Конкурсные страсти (Эссе)

                                        «..не думайте, что никто не следит за вашим поведением»
                                                 (Алекс Фо Краткие основы конкурсного этикета)

         Следит…еще как следит))) Одна из таких особ, в чьем «ехидно работающем сознании гадости зарождаются самостоятельно» ©, от нечего делать как-то вечером просматривала рецензии и ремарки одного из конкурсов ПКП. Должно быть, читателю понятно, что просмотром одного конкурса дело не ограничилось. Все происходило точь-в-точь, как описывал свое знакомство с медицинской энциклопедией в Британской библиотеке Джером К.Джером. Только мой интерес состоял в другом – вплотную ознакомиться с реакциями авторов на любые действа в ходе конкурса. При перелистывании страниц на лице моем точно не выписывалось «безразличия отчаяния», напротив – чтиво оказалось увеселительно-познавательным, к тому же с элементами триллера: целая галерея психотипов, балансирующих время от времени буквально на острие бана. Настоящий саспенс)) Так и ждешь: «сейчас прольется чья-то кровь» ©. И периодически  проливается, оставляя на память о виновнике «торжества» лишь скандальные ремарки. Как тут не вспомнить красивую фразу из рыцарских романов: «Он вышел на бой с открытым забралом, а через неделю его ноги все еще торчали из придорожной канавы, пугая прохожих» ©

         Итак, изучив «содержимое» конкурсов ПКП, проведенных с момента появления его на Графах по настоящее время, пришла к таким выводам:

         1. Соблюдение правил поведения на конкурсной площадке, как и условий конкурса, отвечает полностью подростковому постулату: «Скажем дружно - нафиг нужно». Реакция на замечания ведущих чаще всего носит характер снисходительности: «Видимо, лень мне было в манифест вникать…», «Правила не заметил, виноват». Ну, это и понятно – творческая личность не переносит ограничений. Более того, своей небрежной попыткой загнать автора в рамки можно нечаянно и музу угробить, а без нее с поэтом такие дела творятся! Не к ночи будет сказано: «…поэт, уже как мёртвый, когда уж музу он свою похоронил, не слышен её голос колоссальный, и он обычный гражданин».
Нда, «всё, что нас не убивает — впоследствии очень сильно об этом жалеет» ©

         2. Некоторым авторам не помогает даже знакомство с правилами: вероятность всевозможных эксцессов остается высокой. Разборки с ведущими могут возникать внезапно и беспричинно. Стоит заметить, что и следствия (т.е. выводы авторов) не уступают причинам в их неадекватности: «я понял вы в первую очередь печётесь, чтоб яйца были правильной формы, чтоб не дай бог не вылупился гадкий утёнок (недаром ведь утку предупреждали, что яйцо какое-то слишком большое ) которого надо заклевать такими рецензиями», «Я заметил поражающую тенденцию этого конкурса: принимаются работы, в большинстве случаев, только с длинными строками». Короче говоря, в «жизни всегда есть место подвигу», если в наличии имеются время и желание, а также отсутствует здравый смысл.

         3. Вообще, этап подачи заявок характеризуется повышенной эмоциональностью. Чего  только не увидишь! Особенно, когда дело касается, к примеру, таких жанров, как мистическая или психологическая лирика. Тут попадание в тему, как в русской рулетке – один к шести, а наличие «пули» вовсе не означает, что она недеформирована.  «Конечно, у меня здесь неточность, в рамках этой серии, но дело в том, что, на мой взгляд, вся серия не верна. И Ваше замечание не оправдывает конкурс, а усугубляет» Часто, получив отказ в приеме заявки, автор на этом не успокаивается, а продолжает гнуть свою линию: «Я понимаю, что у меня неточные рифмы, но, друзья, здесь запрещаются разновидности рифмы? Или размер заявленного стихотворения настолько нарушен, что этого достаточно для отклонения заявки!?? Или всё дело в выбранной теме?» И снова получает отказ.  Что на такое скажешь? Да, именно – «Больной вел себя плохо, за что и был прооперирован во второй раз» ©

