматривает принятие этого запрета людьми, как каноническую необходимость, как абсолютную истину. То есть запрет на ростовщичество - это не некий человеческий корпоративный документ, или Конституция, это Закон Божий.

   Таким образом становится вполне понятно, почему западный мир потрясают системные экономические  кризисы, почему следом за этими кризисами происходят "оранжевые", "весенние" и прочие "революции". Когда общество (страна) не видит альтернативы ростовщической системе ведения финансов, у него только один путь - путь кризисов и грабежей. Извините, не "грабежей" , а "революций за права угнетенного народа" в странах понятно какого мира.

  

© Numan Omar, 18.02.2012 в 19:00
Свидетельство о публикации № 18022012190018-00255405 на Grafomanam.net
Читателей произведения за все время — 28, полученных рецензий — 1.
Оценка: 5,00 (голосов: 1)