13. Познаваемый Тот, Я объясню тебе, познавая Который пробуют на вкус нектар, не имеющий начала Мой Высший Дух, Который, сказано, вне причин и вне следствий.
КОММЕНТАРИЙ.
В данном стихе Бог отвечает на вопрос Арджуны, заданный в первом стихе данной главы. Следует обратить внимание на то, что, судя по форме вопроса, Арджуна знает, Кто есть Познаваемый. Однако, побуждаемый изнутри Богом, Арджуна хочет услышать более развернутый ответ, более точный, приемлемый, фактически направленный на описание качеств Бога. Богу есть, что сказать здесь и на что обратить особое внимание, что необходимо привнести в сердце каждого, ибо это знание совершенное, лучшее, все исчерпывающее, как и уникальное, как и соответствующее уровню интеллекта современного человека. В материальном мире знания и сам процесс познания никак не связывают с Личностью Бога; знания и области, которые охватывают они, считаются завоеванием человека, плодом его материальной и духовной практики, опыта, усилий, как и труда, как и внутреннего творческого процесса, как и результат умственных особенностей человека, процесс наслаждающий, индивидуальный, фактически в жизни каждого человека непрерывный и имеющий свою ступень глубины и радиуса. Процесс познания рассматривается, как многоступенчатый и всеохватывающий процесс усвоения человеческого опыта, достигнутых и усвоенных знаний во всех направлениях и сферах человеческого бытия и направлен как во внутрь человека и на его поле со всеми взаимосвязями, так и на внешние объекты материального мира и взаимодействие с ними, на причины и следствия этих взаимодействий. Однако, - это следует доподлинно знать, - все, что ни есть в материальном мире, все исходит только от Бога, Высочайшей и Единственной Причины всех причин, Творца всего и Источника всего, Единственного, Кто имеет ко всем знаниям и процессу познания Самое непосредственное отношение изначально (ибо постигается ни что иное, но Тело Бога , Его Божественные энергии и Законы их проявления в материальном мире), какого бы уровня знания не были и через какие тела и опыт материального существования они не постигались. Нет ничего, что бы миновало Божественный Разум, Божественные Планы, Божественную Волю, было вне Божественных энергий всех уровней. Нет ничего, что могло бы возникнуть в уме живого существа, развиться, усвоиться, запомниться вне Бога и без Воли Бога, нет ничего, что могло бы претвориться вне Бога, проверяться на практике вне Бога, в чем можно было бы сомневаться вне Бога, на чем можно было бы ошибиться и из чего можно было бы извлекать вне Бога, нет ничего, что могло бы быть и развиваться и сохраняться, и передаваться, и запоминаться вне Бога. На какой бы ступени развития живое существо не стояло, оно любому опыту в себе, любому знанию в себе, любому проявлению в себе, включая обучение, обязано только Богу, начиная с низших живых существ. Все видимое и невидимое имеет Божественную природу, все есть проявление энергий Бога на разных уровнях материального и духовного развития, через все Бог везде присутствует, через все Бог управляет, через все Бог развивает на всех ступенях сознания. Это следует очень хорошо понять. Что же из этого следует? Только то, что, куда бы и на что бы не была направлена мысль любым живым существом, в какой бы области оно не приобретало знания и опыт, независимо от того, человек это или животное, верующий или неверующий человек, но это живое существо, по сути, фактически направляет свой ум, свои органы чувств, свое понимание, свою память, свои качества только и единственно на Создателя, ибо Он есть это видимое все. Все создано из ЕГО тела, ЕГО Мысли, Его многочисленных энергий. Все пронизано Богом, во всем Бог присутствует неизменно, всему изнутри дает направление развития и движения, Все есть Сам Бог, Он же Высший Дух, Он же Высшая Божественная Личность, присутствующая везде Своим полным целым, Вездесущий, со всеми Своими качествами, все Знающий, во всем Присутствующий, всем Управляющий, и в этом не может быть сомнений. Таким образом, Познаваемый – Сам Бог. Процесс познания, постижения материального мира есть, фактически, процесс жизни, процесс достаточно увлекательный, наслаждающий даже самое слабое живое существо, находящееся на начальных ступенях своего развития. Здесь процесс постижения опыта и знаний сводится к межвидовым отношениям, к отношениям среди особей одного вида, к добыче еды, к выращиванию детенышей и супружеским отношениям, к любым взаимоотношениям с материальной природой. Весь процесс жизни есть познание, но поскольку живое существо даже в гунне тьмы постигает, того не ведая, Бога и Его качества, набирая в свой багаж знания, которые в итоге поднимают его до уровня сознания и тела человека, то в процессе постижения знаний через материальный быт, в процессе постижения фактически Бога, живое существо награждается неотъемлемой от этого процесса энергией наслаждения. Наслаждается жизнью даже муравей, даже одноклеточное живое существо, даже пылинка, простейшие живые существа, как и рыбы, и птицы, и тем более сложные виды животных. На своем теле и через свои органы чувств живые существа неосознанно постигают Бога в форме воды, воздуха, еды, половых отношений, внутренних энергий разных уровней, даже в самозащите и во всем другом, благоприятном и нет, но в итоге дорожа жизнью и всем ее проявлением, ибо процесс постижения всех видов знания всегда сопутствуют Божественные энергии наслаждения. Таким образом, нужно понять, что постижение Бога и на неосознанном уровне непременно происходит через постижение знаний, причем это происходит для низших живых существ автоматически, ценою самой жизни и непременно наслаждает живое существо, ибо все, что связано с Богом, наслаждает, и все есть процесс постижения знаний, т.е. самого Бога, ибо ничего другого, кроме тела Бога, в среде обитания живых существ нет, и все связи здесь с подобными себе живыми существами от Бога, все есть Божественные энергии, как и другие энергии более высокого или более низкого порядка. Все от Бога. Усвоив это, можно перейти и к человеку. В теле человека живое существо, достигнув более высокий порядок мышления, отложив в своем багаже опыт и знания всех воплощений предыдущих, включая все животные воплощения, уже идет осознанно на постижение окружающего мира, зная этот процесс, как процесс наслаждающий, ибо он неотличим от сути жизни. Поднимаясь по ступеням этого процесса от рождения к рождению, человек достигает, развивая интеллект и мышление, того уровня, когда начинает тяготеть к знаниям более сложного порядка, ибо процесс постижения знаний переходит от постижения знаний на уровне тела и бытия на уровень направленного мышления и анализа окружающего мира и его законов. Этот внутренний процесс постижения Бога через усвоение знаний также награждается Богом внутренними энергиями наслаждения. Таким образом, направление мысли на разные сферы человеческой деятельности, изучение, логические заключения, анализы, научные изыскания, творческий процесс, математическое мышление, опыты, постижение опыта других людей, мышление , направленное на технический прогресс, науку, культуру, на природу, явления, психологию, философию, человеческие отношения, на детей, на образование, на медицину, на спорт, на семью, космос, любой творческий процесс… - все это, как и деятельность в этом направлении, есть постижение, опять же, только Бога, и потому сам процесс награждается наслаждением, а потому этим в себе и удерживает, а потому и через эти Божественные энергии наслаждения развивает , придает человеку интерес и так поднимает на более высокие ступени как отдельные личности, так и все человечество в целом. Материальному человеку очень непросто понять, почему он наслаждается, когда создает музыку, изучает те или иные дисциплины, когда он читает, пишет книги, картины. Наслаждение интеллектуальное в процессе познания и создания считается в порядке вещей. Иногда такое наслаждение называют музой, состоянием творческим, необъяснимым, но двигающим, дающим желание, мысль, идеи. Но на самом деле и здесь человек, творя, постигая, изучая на самом деле постигает Бога, не зависимо от того, знает он или нет. Но такое направление развития Бог извечно поощряет наслаждающими энергиями, ибо они обуславливают развитие живых существ, включая человека. Это неотъемлемая условность материального мира – в процессе постижения, изучения, творения наслаждаться, ибо все, как ни назови, есть постижение Бога, есть претворение главной цели Бога – развитие материального мира, подъем его по ступеням развития в направлении только к Богу, к Божественной природе. Однако, только религиозные люди доподлинно знают, что всем своим существованием они фактически постигают Бога, ибо знают, что Бог проявляет Себя через все, что Бог находится в каждом, и все в Боге. Только религиозные люди абсолютно доподлинно понимают и чувствуют нектар самого процесса постижения Бога. Религиозный человек наслаждается, когда изучает Святые Писания, когда готовит прасад, когда занят благотворительной деятельностью, когда служит в храме, когда занят аскетизмом, когда поклоняется Богу в храме, когда проповедует, когда занят практикой той или иной йоги. Все есть процесс постижения знаний, все есть процесс постижения Бога, все есть выход на Бога. В любом случае верующий выходит на непосредственное общение с Богом, в любом случае знает Мнение Бога, в любом случае считывает Волю Бога на своей и других судьбах, в любом случае постигает качества Бога. Все, чем бы преданный не был занят, все есть постижение не просто материальных или духовных знаний, но постижение Самого Бога. Чем человек занимает более высокую внутреннюю ступень духовного развития, тем связь с Богом сильнее, а потому человек более чуток и отзывчив на Божественные энергии наслаждения в процессе познания, которые иногда столь велики по силе, что преданный может впасть, чувствуя отклик Бога в виде наслаждающих энергий, в глубокий транс, поскольку энергии Бога входят в такого человека беспрепятственно, давая наслаждения очень высокого порядка и очень часто, ибо видение и чувствование Бога во всем неограниченно знаниями и чувствами материальными, ибо все встало давно только на службу Богу, и все вне человека и внутри человека служит знаниям и постижению в них Бога, как Величайшей Личности, контакт с Которым более не обрывается. Из сказанного следует понять, что в процессе познания и материалисты, и религиозные люди фактически изучают, постигают, приближаются только к Богу, а также те и другие испытывают в этом процессе наслаждение, подобное нектару, поскольку все, что связано в Богом, наслаждает, тем более если речь идет о знаниях, направленных на Бога, на Его качества, Его многочисленные энергии и уровни проявления. В каждом мгновении, в каждой точке пространства, везде неизменно вне живого существа – Сам Бог. Поэтому все изучают только Бога и Божественные качества. Бог – везде. На это указывает в следующем стихе Всевышний, и это следует взять за основу своего мышления и видения каждому человеку.
