Ну, как объяснить этим двум мужчинам, одному аристократу по рождению, а другому по образу жизни, получившим самое престижное образование, проведшим всю свою жизнь в благополучии и достатке, имевшим возможность реализовать любой свой каприз, любое желание, что я, девочка из очень скромной московской семьи, сейчас имею те же возможности и общаюсь с ними на равных только благодаря тому, что в самом деле научилась что-то понимать про свою жизнь? И не только про свою. Как такое могло случиться? Просто я любила задавать вопросы.
Наверное, самый первый из них, ставший отправной точкой на этом пути, возник в моей голове еще десятилетнем возрасте, когда на дорожном указателе во время одной из поездок к родственникам под Москву, я прочитала название: «Новый Иерусалим».
– Мам, а где старый? – Моментально реализовала я свое любопытство. – Почему такое странное название? Совсем не наше, на русское не похожее.
Дать хоть какое-то вразумительное объяснение попытался мой дядя, к которому мы и ехали в гости.
– Это название связано с Храмом, построенном в этом месте, который, говорят, как две капли воды, похож на Иерусалимский.
Родители сделали умный вид и промолчали, а меня отправили играть с моими двоюродными братьями и сестрами.
Следующее разъяснение я получила от соседки, верующей пожилой женщины, приходившей к моей бабушке посудачить и пожаловаться на судьбу в лице невестки, сживающей ее со света. На мой вопрос, что это за место такое, Иерусалим, она ответила.
– Это такой город, где наш Боженька Иисус Христос терпел мучения, а потом был убит.
– За что убит? Кем?
– За правду, за свою любовь к Отцу Небесному, ко всем людям. А убили его, – тут она опасливо посмотрела на бабушку, – нехорошие люди.
– Какие нехорошие люди? – Не унималась я.
– Евреи. – И Марья Петровна заспешила к двери.
– Бабушка, это правда? – От неожиданности и испуга я обратилась к человеку, которому доверяла во всем.
– Катенька, я в вопросах религии не сильна. Но христиане считают, что это действительно произошло так.
– Поэтому нас так не любят?
Следующий информационный удар я получила в тринадцатилетнем возрасте, в Ленинграде, куда мама решила меня свозить на весенние каникулы. По всем историческим местам, входящим в обязательную программу посещения города на Неве, нас сопровождал мамин родственник, ее троюродный брат, коренной петербуржец. К моему величайшему удивлению, он совсем неплохо разбирался в тех вопросах, в коих была несведуща бабушка, и о Христе говорил не как о небожителе, об идоле, а как о реальной исторической личности. Из его рассказов выяснилось, что он был убит вовсе не евреями, а распят римлянами. Да и сам был стопроцентным евреем.
– Катенька, мать Иисуса, Мария, была из очень знатного и уважаемого рода, рода царя Давида. Слышала про такого? – Я отрицательно замотала головой. – А про Псалтырь слышала? Это такой сборник молитв. Так вот, эти молитвы, вернее даже, гимны, еще три тысячи лет назад этот самый царь Давид написал. Выдающийся был человек, воин, политик и поэт. Вот это самое родство и сыграло важную роль в судьбе младенца.
– Каким образом?
– В то время Иудея была под властью Рима, но правил ею царь Ирод. Он иудеем не был. А был из рода идумеев, язычников. Его бабку насильно заставили принять иудаизм, поэтому никаких добрых чувств он к этой вере никогда не испытывал. У него был один бог – власть. Да и сам был редкостным мерзавцем и интриганом. Но когда вспоминал, что он, ко всему прочему, еще и государственный деятель, то начинал обустройством страны заниматься. И однажды вздумалось ему перепись устроить. Но в Торе, главной книге иудеев, есть запрет на пересчет по головам. Поэтому решило семейство на это время из Назарета сбежать. Да не абы куда направились, а в Вифлеем.
– Почему?
– Потому что все тогда Мессию ждали, Спасителя. По предсказанию, должен он был происходить из рода царя Давида и родиться в его владениях. Вифлеем и был одним из таких мест.
Я тогда слабо представляла, где находятся эти города с такими необыкновенно завораживающими названиями, и каково было женщине в последние дни беременности совершить непростое путешествие, как оказалось, в Вечность.
– Они, в самом деле, знали, что у них необыкновенный младенец родится?
– По крайней мере, очень этого хотели. Потому что принадлежали к одной семейной секте. Тогда много таких сект по всей Иудеи было. Не забывай, что они под завоевателями жили, которые им своих богов навязывали.