         4. Такой автор всегда считает себя правым. Во всяком случае, об этом говорит его поведение, когда он вступает в многослойные переписки с ведущими. «Ой, не охота ругаться а приходится…» или «Вообще отношение к моему стиху показывает что вы фанатики рифмоплётства (причём считаете что при прегрешениях против рифмоплётства можно грубить) содержание для вас не имеет почти никакого значения. Но с одними этими требованиями восторг не вызовешь, это будет всего лишь правильный, гладкий стих, и какой смысл читать сборник подобных стихов»  И какие бы доводы ни приводились ведущими, он остается непоколебим, вплоть до демонстративного ухода с публикацией «прощальной записки» типа: «Варитесь тут в собственном соку. Я не желаю иметь с вами ничего общего» или  «Такие, как вы, - критиканы, травившие Есенина, и довели его до петли». И ощущать себя великим в непонятости другими, и громко хлопнуть дверью, дабы позже «ходить по безлюдным улицам с мучительной гримасой боли и отчаяния на изможденном страданиями лице…» ©  И это, кстати, подтверждается словами самого «поэта», взятыми из ремарки: «И ходит он, как ангел бледный, поэт, не пишущий стихи. Не пишется уж стих заветный, хотя дела не так плохи»

         5. Одно из ведущих мест по негативу занимает пункт несоответствия условиям конкурса даты публикации стиха. Здесь, как и в остальных случаях, вступает в действие принцип риторики – кто кого переговорит. Это, казалось бы, заведомо проигрышный вариант для автора, «ведь ведущие лучше знают свой конкурс», - так считает Алекс Фо в своих  Основах.  Но для многих это вовсе не очевидно, и они берутся это доказать, яростно сражаясь с ПКП-шной «косностью» - от простого «Да, ладно! Вы слишком педантичны. Относитесь ко всему проще»  до развернутых размышлений о поэзии (в том числе собственной) и ее печальной участи в современном мире – «Вы смотрите на мир поэзии через узкие щели собственных представлений! Очередная посредственность... серость», «Настоящие, стоящие стихи действительно достойные конкурсов, появляются крайне редко, и если не подпадают под это условие, им пропадать что ли?(…) все свои стихи я написал давным-давно и не пишу стихи пока не придёт стоящая идея(…)настоящей поэзии нельзя научить, можно только подправить (…) власть в поэзии захватили графоманы, рифмоплеты и формалисты с бухгалтерским подходом».
No comment))

         6. Эмоциональный пик любого конкурса – отклонение заявки из-за низкого художественного уровня. Отказ по этой причине обычно открывает «вселенский хай» - авторы во многих случаях не стесняются проявлений парциальности, доходя порой до неприкрытой агрессии в адрес ведущих, редакторов ПКП, самого ПКП, причем в таких выражениях и с такой экспрессией, что «случайно подвернувшийся лишний человек тихо побледнеет и робко прижмется к стене» ©: «Странно, в который раз наивно полагаете, что можете своей руганью подзаборной кого то поставить на место, а между тем всякому культурному человеку, чрезвычайно ясно, что этой подзаборной руганью себя только опускаете, причём всё ниже. Ай яй яй!»,    «Алекс Фо, ну, что Вы так в текстах размахались, и о Мастерстве моём так разволновались, посетите Школу, и может, помолитесь и к культуре в текстах Вы всё-таки стремитесь!», «позволите себе что-нибудь подобное еще раз - загоню под лавку!» Я, конечно, понимаю - обидно, когда тебя прилюдно назвали неумехой. Но если даже простому читателю, а не только опытным ведущим, видно, что «лошадь» хромает на все четыре ноги, «лопнула по ватерлинии и у нее слетел пропеллер» - то смехотворно выглядят аргументы, что это «чистокровный жеребец» и только тупые этого не видят. Ремарки просто радуют самый взыскательный глаз: «Ну, если бы вашего ребёнка обозвали уродом, я думаю, вы бы не молчали... Я всегда буду бороться за каждый свой стих и за то, чтобы люди отвечали за свои слова», «Яйцо то было вроде золотое, но маленький злобный критик пробежал, хвостиком махнул, оно и разбилось» или «Смейтесь дальше, редакторы, возомнившие себя богами! Наверное, это прощание! Ушёл туда, где цветёт весна и живёт понимание!»
Да-да, тут автор прав: «Экипаж прощается с вами, счастливого полета» © Вспоминается Пушкин с его часто встречающимся в творческих изысках «злобном зоиле». Но то ведь Пушкин!