14. Везде Его руки и ноги, везде глаза, головы, лица, везде в мире имея уши, все покрывая, Он существует.
КОММЕНТАРИЙ.
Этим стихом Бог подтверждает сказанное выше. Бог – везде. Бог доносит знание об этом, учитывая человеческое понимание, ограниченность человеческого понимания, умение мыслить и видеть, как и ощущать только через возможности органов чувств и свойства тела, через опорно-двигательный механизм тела и представления. Когда мы говорим о где-то присутствующей личности, мы имеем ввиду присутствие с полным набором чувств, которые помогают отражать в сознании этой личности в каждый данный момент все события в данной точке присутствия. Однако, следует понимать, что Бог Личность совершенная, абсолютная, имеющая все эти органы в одном, имеет, не имея их, как таковых, Личность действующая, все оценивающая, все Пронизывающая Собой, все Знающая, всем Располагающая, всем Управляющая, все Видящая, все Соединяющая, всему Дающая Направление… Этим стихом Бог преследует главную задачу на человека – осознать очень четко, абсолютно, что невозможно ни в каких знаниях, ни в каких деяниях, ни в каком уровне мышления выйти за пределы Бога. Невозможно ничем оперировать, что ни было бы от Бога, невозможно ничего создать, что бы было материалом не Божественной природы. Невозможно изощриться и создать то, что бы не было сначала в уме Бога, нельзя ничего планировать, если Бог план человека Мыслью Своей не принес в сознание человека. Если так, то как бы человек не усердствовал в науках, что бы не изобретал, какие бы опыты не производил, какие бы законы не открывал – все не из человеческого ума, ни есть человеческая заслуга, но подано Богом то, что в Боге было, до мельчайшего. А значит, все в уме человека направлено только на Божее и, будучи так направленным, имеет свойство отражать Божее, как Божественное качество, Божественное достояние, как результат на то и Божественной Воли. Таким образом, и для верующего и для неверующего, и для человека, и для животного – все знания направлены на Бога, на тело Бога, на энергии Бога разных уровней. Все, трудясь жизнью своей в материальном мире, строят свою жизнь из тела Бога, пользуются Его свойствами, Его возможностями, но в пределах и по уровню своей ступени и своих качеств, и своих возможностей тела, как и интеллекта и понимания. Преданный, хорошо осознавший это, никогда не будет упрекать материалистов в их материальных науках, никогда не посчитает знания материалистов неверными, но в свою меру данными Богом, ибо материалисту более знания взять неоткуда, не из чего, не существует в природе других материалов, кроме тела Бога, другой мысли, кроме Мысли Бога, других откровений, кроме откровений Бога, благодаря которым и происходит технический прогресс, развиваются науки, развивается творчество, интеллект, сознание, уровень мышления. Всем управляет неизменно только Бог, ибо все есть творение Мысли Бога, все есть Божественный материал, от Бога данные, желания, память, разум, чувства. Поэтому нельзя категорически открытия мирских ученых считать кваканьем лягушки, ибо все работает, открываются волею Бога законы космические, законы Бога, законы человеческих отношений, работают научные открытия, расширяющие горизонты возможностей человека, поднимая уровень его быта и мышления, проникая во все абсолютно сферы человеческой деятельности. Именно по Плану Бога материальный человек находится в забвении относительно того, кто за всем стоит. Такова преимущественная условность материального мира и вменять в вину материальному человеку истину о Боге и Божественном присутствии не всегда разумно, да и этим управляет Бог Лично, до поры держа человека в относительном невежестве о Своем присутствии, ибо это также есть Форма вовлечения в материальные игры, включая и материальное развитие, которые также способствуют развитию тех качеств, которые легко переплавятся в качества духовные, но в свое время, когда человек будет готов. А пока, постигающий знания материальные человек, приписывая все заслуги себе и материальной природе, расширяет свой собственный интеллект и интеллект других людей, делая их более цивилизованными, поднимая по ступеням мышления и восприятия, что опять таки только должно в итоге способствовать духовному преобразованию и готовности начать путь религиозный при наличии других необходимых предпосылок. Тогда в свое время он и познает, Кто ему дал и давал знания, Кто всем управляет и Кого он фактически постигал, идя путями материальными. Однако, только такое понимание о Боге, о Его Вездесущности недостаточно. Следует знать также и другие Личностные качества Бога, те качества, которые Бог посчитал нужным дать человечеству через Арджуну, дабы расширить уровень его религиозного мышления и понимания, что в свою очередь может помочь и развитию в человеке качеств Божественных, которые могут вывести на более высокую ступень духовного развития, как и за пределы материального мира. Об этих качествах ниже.
15. Властитель всех чувств и качеств, Он Тот, Кто Независим от чувств; будучи ни чему не привязанным, Он Тот, Кто все Поддерживает; также, Независимый от гунн материальной природы, Он Тот, Кто ими Управляет.
КОММЕНТАРИЙ.
