Интервью подготовлено редакцией журнала "Страна Озарение" и опубликовано в №39 (апрель)
- Нина, могли бы Вы с уверенностью сказать, что Вы - поэт?
- Знаете, есть замечательный афоризм, к сожалению, не помню, чей: "Тот, кто не начал - не поэт, кто начал - тот не начинающий".
- Помните ли свое первое произведение, какова его история?
- Помню, помню! Мне было 6 лет. Папа подарил сборник Жорж Санд. Там была замечательная новелла "Статуя без головы". Меня она так впечатлила, что сам собой родился стишок: "Ты - фея, муза золотая, Ты мать Дианы, мать стихов И у источника страданий Стихи под пение дроздов". Помню до сих пор, т.к. все родственники и друзья носились с ним, как с писаной торбой. А когда прочла его с важным видом во дворе, мой статус среди ребят вырос выше звезд и мне стали давать задания - напиши про то, да про это...
- О чем Вам больше нравится писать?
- Озадачили... Скорее, не "о чем", а "Что".
- На произведениях каких писателей Вы воспитывались? Кого считаете своим творческим наставником?
- С воспитанием штука вышла интересная. Меня в три года научили читать, и с тех пор родители закармливали своим самым любимым. Бабушка "кормила" меня Тютчевым и Есениным, папа - Евтушенко и Маяковским, а мама - Вознесенским и Цветаевой. Мне постоянно что-то цитировали, подсовывали, объясняли значение метафор, гипербол, звуковой рисунок строки. До сих пор помню, как бабушка с восхищением говорила: "Ты посмотри, вот он пишет про гром, а звуки у него грохочущие, раскатистые, и слышно, где дождь пошел, даже если бы ты не знала Русского, ты бы по звуку поняла". Мне читали вслух только то, что было интересно им самим, считалось, что остальное я и сама прочту, если захочу. Дома была огромная библиотека - тысячи полторы, наверное.
Самой любимой книгой у меня в детстве был этимологический словарь, а потом в школе - Теория эволюции Дарвина. Я ее похитила из библиотеки, т.к. младшим классам ее не выдавали. Еще очень люблю до сих пор "Три мушкетера". Уверена, что эта книга, как Библия - обо всем. Надо только читать внимательней.
Своими наставниками в творчестве считаю Вознесенского, Маяковского и Цветаеву. Их подход к работе со словом и формой, а также к жизни - мне наиболее близок.
- Какое место в Вашей жизни занимает творчество?
- Я бы вопрос ставила так: "Какое место в творчестве отведено для жизни" :)
- Расскажите о своих увлечениях, хобби.
- Хобби как таковых у меня нет. Просто иногда бывает интересно что-то одно, потом другое... Играю иногда в Ролевые игры, ради отключения от повседневных забот. Для меня это - как рестарт для компьютера. А так, учеба и стихи - это и жизнь, и хобби, и отдых. Не представляю себя без психологии и стихов. Если появится такая возможность, с удовольствием займусь режиссурой. У меня есть кое-какое образование в этой области, но будь больше времени, поступила бы параллельно в театральный ВУЗ. Надеюсь, все-таки это осуществить однажды. Пока же готовые концепции спектаклей оформляю в виде мини-поэм. Я же росла за кулисами театра. Папа - театральный художник. Скажу с гордостью - не из последних.
- В чем Вы находите свое счастье?
- Счастье - это когда тебя понимают )) Банально, но факт. Семья и друзья чаще всего меня понимают. Счастье, что они есть.
- Как Вы считаете, что для поэта - Родина, есть ли у Вас патриотические стихи?
- Знаете, для поэта родина - это поэзия. Стихов о стихах и творческом процессе у меня довольно много. А если говорить о какой-то географии, то я - гражданин мира. Не удивительно, учитывая, сколько стран и городов я поменяла за свою жизнь. Точно знаю, что люди везде - люди. Об этом тоже много пишу.