Но дядя оказался не прав. Не были ни Мария, ни ее муж из знатного рода. Прямые потомки царя Давида были уничтожены вавилонянами в 7 веке до нашей эры. А очень отдаленные потомки Давида, основоположника израильской государственности, одного из самых уважаемых в народе личностей, были все на перечет, а потому хорошо известны. К тому же должны были быть людьми состоятельными. А Мария и Иосиф были бедны. В Храме за своего первенца они принесли в жертву лишь двух горлиц, что говорит об их крайне скудных финансовых возможностях. Кстати, эта информация отметает легенду о волхвах, принесших драгоценные дары, где среди прочего упоминается и золото.
И перепись эту совсем не Ирод придумал, а римляне. Его к тому времени и в живых уже не было. И хотя Ирод был сложным человеком, на совести которого не один десяток загубленных жизней, даже собственных жены и детей, но к «избиению вифлеемских младенцев» он никакого касательства не имел. Кстати, не было и великого переселения иудейского народа, вызванного переписью, на что ссылается евангелист Лука, оправдывая переезд семьи в Вифлеем, якобы, к месту, от куда был родом Иосиф. Римлян интересовали финансовые возможности каждого человека с целью сбора налогов, а не демографические показатели. Они ребята конкретные были, и под переписью подразумевалась опись имущества иудеев. В связи с чем, все население должно было сидеть по домам и ждать оценщиков.
Что ни говори, а должна была существовать очень и очень веская причина, заставившая семью открыто не подчиниться властям, отказавшись, по сути, от участия в переписи. Совсем не просто так покинули они родные места в самое неподходящее время.
Видимо, дядя Веня не был знаком с трудами Иосифа Флавия, который рассказывает о восстании в Галилеи, вспыхнувшем как раз из-за переписи, и даже называет организаторов – Иуду Галилеянина и фарисея Садока. Восстание, как полагается, было подавлено. А вот, что стало с предводителями? Бежали или были казнены? Все тот же Лука в «Деяниях Апостолов» утверждает, что Иуда Галилеянин был убит.
Так ли это важно? Для тех, кто хочет разобраться, почему некий галилейский проповедник, имя которого по-гречески звучит как Иисус, взял на себя смелость утверждать, что является Мессией, знание любых фактов об Иуде Галилеянине является ключевым. Сегодня это имя редко упоминается, да и то только в связи с его активной позицией против сбора налогов – якобы Иисус придерживался противоположной точки зрения.
А тогда Иуда был национальным героем, кумиром, взявшим в руки оружие против римлян. Был момент в его деятельности, когда он тоже объявлял себя Мессией, потому что только этот статус позволял повести за собой массы. Но ни массы, ни духовенство не пожелали увидеть в нем Мессию, ибо к царскому роду Давида он не имел никакого отношения. И все ж определенные надежды на освобождение многие связывали именно с ним. Вопрос, почему?
Родство, происхождение всегда имели большое значение в судьбе человека, а уж в те времена особенно. Так из какого рода происходил Иуда? Сведений о нем практически не сохранилось, кроме того, что был он из города Гамла, расположенного на берегу Кинерета. Род его не был богатым или знатным. И на этом все исследователи ставят точку.
Но вот Иосиф Флавий, описывая молодые годы Ирода, рассказывает о неком «атамане разбойников» Иезекии, нападавшем на пограничные сирийские селения и римские гарнизоны. Собственно говоря, с казни Иезекии, которого Иосиф Флавий называет разбойником в угоду своим читателям - римлянам, а в глазах своего народа он мститель и пламенный борец за свободу своей родины, и началась карьера самого Ирода, который, пытаясь выслужиться перед Римом, казнил его без суда. Дело получилось громкое: за учиненный самосуд Синедреон приговорил Ирода к смертной казни, от которой его спасло грозное заступничество римского наместника. Затем, став царем, Ирод без каких-либо колебаний сам вынес смертный приговор своим судьям.
Какое отношение все эти события имеют к Иуде Галилеянину? Самое прямое – он был сыном казненного бунтаря Иезекии.