Что значит, что Бог - Властитель всех чувств и качеств? Все живые существа обладают чувствами, начиная с микроскопических, видимых и невидимых, подвижных и неподвижных. Чувства связывают с миром материальным, вовлекают в материальные игры и отношения всех уровней, обуславливают адекватность реакции на внешние материальные объекты, обуславливают проявление качеств и способствуют развитию живых существ однозначно в заданном Богом направлении. Чувства проявляют себя через органы чувств, имеющих непосредственное отношение к телу, такие, как слух, зрение, осязание, обаяние и чувства бывают внутренние, такие, как гнев, зависть, терпение, любовь, дружелюбие, враждебность, ненависть, равное отношение, невозмутимость. К чувствам также относится ум и разум человека, как реакция на все чувства с их осмыслением и донесением до самой духовной сущности ее состояния в материальном мире с требованием соответствующего самопроявления себя на уровне своей ступени развития и качеств. Может ли человек, любое живое существо управлять своими чувствами? Может ли задать в себе им программу взаимодействия с окружающим его материальным миром, может ли их направить в определенное русло, предсказать, придать им тему, затребовать их в себе или отпустить за ненадобностью. Может ли их наперед в себе предсказать, усилить, убавить, может ли их ограничить по времени, силе, уместности? На эту тему задумываются только йоги и то только тогда, когда к этому их вплотную практикой преданного служения подводит Сам Бог, когда они уже знают, Кто владелец всех чувств и вступают в союз с Богом в пути самосовершенства и контроля чувств, где Бог требует усилий, выходящих за пределы одной в себе установки на уровне мысли, но усилий, данных самим Богом, усилий, которые описаны в Ведах и проявляются в результате постоянной духовной практики. Действительно, все чувства всех уровней не есть безраздельная вотчина хозяйствования человека, но есть фактически инструменты Бога в его развитии, как и развития всех живых существ. Все чувства даны Богом, всех уровней; именно Бог, индивидуально работая с человеком, дает ему в соответствии с его ступенью реализации силу чувств, продолжительность действия, время проявления, условия проявления. Через чувства Бог выводит на контакт с материальным миром. Чувства затребуют мысль, мысль осмысляет и подключает разум, разум дает добро на проявление качества своего уровня, качество проявляется в определенным образом направленной реакции, что в материальном мире проявляется, как действо, как цепочка действий в виде речи, звуков, движений, поступков. Это, влияя на органы чувств других живых существ, рождает в них свою реакцию по той же цепочке своего уровня. Происходит взаимодействие, проявление качеств, через них мыслительного направления, оценивается уровень благоприятности и неблагоприятности для всех вовлеченных сторон, следуют реакции и т.д.. Всем этим процессом, как величайший кукольник, управляет Бог, учитывая карму каждого, качества каждого, уровень проявления реакции каждого, таким образом давая каждому свое место в цепочке связей, свое извлечение опыта, свое поднятие наверх изнутри качеств, обозрение всеми участниками этих качеств и вынесение им оценки в виде поступков, слов, жестов, проявления всех чувств на уровне тела и внутреннего сокрытого расположения и нерасположения. Все чувства имеют от Бога конечную и однозначную цель – развитие человека, ибо имеют побуждающее свойство в самопроявлении, за чем следует корректировка всех уровней, как на месте, тотчас через окружающий мир и отношения в нем, так и те действа относительно живого существа, которые призваны проявить себя кармически по ряду видимых только Богом причин и могут переноситься на более позднее время или в следующие воплощения, когда живое существо попадет в аналогичную возрастную ситуацию или события и сможет претерпеть то, что сам через свои чувства и качества проявил к другому и дал претерпеть. Из всего сказанного следует понять, что все чувства от Бога и Управляемы только Богом, что чувства даются не просто ради интереса и привязанности к материальному миру, но несут на себе определенное задание от Бога на все его творение, заключающееся в развитии этого творения, его качеств, что возможно в материальном мире только через тела, органы чувств и Божественные внутренние многочисленные энергии, упомянутые вкратце выше – гнев, зависть, мир в себе, ответственность, чувство материнства, чувство супруга, чувства ребенка, чувство старости, чувство работника, пешехода, чувство принадлежности к полу, нации, чувство гордости, ответственности, сомнения, веры… Все эти чувства на самом деле есть проявление, работа в человеке, любом живом существе иллюзорных энергий Бога, как и энергий высшего порядка. Насколько человек идет на поводу этих чувств, насколько человек реагирует на их возникновение, и, какие качества проявляет, на столько можно судить о степени его реализации. Это надо понимать. Только Веды учат человека быть независимым от материальных чувств, так обретая великое отрешение, независимость от условностей материального мира и развивая качества, называемые Божественными. Зависим ли человек от своих чувств? Вполне. Кто эту зависимость определяет ? – Сам Бог, Тот, Кто Выше любого живого существа, но и не только. Как Тот, Кто создал любое живое существо, как Тот, Кто живое существо создал из Своего Тела, сделав его через тело иллюзорно отделенным, хотя фактически неотделимым, ибо Бог не может быть вне Своего тела, ибо нет ничего, что было бы вне Бога. Все, что создано из тела Бога имеет только Божественную природу изначально и обязано развиваться в направлении Бога, однако, никогда не достигая Его. Над Богом таких условностей нет. Нет никого, кто был бы выше. Нет никого, до уровня кого должен был бы развиваться Бог, нет никого, кто мог бы управлять Богом через чувства, как инструменты. Нет такого другого кукольника. Бог никому не подчиняется, ни от кого не зависит, ни с кем подобным Себе не должен и не входит в отношения, ибо подобного сколько-нибудь Богу живого существа нет. Все исходят из тела Бога, всех наделяет всеми чувствами и органами чувств только Бог и никак не исходит Сам из тела других и не наделяется другими ничем. Поэтому Бог не зависит от чувств, основная роль которых – управлять живым существом и помогать ему ориентироваться в материальном мире. Но, ведь, Бог действует, мыслит, управляет, имеет качества. Что движет изначально Богом, если не чувства? Или Бог не обладает ими вообще? Но ведь Бог – Личность. Как и на что и через что он реагирует, слышит, видит, вообще воспринимает и чувствует? Надо понять, что Бог обладает непременно чувствами, но высочайшего порядка, чувствами неразделенными по функциям, чувствами, неотличными от друг друга, чувствами, абсолютно соединенными с Божественным Умом и Разумом, чувствами никому не подотчетными, но тоже развивающимися, обозримыми Богом и Им же направляемыми, чувствами во всей Божественной полноте, чувствами, превосходящими чувства всех живых существ в совокупности, чувствами необъяснимыми человеку, непостижимыми его разумом, работающими на Божественную Волю, Опыт, Знания, Любовь, Неуклонность, Решимость, Милосердие, на Божественное творение. Здесь главное понять, что Бог обладает чувствами, но они синтезируются из Его Ума, есть Божественные энергии, Божественным Умом поддерживаются и развиваются сообразно с Божественным Опытом и Целью. Эти же Божественные энергии Бог подает человеку в виде чувств, но привязывая их к органам чувств, к ступени человека, к внешнему материальному миру, как реакции на него, достаточно ограниченные, уровня человека и в соответствии с уровнем развития его интеллекта и разумности. Далее, следуя по стиху, если взять человека, то может ли он что-либо поддерживать, не привязавшись к этому умом, не мысля об этом некоторый период, не имея свое отношение и план? Привязанность человека всегда имеет материальный характер, произрастающий из материальных причин, порождаемых условностями материального мира. Это незыблемое условие, суть материального мира и невозможно быть от него свободным ни одному материальному человеку. Привязанность всегда основывается на причинно следственных связях. Невозможно умом привязаться к чему бы то ни было, не проигрывая на этом сами причины и следствия. Такова привязанность к ребенку, супругу, событию, другому человеку, Родине, природе, труду, бытовым отношениям, к родителям и пр. Без привязанности ума невозможно поддерживать что бы то ни было – поддерживать материально, духовно, советами, наставлениями, средствами, созданием ситуации. Между привязанностью и поддержанием в материальном мире связь незыблемая, хоть и не всегда видимая человеку, однако, убери эту привязку и поддержание станет бессмысленным, немотивируемым, беспочвенным и даже неразумным. Однако, такой привязанности к своему творению у Бога нет. У Него нет Личностных отношений, но Божественное отношение, отношение к творению Отца, отношение независимое ни от чего, не требующее взаимодействия, не спускающееся на уровень отношений живых существ. Высшей причиной такой отрешенности Бога является Божественное Знание, охватывающее все Его творение в прошлом, настоящем и будущем, Знание, отводящее место в творении каждому, свои сроки, свои события, все предопределяющие, ведущие все творение только вверх, не в ущерб Богу и творению. Бог не делает ставку на живых существ, не прикидывает, причину и возможное следствие, если его поддержать или не поддержать. Бог знает абсолютно, что, кому и за что, как и для чего. Эти вопросы в Нем не обговариваются, ибо являются Его изначальной Сутью. Поддерживая творение, Бог поддерживает Себя, Свой Божественный Быт, Свою Божественную Жизнь, однако, и это не ставя Своей целью. В этом Божественная функция, в этом Божественная Любовь к тому, что от Него неотъемлемо, только сюда направлен Божественный Разум в абсолютном знании и с единственной Божественной Целью развития, ибо Знание Высочайшее обуславливает Божественный мир и саму непривязанность. Все Божественные энергии, работающие в материальном мире, разделены Богом на три группы – невежества или тьмы, страсти и благости, называемые тремя гуннами материальной природы. Материальный мир всегда сопровождается этими иллюзорными энергиями Бога, работающими с человеком с учетом его духовной ступени развития. Благодаря так проявляемым себя гуннам материальной природы, каждый человек в преимущественном влиянии своей гунны чувствует себя адекватно своим качествам и пониманию, тяготеет к среде и общению той же гунны, как и к труду под влиянием этой гунны, как и к интересам, здесь развиваясь, приобретая качества, здесь набирая опыт и знания, поднимаясь в своей гунне по ступеням самоосознания, управляемый Богом и Богом переводимый постепенно на низшие ступени более высокой гунны Божественными средствами и т.д. вплоть до выхода из-под влияния гунн материальной природы. Нет ни одного человека, который бы достиг гунны благости, но кто бы не прошел все предыдущие ступени развития под влиянием более низких гунн, кто бы не отработал качества и опыт более низкого существования, кто бы не входил в материальные игры более низких порядков и не отработал низшие качества через последствия греховной деятельности как кармические реакции, кто бы не был вовлечен в труд всех уровней под влиянием той или иной гунны. Гуны материальной природы – творение Бога, ориентированное на материальный мир, исходят из Бога и имеют цель – развитие живых существ. Однако, Сам Бог не может быть зависим от своего творения, нет ничего вне Бога, что могло бы Его развивать и вести по ступеням развития, нет ничего, что бы было для Бога иллюзорным, временным, влияющим на Бога и независимым от Бога, что было бы создано до Бога, вне Его Сознания, Воли, Плана, что не подчинялось бы Богу и вовлекало бы Бога в Божественное Бытие, каковыми являются гунны природы для живых существ изначально.