         7. Реплики авторов четко соответствуют всем   10 фразам типичного графомана.   Я честно пыталась найти хоть один пункт оттуда, который был бы ими обойден. Фигушки! Вот это соблюдается в полном объеме, с невиданным размахом и ретивостью. Из наиболее запомнившегося: «Это что ваша рецензия??? Это же ужас)) Такие тексты я прямо мимо ушей пропускаю в связи с чрезвычайно низким уровнем, чтобы бестолку не захламлять голову и не позориться общением с подобными горе-рецензентами. Но я надеюсь, что Вы попробуете что-нибудь более уровневое написать)»; «И мне, как читателю, глубоко наплевать на гладкость и правильность стиха, мне вообще не понятно, как можно от одной гладкости эстетическое удовольствие получать. Причём я заметил, чем подобный стих правильней и глаже, тем отвратительней. Так что не помогли вам ваши учебники и не могли помочь»; «Вы не имеете права судить поэзию, впрочем может я ошибаюсь и чтобы судить поэзию аргументы не нужны, а нужно иметь учебник на плечах вместо головы»; «Практически всё, что я написал, было написано со слезами на глазах, мои стихи - эмоциональный выплеск. И народу мои стихи нравятся.  Неизвестный мне автор создал плейкаст по моим стихам, под которым много добрых отзывов»;  «Критикуйте на здоровье.) Я не пастух что бы Вас в чём-то переубеждать. Этот стих написан чисто, от души. И он очень понравился человеку, которому посвящался. А это для меня главное»...

         8. Этап голосования, как правило, мало связан с какими-то из ряда вон выходящими всплесками, ибо успешно почили в бозе случаи голосования клонами, хотя фантомная боль тогдашних ремарок еще сильна. Мне лично очень жаль, что исчезла причина такого знатного развлекалова: «на клона я могу обидеться, уйти и забрать с собой всех своих друзей. На Самиздат, например», «За такое оскорбление можно и прямой в челюсть получить!!!», «Ходить вы ко мне будете - это как пить дать. Но писать гадости, типа я чей-то клон или кто-то мой клон уже не сможете. Во всяком случае - на моей странице. А если начнете распускать подобные слухи дальше, то я обращусь к администрации, пусть администраторы разбираются в ваших наговорах», «Прошу снять все мои работы с вашего конкурса, ибо разобравшись, я поняла, что попала в компанию со стихов.ру: обвинение кого-то в том, что он клон - ваша визитная карточка».  Ага, «иных уж нет, а тех – долечат» ©

         9. Итоги конкурса венчают обычно поздравления победителей и легкий, в меру, флуд. Случаи недовольства решением жюри и результатами крайне редки. Я зафиксировала всего несколько в 2010 г., но мимо них никак не пройти: «мне просто противно наблюдать за тем, как графоманишки обмениваются любезностями, делая вид, что участвуют в конкурсе. Где вы видели честный литературный конкурс кроме Рваной грелки? Это нонсенс. Брррр. И зачем я сюда попал?»; «Насчёт стихов победивших в этом конкурсе, я конечно искренне поздравляю вас с победой в этом конкурсе, но ведь явно эти стихи не представляют из себя чего либо выдающегося,(потому я и не пишу в последнее время чтоб не писать подобные средние стихи хоть они и добились успеха, и я бы стыдился таких стихов) и я всё же считаю что с моим «мёртвым поэтом» по масштабу их никак не сравнить», «результаты от стихирушного блока и уровень стихирушных авторов меня не интересуют».

         В качестве заключения.  Я не прочь и впредь разнообразить жизнь подобным чтением и развлекаться, составляя психологические портреты конкурсантов, застрявших на ювенильной стадии развития… Однако в канун Нового года более благородные чувства все же берут верх. Потому желаю ведущим конкурсов - мудрости и терпения, авторам - побед, в том числе и над собой, ведь правило остается неизменным: «Проще заработать хорошую репутацию, чем потерять плохую» ©.

P.S. Орфография цитат сохранена и целиком остается на совести их авторов.

                  

© Марина Славина, 27.12.2011 в 21:22
Свидетельство о публикации № 27122011212242-00246963 на Grafomanam.net
Читателей произведения за все время — 48, полученных рецензий — 12.
Голосов еще нет