- Должен ли поэт писать стихи на заказ?
- Не знаю, должен ли... но может. Должен мочь. Поэзия, как любое дело, которым занимаешься всерьез - должно быть мастерством. И полагаться только на вдохновение, на мой взгляд, не правильно. Мастер в состоянии справить ся с любым заданием, а хороший мастер - сам решает, с каким заданием справляться. Мы иногда с друзьями развлекаемся тем, что вытаскиваем из коробочки тему, а потом все на эту тему что-то пишут. Часто получаются потрясающие вещи и совершенно неожиданные.
- Можно ли научить писать стихи?
- Можно! Однозначно. Человек - такая странная зверушка, что обучается всему, при должном терпении. Если у человека нет таланта, то большой поэт из него не получится, но хороший ремесленник - обязательно. В свое время дворян обучали основам стихосложения, рисования, музыке. Они писали вполне сносные стихи в альбомы, играли гостям на разнообразных инструментах, пели. А в веках остались те, кто обладал еще чем-то кроме техники.
- На сегодняшний день наш мир не самое уютное место. Иногда хочется попросить другой глобус. Какие Вы видите тенденции в будущем этого не лучшего из миров?
- Верю, что развитие любого общества идет волнообразно. Период упадка (темные века), потом золотой век. С каждой волной общий уровень поднимается. На мой взгляд, мы уже коснулись дна, и дальше - только вверх. Основная беда нашего времени - это растерянность, неверие в собственные силы. Не видно новых идей, дающих надежду на какие-то изменения. Но они есть. Просто лежат под спудом общего безразличия. Критическая масса этого безразличия сейчас огромна, и, копаясь в Интернете, нахожу, что она своей тяжестью начинает вытеснять идеи со дна на поверхность. Люди устали ни во что не верить. Человеку на что-то надо надеяться. Ощущение такое, что сейчас затишье перед грозой. Уверена - в ближайшие несколько лет начнется новая эпоха возрождения.
- Вы участвовали в двух конкурсах "Союзники", расскажите, что Вам это дало в творческом плане?
- В первую очередь, мне это дало уверенность в себе. В своих силах. И возможность узнать "Как слово отзовется". Это как зеркало, которое не соврет - все проколы, недочеты и приблизительности сразу становятся видны. Чем выше оценка, тем строже к тому, что делаешь. Потрясающе талантливые соперники. Это дает огромный заряд вдохновения. Открываешь в себе новые возможности.
- Ваши ощущения от победы.
- Честно говоря - шок. Дело в том, что о своей победе я узнала, находясь в лесу (на ролевой игре) - прочла с мобильного телефона. Представьте себе - сосны, цветочки, трава по пояс. Сидишь на пеньке, вокруг странно одетые люди бродят, и на маленьком экранчике - оценки. Сюрреалистичное состояние. Пока не приехала домой - не могла поверить.
- Нужны ли вообще такие конкурсы поэтам?
- Очень нужны. Бесспорно и безусловно. Для собственного роста и возвращения вкуса к поэзии у читателя.
В наше время - постоянное одиночество вдвоем. Есть Интернет, но люди все более и более одиноки, как это ни парадоксально. А здесь - столько друзей и единомышленников. Людей, которые за эти полгода стали мне очень дороги. Атмосфера какого-то серебряного века. Понимаешь - ты не в одиночестве, и поэзия - жива.
- Что бы Вы хотели пожелать читателям журнала "Страна Озарение"?
- Люди! Каждый человек на самом деле творец, демиург. Только не все об этом знают. Творец в состоянии творить и менять мир вокруг себя по своему желанию и вдохновению. Ищите творца в себе и меняйте мир! Он может быть замечательным, если сразу многие им займутся. Если что-то не нравится - меняйте. Здесь и сейчас. Все в наших руках. В это даже не надо верить. Это просто надо знать!
"Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас!" - это мое кредо, пожалуй. И мой совет всем.