16. Он Тот, Кто расположен как вне, так и внутри живых существ, как движущихся, так и неподвижных. Он также Тот, Кто Непостижим вследствие своей тонкой природы. Также, Недосягаемый, Он Тот, Кто совсем рядом.
КОММЕНТАРИЙ.
Все это описаны качества Бога, те качества, которые человек непременно должен знать, качества, доступные для человеческого сознания и понимания, качества, которые имеют прямое отношение к человеческому бытию, качества, которые непременно следует взять в основу, ими руководствоваться, через них мыслить о Боге, медитировать на Бога, учиться видеть Бога и Его присутствие везде, памятовать о Боге и отношении с Ним. Эти знания абсолютные, развивающие религиозное сознание, непременно укрепляют веру человека и корректируют его поведение. Зная, что Бог расположен во всех живых существах, как движущихся, так и неподвижных, человек должен видеть Бога в каждом, каждое мгновение, строить на этом свои рассуждения, свой быт, свои отношения. Видящий Бога и в малейшем, и в мельчайшем, будет осторожен ко всему живому, щадящим, миролюбивым, ответственным, проявлять к каждому доброту, смирение, терпение, к каждому спешить на помощь, ибо знает, что из глаз всех в любую минуту на тебя взирает Бог, Который из глаз всех оценивает любое твое слово, деяние, любое самопроявление; видящий так будет всегда иметь ввиду, что ты перед Богом на виду всегда, что не давая другому, ты не даешь Богу, упрекая другого, ты упрекаешь Бога, проявляя гнев к другому, ты проявляешь гнев, а с ним и безрассудство к Богу. Даже оставаясь один, ты лицом к лицу с Богом, ибо Бог вне всех живых существ также, везде присутствует Лично, полным Своим целым, все видя, слыша, зная. Истинно религиозный человек никогда это не забывает, но входит в постоянный самоконтроль, в контроль ума, желаний, чувств и каждый свой поступок оценивает Мнением Бога, как и каждое свое слово и мысль, ибо Бог и в нем неизменно. О таком человеке говорят, что он пребывает в Боге, что посвящает Богу свою жизнь, ибо не может уже мыслить другими категориями, но Законами Бога, Волею Бога, Божественным Мнением и Строгостью. Так видящий и понимающий человек переходит на уровень отрешенности непременно, ибо, видя во всем и везде Бога, понимает Его, как единственную Причину всему, а потому теряет привязанность к людям, к случайности, к мнениям вне Мнения Бога. И страдая, такой человек обращает глаза только к Богу, не подменяя Воли Бога на себя человеческими качествами и желаниями, но видя все, как кармические последствия, плоды своей материальной и духовной деятельности, которыми распоряжается только Бог. Говоря о своей тонкой природе, Бог имеет ввиду непроявленность Божественного тела и Божественных энергий, невидимость их материальными чувствами, в результате чего Бог человеку видится Непостижимым. Его невозможно увидеть, почувствовать, услышать, осязать существующими органами чувств, с Богом невозможно заговорить, как-то отличить, невозможно оценить степень Его близости, Его влияния и присутствия. Однако, с верующим человеком Бог постепенно налаживает духовный контакт, духовное видение Бога, дает духовные чувства и восприятия, как и одухотворяет ум, через который постоянно подсказывает о Своем присутствии непосредственно путями столь многочисленными, что начинающий это видеть человек, видит Бога и Его присутствие на каждом шагу, постоянно, этим живет и уже не может отвести от Бога внутреннего внимания, как и мысли, как и своего поступка, как и в жизни других людей, во всем считывая неизменное Высшее Присутствие. Но для такого видения Бога Абсолютного необходимо преданное служение, долгая практика йоги, аскетизм, путь добродетели, путь изучения Святых Писаний, путь ограничений, путь контроля ума, желаний, чувств, путь, описанный в Ведах, ибо далеко не каждому Бог приоткрывает этот полог, не каждому дает Себя, не каждому позволительно и общаться с Богом в себе и знать на все Мнение Бога непосредственно из Божественных рук. Для неверующих или слабоверующих Бог Тот, Кто обитает вне человеческого бытия, Тот, Кто только созерцает не вмешиваясь, Бог Тот, Кто позволяет и не позволяет, Кто может оставить Своей Милостью и на время отдалиться. На самом деле Бог никогда не оставляет ни одно живое существо, никогда не лишает Своего прямого присутствия, никогда не смотрит со стороны, никогда и не попускает. Бог даже не рядом, но в глазах, руках, ногах, мыслях, во всех органах чувств, в разуме, памяти, слухе. И так у каждого. Поэтому ни одно живое существо не выше другого, не лучше, не значимей, всех Своим присутствием уравнивает Бог, все развиваются Богом, все идут по ступеням развития одной лестницы, все идут только вверх, кто-то чуть выше, кто-то чуть ниже, кто-то в самом начале, кто-то – уже при выходе, все в зависимости от времени начала пути, но всем пройти один путь, все Руками Бога помогают друг другу, все опытом, данным от Бога, подсказывают и наставляют друг друга, все Волею Бога растят в своих преодолениях через земные игры и роли Божественные качества, со всеми через мысль говорит Сам Бог. Это надо знать, на это смотреть в своем пути, никогда не забывая Бога, мысля Божественными Законами, не возвышая себя, зная временность материального пути и неся перед Богом ответственность за свои старания, вручая себя Богу, доверяясь Богу, видя в Нем цель и смысл жизни, постигая качества Бога и видя проявление Бога в жизни всех постоянно, тем укрепляясь в вере и делая свою жизнь праведной, тем непременно очищаясь и так завершая круговорот рождений и смертей. В этой связи следует понимать, что все в материальном мире – только от Бога, все науки, культуры, достижения, особенности, все нации, различия, разновидности, весь животный мир, все условия, события, достижения, падения видимые, все – от Бога, все – Божественный промысел через умы, природу, и все, на что ни устремишь ум. Через все Бог проявляет Себя, через все Бог по крупицам раздает опыт и знания, через все абсолютно Бог развивает и поднимает, все есть качества Бога и Воля Бога. Изучая, постигая мир материальный, постигаешь Бога и Его качества и Его возможности, и Его присутствие и Его Могущество, Которому нет предела. Бог дает мысль, Бог дает план, Бог дает сомнение, Бог дает сторонников и противников, Бог дает успехи, Бог дает ошибки, Бог дает обстоятельства, Бог дает процветание и разорение, Бог всему отводит время, Бог дает из всего извлечь, Бог дает поддержку и Бог ввергает в потрясения и поиски. Бог дает догадки, предвидения, искушения, буквально Сам поднимает , Сам ведет, Сам изнутри обставляет надеждами, Сам дает препятствия. Все устроено Богом так, чтобы развивать творение в лице каждого через каждое событие, через каждую мысль, давая ее четко в соответствии с качествами и духовным опытом, как и материальным, каждого, Сам давая запреты и разрешения, Сам выявляя греховное, поднимая его, давая вкусить его плоды, давая обозреть и оценить обществу и отдельным людям, давая оценки, наказания, новый образ мысли, новые попытки и так бесконечно, вновь и вновь подводя в итоге к качествам Божественным, к тому, что изначально было целью Бога, и так каждого, и так во всем, и так двигая всех по пути своей цивилизации по ступеням вверх. Все – только Бог, все – только от Бога, все – во имя Божественной Цели, как бы человек не считал причиной себя и движущим мотивом – свои устремления. Всегда и каждый служит только Богу, не зависимо от того, знает он или нет и развивает прежде всего себя самого, как часть Бога и Волею Бога и средствами Бога.
17. Также, Неделимый, Он расположен во всех живых существах, как если бы был разделен. Поддерживающий все живые существа, Он также известен как Тот, Кто все поглощает и всему дает рождение.
КОММЕНТАРИЙ.
Человеку очень непросто, невероятно постичь качества Бога, имея мышление и понимание на уровне и возможностей своего тела и живя в материальном мире, дающем достаточно ограниченные возможности мышления, которые едва выходят за рамки общепризнанных представлений. Бог и его качества непостижимы, невероятны, входят в противоречие со знаниями материальными и представлениями материальными. Вот, как можно Богу, Высочайшему из всех живых существ, имеющему Тело, покрывающее все вселенные, все миры, содержащее в себе все сущее, как можно Богу полным своим целым присутствовать в микроскопических живых существах? Как можно, будучи в таком величии и Славе, защищать, находясь в теле каждого, каждого, выражать интересы его личные, подавать мысли те, которые живое существо в соответствии со своей ступенью, принимает однозначно за свои? Как можно быть с грешником за грешное, а с праведником за праведное? Как можно, будучи Богом, мыслью искушать, сулить, обещать? Как можно дать разрешение на убийство? Как можно дать разрешение на ложь? Как можно, будучи в теле преступника, с ним вынашивать и планировать преступление? Как можно в теле животного давать ему свои интересы? Как Бог объясняет муравью его задание и планы на жизнь, как Бог руководит и развивает хищника, давая ему задание выжить через убийство? Если Бог в каждом, то все абсолютно от Бога. Как Бог учитывает все ступени , как состыковывает, как воздает, как учитывает карму, как несет Божественную Справедливость. Как все это вместе развивает творение? Непостижимо, непонятно, удивительно. Как Бог свое тело, свои частицы отделил от Бога, каждому дал понимание себя, отделил друг от друга, обусловил телом, дал индивидуальность и каждого, каждого повел к Себе через мир материальный буквальна за руку, не давая, по сути, и шагу ступить без Себя. Решая с каждым его индивидуальную задачу, Бог создает видимость, что до других ему нет дела, что здесь и только так. Вводит каждого в отношения с другими, с каждым решает его личную проблему, с каждым переживает, плачет, горюет, каждого успокаивает теми средствами, которые только ему и подходят, каждого учит изнутри и извне, непрерывно, ежечасно, не отрывая от главных земных целей. Как это получается у Бога? Как может Бог одновременно в разных телах по-разному мыслить, поступать, планировать, встречать смерть и рождение, защищать и предавать, кричать и молчать, есть и голодать? Как может Бог одновременно проживать жизнь и людей, и животных, и растений, и камней, и планеты, и вселенной, все двигая, направляя, сводя и разводя, рождая и уничтожая одновременно, то там, то здесь? Многоликость, Многорукость Бога, многотерпение Бога, Милость и Гнев Бога… Откуда в Боге при величайшей отрешенности и независимости? Как Бог может поддерживать все живые существа? Каждому давая еду, кров, защиту, место обитания, среду для жизнедеятельности? Но Бог утверждает, что Он поддерживает все живые существа. А значит, с каждым, опять же, работает индивидуально, зная наперед день каждого, ночь каждого, из миллиардов и миллиардов живых существ. Поддерживать – значит давать все необходимое для жизнедеятельности, никого не упускать из Божественного виду, никого не забыть, никем не пренебречь. Но давая так, чтобы живое существо трудилось, добывало, считало себя причиной, а потому давая через Божественные Иллюзорные энергии каждому по труду, по удаче, по результату, по усилиям, по преодолениям, по борьбе, по ошибкам и просчетам, давая так, чтобы мысль развивалась, чтобы тело двигалось, чтобы ничто не простаивало, чтобы живое существо было активно всеми частями своего тело, активно в движении тела, в контакте с миром материальным, чтобы имело интерес к жизни, чтобы добивалось, чтобы претерпевало, чтобы здесь познавало ограничения, чтобы знало разные ситуации и искало выход, чтобы давало другим, чтобы имело ответственность, чтобы заботилось о потомстве, чтобы защищало от врага, чтобы умело искать, хитрить, выбирать, приспосабливаться. Чтобы познавало Бога неявно через природу, самые простые проявления Бога, чтобы практикой материальной жизни приходило к пониманию нравственности на любом уровне жизни, даже самом примитивном, знало, что есть зло и добро, друг и враг, зима и лето, благоприятное и неблагоприятное… Все это называется – поддерживать жизнь, давать ей направление, давать через нее мысль и деяния, давать выбор, давать последствия выбора. Поддерживая так жизнь Бог, однако, и Тот, кто эту жизнь забирает постоянно. Но для чего? Чтобы дать новые условия, новое тело, новые возможности и вновь повторить этот процесс, но так, чтобы извлечь новый опыт, чтобы мыслить и так и иначе, чтобы судьба предоставила новые свободы и новые ограничения, чтобы живое существо познало голод, если в прошлых рождениях его не знала, чтобы познала друзей, если знала больше врагов, чтобы появились усилия в новый направлениях, чтобы извлекала новые Уроки из кармической деятельности, ибо и у животных также имеется кармическая деятельность, выращенная на жестокости, не исполнении родительского долга и прочее, что видит Бог. Таким образом, деятельность Бога многообразна, необъяснима, разнонаправлена, кажется противоречивой или во вред живым существам или не соответствует примитивному пониманию человека о качествах Бога. Чтобы понимать Бога в достаточной степени, надо изучать Святые Писания, знать закон кармы и воздаяния, видеть Бога везде и в каждому, видеть все в Боге, Видеть Бога в каждом живом существе действующего, а не созерцающего. Следует понимать также, что все стоят на разных ступенях развития, что греховная деятельность каждого – дань его ступени, что Бог не соблазняет на греховное, но дает проявиться тому, что есть, дабы плодами и наказать, чтобы поднять через Божественные Уроки на более высокую ступень самосознания и развить качества Божественные. Нет никакого другого живого существа, которое бы брало на себя эти функции Бога. Нет демонов, нет нечисти, которые бы внутри человеку подсказывали и несли ответственность за его грех, но есть человек и его ступень развития и соответствующие качества, и есть Бог, Своими средствами над ним работающий. Это надо знать строго. Правильно видящий и понимающий не найдет в деяниях Бога противоречий, не восстанет против Бога, не упрекнет Бога ни при каких обстоятельствах, ни в каких материальных событиях и тем приближен будет к Богу.
18. Также говорится, что во всех светящихся предметах Он есть Свет, возвышающийся над тьмой. Известный, как Знание, Он Тот, к Кому можно приблизиться посредством знания, в сердце каждого расположенному.
КОММЕНТАРИЙ.
Сияние солнце, сияние росы, сияние драгоценных металлов, свет исходящий из луны и солнца, свет электрический, свет, излучаемый всеми светящимися предметами, вообще Свет Бог называет Собой. Любой Свет ни есть качество предмета, его неотъемлемое свойство, но есть присутствие Бога в нем именно так Волею Бога выраженное. Любой Свет в материальном мире должен напоминать о Боге, побуждать к восхвалению Всевышнего, служить причиной молитвы и благодарения, может быть причиной медитации, так направленной только на Бога и Божественные качества. Бог есть Сама Чистота, Которая должна ассоциироваться со Светом, с Любовью, с Благостью и Праведностью. Материальный мир в достаточной степени наполнен Светом, что для людей должно быть символом добра, в то время как тьма есть символ зла, греховности. Для человеческого понимания это наглядные Божественные сравнения, ибо так на уровне чувств мог воспринимать добро и зло человек всегда. При этом следует понимать, что тьма, ночь, день, свет – это условности мира материального и для Бога Лично они не существуют, ибо у Бога нет ничего, что можно было бы окрасить в черный свет. Все качества Бога есть свет, есть знание, есть Любовь, есть Отрешение. Бог возвышается над тьмой в сознании человека, применительно к несовершенным качествам человека, к качествам греховным. В Боге есть все цвета, на духовном плане есть все цвета, все они имеют в Боге свою Божественную Природу, все они равнозначны в уме Бога, все несут свою информацию. Качества Бога также можно разделить по цветам, но это имеет отношение к творению Бога, к труду Бога, к мыслительному процессу Бога и независимо от Божественных предпочтений. Однако для человека такое разделение наглядно и способствует разграничиванию добра и зла на уровне ума и деяний. В Сознании Бога, в Уме Бога, в Деяниях Бога все есть Свет, ибо здесь нет качеств несовершенных, качеств не во благо творению, качеств материальных, ибо такова суть Бога – движение вперед, развитие, поддержка, Милосердие, Любовь. Все деяния Бога направлены только в эту сторону, изначально, извечно. На этом Бог стоит, из этого исходит, это поддерживает. Здесь использует Божественные Знания и Божественный Опыт. Однако, Знания Бога и Знания, с которыми можно приблизиться к Богу – есть не одно и то же. Чтобы приблизить к Себе человека, Бог дает ему знания достаточно ограниченные, в соответствии с возможностями ума и разума, но достаточно емкие и точные по сравнению со знаниями материальными. Эти знания, называемые в материальном мире совершенными, хранятся в Ведах и даются Богом Лично тем, чьи качества подходят, кто уже готов ими мыслить, через них начинать идти и видеть, ими понимать, через них преломлять, на них основываться и доносить их другим. Эти знания считаются знаниями высокого духовного порядка и усваиваются человеком только через долгую практику преданного служения. Невозможно постичь качества Бога, познать Бога, как Личность, выйти на Личностные отношения тому, кто стоит только на чувстве веры, не подкрепляя и не упрочая ее духовной практикой, не идя через добродетель, аскетизм, отрешенность, контроль ума, чувств, желаний. Невозможно также достичь Бога, имея привязанный ум, устремляясь удовлетворять чувства многочисленными объектами чувств, не очищая своего существования, не поклоняясь Богу, не отходя от мирской суеты и не выходя на Бога в себе. Многие йоги, сосредоточив себя на сердце своем, зная там престол Бога, Бога, восседающего на лотосе, входят в состояние глубокого транса, ибо переживают в себе Бога Живого через энергии достаточно высокого порядка, которыми Бог возвещает Свое присутствие, награждая Великой Благостью и умиротворением. Однако, следует сказать, что, возвестив, что пребывает в сердце живых существ, направив в сердце ум, Бог, однако, использует сердце человека, как престол любви, поскольку это главный орган в человеке и только так может быть и понят. На самом деле, Бог расположен в теле человека равным образом везде, в любой его точке пребывает полным Своим целым. Соединение же с душой, самой духовной сущностью, происходит только в голове, в мозжечке. Здесь дает мысль, здесь дает реакцию на чувства, отсюда, а не из сердца начинает диалог с живым существом своего уровня. Это также надо знать. Бог мог бы обожествить любую часть тела, провозгласить ее своим местом пребывания. Для невежественного человека, человека неразвитого, которому, однако, хорошо понятна роль сердца, лучше всего понимать именно этот орган, как место пребывания Бога. Однако, преданному должно знать то, что здесь уже было сказано и из этого исходить, хотя и ничто не мешает ему медитировать на сердце, когда обращается к Богу в себе. Но если человек будет выходить на Бога в себе именно умом, желая с Богом диалога, личностных отношений, то надо обратиться к мыслительному процессу и заметить, что он идет из глубины головы, спускаясь с затылка на начало языка, где в мыслительном процессе получает вибрации от Бога, воспринимаемые как речь на уровне мысли. Также энергии Божественного высокого порядка, не имеющие аналогов в материальном мире, такие, как состояние благости, духовного умиротворения, духовной радости и торжества, можно прочувствовать на уровне груди, как и в других частях тела, как даст Бог, как проявит Себя в зависимости от Божественной цели и уровня духовной ступени человека.
19. Таким образом, Мною вкратце описаны поле деятельности, также знание и познаваемый. Мой бхакта, осознав это, полностью достигает Моей природы.
КОММЕНТАРИЙ.
Таким образом, в стихах 2-18 Бог отвечает на вопросы Арджуны, заданные в стихе 1. Из всех знаний эти знания следует считать базовыми. Только усвоив их можно начинать путь постижения Бога и духовного совершенства, только отсюда можно расширять свое сознание, только через них надо начинать видеть свой путь в Боге. Стоящий на этих знаниях прочно получает от Бога особую Милость, ибо у Бога появляется основание вести дальше, расширять границы этого знания через практику преданного служения и утверждать в знаниях еще более сложных, которые можно принять, зная в достаточной степени, что есть поле деятельности, что есть знание и Кто фактически и на все времена является Единственным Познаваемым со всеми Его Качествами. Достижение природы Бога ни есть постижение материальной природы, ни есть постижение только качеств Бога, но постижение И Величия Бога, и Могущества, и Достояний Бога, и Личностных характеристик Бога и постижение Бога вне материального мира, постижение деятельности Бога и его Творения за пределами видимыми. Однако, в следующих стихах 20-24 Бог отвечает на вопрос Арджуны относительно материальной природы, ибо эти знания являются сокровенными, лучшими, из рук Самого Бога, приоткрывающими полог того, что кажется естественным и не несущим в себе особой Божественной задачи. И тем не менее.
20. Знай, и материальная природа, и живые существа, оба, не имеют начала. Все изменения и непременно гунны материальной природы, знай, порождаются материальной природой.
КОММЕНТАРИЙ.
Даже многие великие духовные учителя считают материальную природу приходящей, тленной, изменяемой. Воистину, глазам своим не откажешь. Однако, Бог утверждает, что материальная природа не имеет начала. Относительно живого существа это (понимание, что оно не имеет начала) понятно, ибо живое существо есть облаченная в материальное тело духовная сущность, хорошо обозримая, проявляющая жизнеутверждающие качества, душа, каким бы ни было тело, будь то тело растения, микроорганизма, животного или человека, является частицей Бога, отделенной и неотделимой, имеющей Божественную природу, является извечной, не имеющей начала. Но материальная природа… Как это понять? Очень просто. Материальный мир есть проявление Извечных энергий Бога, которые всегда сопутствуют материальный мир в период его творения и поддержания. Это низшая Божественная природа, присутствующая в Боге всегда в виде энергий материальных, используемых в материальном мире, обуславливающие его суть, имеющие назначение совокупного развития от низших форм проявления к высшим. Неживая материальная природа на самом деле есть также тело Бога, уровень развития тела Бога, одухотворено Богом, содержит в себе жизнь разных уровней абсолютную. Нет ничего в Боге, что можно было бы назвать мертвым, лишенным присутствия Бога, не развивающимся. Бог в атомах, молекулах, ядрах, клетках… Нет ничего, где не было бы Бога, где не было бы жизни, где не было бы движения, где бы не работал Божественный закон развития. Нет ядра, которое бы не развилось в атом, нет атома, который бы не развился в молекулу, нет молекулы, которая бы не развилась в микроорганизм, нет микроорганизма, который бы не пошел по пути телесной и духовной эволюции и не стал бы животным, нет животного, которое, направляемое и развиваемое Богом не стало бы человеком. Жизнь, не имеющая анналов, наполняет воду, воздух, землю, металлы, скалы, камни. Все незримо развивается Богом, все идет из бесконечности в бесконечность, от энергий Бога, не осознающих себя индивидуально, к энергиям разумным, высочайшего уровня, прошедшим всю материальную и духовную школу и став той разумной частью Бога, которой возможно управлять в ее осознанности, в ее Божественных знаниях, входящих в унисон с Волею Бога. Так, в материальном мире из низов своих энергий Бог выращивает Себе своих преданных слуг, свое продолжение, свое Я, не входящее в противоречие с Высшей Божественной Личностью. Сколько существует Бог, столько существует этот процесс развития Бога, столько существует материальный мир, столько существует материальная природа, которая не имеет начало, как не имеет начало Сам Источник всего. Материальная природа во время уничтожения материальных миров уничтожается. На самом деле, переходит в непроявленное состояние, храня в себе Божественным умом в любом состоянии свои качества, свое многообразие, свою программу развития подобно тому, как Бог хранит в семени программу развития живого существа в плане оболочки и ее основных характеристик, однако в развитии одухотворяя эту оболочку своей искрой, давая ей жизненные силы и те качества, которые Божественно предопределены в Божественной Памяти с учетом развития. Поэтому будет прав тот, кто и в материальном, и неподвижном увидит Бога, увидит присутствие жизни и ее развитие, кто не назовет камень камнем, но формой жизни, кто выйдет за пределы материального сознания и увидит все и все не имеющим начала, а потому в своем движении и развитии и так увидит проявление Бога в материальном мире во всей полноте. Такой человек не сможет, видя себя и все полностью в Боге и Бога во всем Живого, не сможет быть мыслью и поступками вне Бога, не сможет ничто воспринимать вне Бога. Такой человек никогда не будет потерян для Бога и путь его духовного развития не будет знать препятствий, ибо это та точка абсолютного понимания, начиная с которой назад не возвращаются, и сомнения более не посещают. Что же есть материальная природа? Для живого существа это есть все, что его окружает. Сюда относятся и все другие живые существа, включая и его самого. Это все, что имеет место быть в материальном мире, это грубые Божественные энергии, одухотворенные в разной степени искрами, частицами Бога и все, пронизанное непосредственно Богом, и все, содержащее в себе Бога, и все в теле Бога. Материальная природа – это и тела, и предметы, и природные ресурсы, и творение рук человека, и воздух, и вода, и леса, и водоемы, и реки, и все состояния веществ, и все химические реакции и все физические законы и явления, и все, что окружает материальные планеты, и все, что в глубине каждой планеты. Есть природа высшая, есть природа низшая, но все есть материальная природа, которая собою и составляет основу материального мира. Материальная природа есть творение Бога, творение направленное, призванное Богом быть средством и орудием как развития самой природы, так и развития присутствующих в ней живых существ. Однако, работа природы, направленная и разумная, фактически, не исходит от самой природы. Она полностью управляема Богом, и только Бог через нее управляет материальным миром. Но каким образом? Проявляемая материальная природа имеет свойство, от Бога данным, сопровождаться определенными Божественными энергиями разных уровней, которые обеспечивают ее правильное восприятие и жизнеспособность в ней. Энергии, сопровождающие материальную природу, имеют разный уровень проявления, являются характеристикой вида материальной природы, имеют свойство чувствоваться живыми существами, восприниматься умом и разумом и вызывать адекватное состояние, как и качества, как и понимание. Есть энергии леса, речки, поля, гор, мегаполисов, магазинов, рынков, детских площадок, стоянок, метро, энергия институтов, училищ, общений, семьи, детей, родителей, животных, птиц, бань, кафе, ресторанов, в автобусе, в такси, в толпе, среди друзей, на вечеринке… Не счесть. Человек находится постоянно в смене окружающей энергии. Это для него естественно, считается его личным чувством, им синтезируемым. На самом деле, можно ли быть в лесу, а чувствовать себя на берегу моря? Никак. Можно ли быть на дне рождении, а испытывать энергии новогодние? Никак. Можно ли быть дома, а чувствовать, что ты в автобусе? Никак. Можно ли смотреть на небо, а испытывать чувство, что ты в магазине? Никак. Все это энергии разных уровней, бесконечно сопровождающие нас в материальном мире, энергии естественные, без которых теряется интерес, присутствие, мысль, внутренний настрой. Все это и есть гунны материальной природы, энергии, качества, неотъемлемые от нее. Все для любого живого существа; все также для человека и ради человека; чтобы как-то упорядочить его сознание и понимание и свое место в материальном мире, Бог все эти энергии разделил на три: гунны благости, гунны страсти и гунны невежества. В каждой гунне имеется свой набор энергий, которые как по ступеням поднимают человека в пределах данной гунны до граничащих с энергиями более высокой гунны. И так далее. Находясь на рынке, скажем, человек испытывает влияние гунны страсти. Находясь в научном центре – также гунны страсти, но на более высокой ступени, находясь в святом месте – испытывает влияние гунны благости, преданно служа Богу – человек в храме и вне храма может испытывать влияние гунны благости более высокого порядка. Присутствуя при драке или месте, где распивают спиртные напитки, человек испытывает влияние гунны невежества. Находясь в доме человека падшего, ничем не интересующегося, кроме выпивки – находишься под влиянием гунны невежества более низкого порядка, называемого тьмой… Каждый человек тяготеет в работе, быту, религии, в отношениях к своей гунне, ибо она наиболее отвечает его качествам, интересам, его чувствам и пониманию. В этом случае можно говорить, что каждый находится под влиянием преимущественно одной гунны природы и испытывает более слабое влияние со стороны других гунн. Таким образом, все события, изменения в жизни человека, любого живого существа происходят Волею Бога, но через материальную природу, через сопровождающие ее гунны материальной природы. Именно они побуждают человека через внутреннее восприятие на мысль, решимость, действие определенного порядка, к проявлению качеств, соответствующих уровню сознания человека. Находясь на вечеринке, испытывая влияние гунны невежества, человек вовлекается в драку с последствиями, меняющими его жизнь. Находясь в церкви, человек под влиянием гунны благости испытывает смирение, желает идти по пути благотворительности и тем преобразует свою жизнь. Находясь на работе под влиянием гунны страсти, человек старается, проникаясь энергией труда, несущей в себе значимость и ответственность работы, проявляет себя достойно и в этом плане обеспечивает себе уважение и материальные блага. Т.е. надо из всего понять, что все изменения в материальном мире – от Бога, однако Бог делает их через материальный мир, саму материальную природу, которая всегда сопровождается работой гунн материальной природы, отзывающихся в каждом в зависимости от того, на какой ступени своего развития человек стоит и находится под каким преимущественным влиянием гунны природы.
21.В вопросе создания, говорится, природа является причиной всех причин и следствий. В вопросе наслаждения, сказано, живое существо есть причина счастья и страдания.
КОММЕНТАРИЙ.
Здесь речь идет о роли природы и роли человека, но каждого в своей сфере. Бог обращает на эту часть знаний особое внимание, ибо и это основа правильного материального и духовного мышления, есть знание, данное непосредственно Богом, которое следует взять за основу. О каком создании говорит Бог в данном стихе? Речь идет о человеческой деятельности, о том, что своими руками, своей мыслью, своими качествами с использованием своих чувств делает человек, понимая за свои усилия, свой опыт, свои знания. Как на самом деле обстоят здесь дела и причем здесь материальная природа, как причина? Прежде всего, в каждом человеке присутствует Бог, каждому Бог дает своими путями опыт, знания, навыки, память. Каждому Бог дает усилия, желания, намерения, обстоятельства, поддержку, препятствия, преодоления, поиск. Каждому Бог дает жизненные силы и, по сути, с каждым творит. Это не может быть подвержено сомнению преданным, тем, кто везде и во всем видит Бога. Однако, Бог находится внутри человека и вне его. Все вокруг, вне человека есть материальная природа, включая все другие живые существа. Не сможет Бог внутри человека дать мысль, желание, саму деятельность, если все это не будет побуждаться извне. Через материальную природу, отношения в ней, связи, зависимости, обстоятельства, ресурсы, выступающие, как причины, Бог понуждает человека через чувства и органы чувств входить с внешним миром, материальной природой в контакт и только потом начинает работать с человеком через его мысль, давая желания, давая необходимость и условия для деятельности человека. Внешняя среда, материальная природа изначально призвана служить Богу в развитии живых существ, есть орудие Бога, есть средство влияния, есть причина всех причин и следствий в деятельности живого существа, включая человека. Вне материальной природы мысль не шелохнется, поскольку и чувства не донесут до ума причину и необходимость мыслить. Живое существо не сможет что-либо предпринять или создать. Не будет причины – не будет и следствия. Живое существо не сможет развиваться, не сможет привносить, не сможет мыслить, не сможет и реагировать. Этот вопрос должен быть очень хорошо понятен в материальном мире. Цепочка деятельности человека такая: Бог – материальная природа – чувства - мысль , поданная Богом, - деятельность человека. Но никак не может в основе любой деятельности быть только человек из себя синтезирующий усилия, направленные на природу и здесь создающий. Так мыслят многие материалисты, считая себя покорителями природы, первичными по отношению к ней. До определенной ступени развития Бог позволяет человеку так мыслить, ибо проявленная так активность также вовлекает в материальные отношения и, идя на поводу иллюзорных энергий Бога, человек достигает и в таком понимании то, что желает от него Бог в плане качеств. Деятельность, труд человека есть главная составляющая жизни человека. Здесь необходимо выяснить, знать, от чего этот фактор зависит. Прежде всего, от Бога, от того, как Бог вокруг него обставляет материальную природу и через нее побуждает к деятельности и только потом подключает человека согласно его качествам и карме, давая изнутри мысли, чувства, желания, реакцию, само дело. Но где же Бог считает человека ответственным, первичным, управляющим? Ответ здесь же, в вопросе счастья и страдания, которые могут подниматься только тогда, когда речь идет об удовлетворении чувств, о наслаждении. Бог утверждает, что вопрос счастья и страдания всецело зависит от человека, как только он решает вопрос, связанный с удовлетворением чувств, с наслаждениями. Как это понять? Речь идет о наслаждениях, которые могут иметь место, когда человек удовлетворяет потребности тела или на уровне тела. Вообще, вся кармическая деятельность человека направлена на удовлетворение своих чувств и чувств других людей. Если в этих вопросах человек эгоистичен, пренебрегает Законами Бога, меркантилен умом, совершает греховные деяния, накопляет, не знает аскетизм, не добродетелен, ставя для себя целью удовлетворение своих чувств, наслаждаясь плодами славы, власти, богатства, то он однозначно решает для себя вопросы своего счастья и страдания, является их причиной. Т.е. в этих вопросах человек может влиять на события в своей жизни. И это следует знать. Однако, следует заметить, что материальный мир - мир страданий, мир преодолений, мир борьбы, мир выбора. Не может человек лишить себя страданий, если он находится на низшей ступени своего развития, если качества еще не позволяют идти по пути аскетизма и ограничений. Человек не может не соблазняться посулами материальной природы, не может отказать себе в плодах, которые не изведал, но обязан пройти все ступени развития, вынести все Божественные Уроки, накопить опыт и знания, изжить, отработать качества более низкого порядка. Однако, никто не знает, на какой ступени духовного развития он стоит, а потому никогда не будет во вред контролировать свои чувства, свои желания, свое направление ума. Только усилия человека, только старания человека сделают его союзником Бога в духовном становлении, и в этом направлении он сможет корректировать свое счастье и страдание, и в этом поле деятельности Бог дает ему такое право и такую активность, где очень многое зависит и от него.
22.Живое существо, непременно расположенное в материальной природе, наслаждается порождаемыми материальной природой гуннами. Такая связь с гуннами материальной природы является для всех живых существ причиной как для благоприятного, так и неблагоприятного, во всех видах жизни, рождение за рождением.
КОММЕНТАРИЙ
Рассмотрим еще раз живое существо, расположенное в материальном мире. Оно находится полностью под влиянием материальной природы во всех вопросах, связанных с деятельностью человека. Но материальная природа всегда и изначально сопровождается Божественными сопутствующими энергиями, или гуннами природы, которые как бы поясняют живому существу через органы чувств то или иное проявление природы, побуждая его к мысли и деятельности адекватным этому внешнему воздействию и соответствующим качествам человека. Все эти Божественные энергии в материальном мире в совокупности называются иллюзорными энергиями Бога. Именно они дают представление в сознание человека о богатстве и бедности, друге и враге, о счастье и страдании, о зиме и лете, о мире и войне, победе и поражении. Без этих энергий человек в определенных ситуациях не осознал бы себя родителем, ребенком, старым, молодым, успешным, безуспешным… Таким образом, материальный человек, находясь в зависимости от материальной природы, автоматически попадает под влияние иллюзорных энергий Бога, становясь зависимым от гунн природы и, как следствие, от двойственности материального мира. Вообще, возможны два варианта: быть зависимым от гунн природы и независимым. Бог неоднократно призывает Арджуну стать независимым от гунн природы. Что это значит? Это значит быть независимым от двойственности материального мира, когда человек не привлечется ни богатством, ни бедностью, не отличит гальку от золота, друга от врага, когда не будет привязан к мнениям людей, не будет привязан к плодам своей работы, когда не отличит благоприятное от неблагоприятного. Что человек этим выигрывает? Внутренний мир, независимость от материальной природы и ее иллюзорных энергий, когда никого не назовет причиной, но только Бога, когда не привяжется к плодам своей деятельности, когда все посвятит Богу. В таком случае последствия греховной или благочестивой деятельности не будут оказывать на него влияния, они не будут всплывать кармическими реакциями. Говорят что в этом случае человек не может наслаждаться гуннами, порождаемыми материальной природой, не почувствует наслаждение от власти, денег, почета, славы. Непривязанность обусловит независимость от благоприятного и неблагоприятного, человек не сможет, идя на поводу иллюзорной энергии, входить в материальные игры, брать на себя те или иные роли, связанные с греховной или благочестивой деятельностью. Возвышение над гуннами материальной природы, независимость от них привнесут в него мир, благость, наслаждения духовные, поскольку такому пониманию и таким качествам непременно предшествует большая духовная практика, дающая испить нектар других наслаждений, имеющих непосредственное отношение к Богу. Для всех других, кто не занят религиозной практикой, кто зависим от гунн природы, для них не остается выбора другого, кроме материальных игр, где, какую бы роль на себя человек не взял, последует кармическая реакция, как благоприятное или неблагоприятное событие, где плоды любой деятельности непременно возвращаются, понуждая живое существо вновь и вновь рождаться в материальном мире, пока не встанет на путь преданного служения, пока через долгую практику преданного служения не пойдет по пути отрешенности и посвящения Богу всей своей деятельности, так постепенно выходя из власти гунн природы и видя вещи как они есть изначально, понимая, от Кого все исходит и Кому изначально принадлежит, Кто есть Верховный Управляющий и так теряя интерес к материальным событиям и отношениям. Такой человек уже более не может рождаться в материальном мире, ибо материальная природа и иллюзорная энергия уже привнесли в него те качества, которые называются Божественными и которые могут послужить человеку на духовном плане в процессе непосредственного преданного служения Богу на более высоком уровне.