Не мудрено, что «отягощенная» активным стремлением к свободе наследственность этой семьи, беспокоила потомков Ирода. Зная, что вдова Иуды, находящаяся на последнем месяце беременности, бежала в Вифлием, вполне возможно, властями была предпринята попытка убийства младенца, в коем заранее все видели нового Иезекию или Иуду. Но большого масштаба эта акция не получила, иначе нашла хоть какое-то отражение в исторических хрониках. Правда, могла сохраниться как легенда, использованная в дальнейшем евангелистами, описавшими патологический страх Ирода перед появлением младенца, который в народных чаяньях виделся справедливым мстителем.
Если связать все эти нюансы воедино, то можно предположить, что Мария и есть та самая вдова, бежавшая ради спасения сына из Галилеи. И евангелисты писали чистую правду о том, что плотник Иосиф женился на Марии, когда она, будучи вдовой, ждала ребенка. Вот она, реальная основа легенды.
Но все эти исторические подробности, нюансы, коллизии стали мне известны и понятны значительно позже. А тогда, в Исаакиевском соборе, дядя Веня указал на одну из фресок.
– Знаешь, что на ней изображено? – Для меня все эти многочисленные мозаичные панно мало чем отличались друг от друга. Подумаешь, везде одно и то же, в центре розовощекий пухлый младенец, его счастливая мать и заботливые родственники. Но дядя Веня нашел, чем меня удивить. – Обрезание Христа. По еврейским традициям мальчикам на восьмой день обрезают крайнюю плоть.
– Зачем?
– Такой завет установил Бог между собой и Авраамом, которому обещал произвести от него народ. Впервые такая операция была произведена на Исааке, тому в то время восемь дней было. Исмаилу было тринадцать лет, поэтому арабы, да и вообще все, кто потом мусульманство принял, подвергаются этой процедуре в таком возрасте. Но больше всех не повезло самому Аврааму. Он глубоким стариком был. Ну, и намучился, должно быть, бедолага. – Потом, ухмыльнувшись, добавил. – Если бы Христу в наше время пришлось паспорт получать, то национальность у него оказалась бы самая неподходящая. По пятому пункту никуда бы не прошел, а уж в боги точно.
– Дядя Веня, но ведь его отцом сам Бог был. – Старалась я по-взрослому возражать ему, сама не понимая, что такое пятый пункт.
– Катенька, так ведь Бог-то иудейский. В то время только иудеи в единого Бога верили. А римляне, греки, да и все остальные были язычниками, у них целая иерархия богов существовала. Ты же ведь в школе учила.
Тогда мне казалось, что библейские темы всплывали в наших разговорах случайно, во время осмотров Исаакиевского и Казанского Соборов, ставших по чьему-то глупейшему распоряжению музеями атеизма. Глупейшему, потому что нормальных людей привлекало туда желание узнать правду о том, что рекомендовалось отрицать.
На самом деле, от темы, связанной с жизнью Иисуса, было не уйти, потому что библейские и новозаветные сюжеты, всплывавшие в этом городе на каждом углу, требовали определенных знаний и поисков ответов на всевозможные вопросы. Например, в Эрмитаже меня очень заинтересовало полотно «Святое семейство».
– А кто этот старик? – Спросила я дядю Веню, искренне полагая то, что это, должно быть, и есть отец Христа, Бог, о котором все говорят.
– Это – святой Иосиф, настоящий отец Иисуса. – В ответ на мой изумленный взгляд, он добавил: – Иосиф был значительно старше Марии, лет этак на семьдесят. Основоположники христианства, приняв за основу легенду о непорочном зачатии и о божественном отцовстве, роль Иосифа расценили очень скромно, как попечителя Марии. Хотя, сама понимаешь, если бы в те времена молодая женщина родила ребенка не от мужа, а от другого мужчины, даже если бы тот назывался богом, она бы не пользовалась теми авторитетом и уважением, какие были у Марии.
И тут дядя слишком доверился чужому мнению, ставшему стереотипом. Не был Иосиф таким уж престарелым и несостоятельным мужчиной. Такой вывод напрашивается сам собой, при чтении Благовествований, где говорится о четырех братьях Иисуса. Современная теология предпочитает считать их двоюродными братьями галилеянина или детьми Иосифа от другого брака. При этом богословы дружно забывают первый завет Писания, данный Богом первым людям: «Плодитесь и размножайтесь…», во исполнение которого ни один еврейский священник никогда и ни за что не заключил бы брачный союз, не предполагающий рождения ребенка. И уж совсем нелепой выглядит католическая точка зрения о вечной непорочности девы Марии.
То, что Иисус был старшим сыном – факт очевидный. Именно за него, как за первенца, был уплачен выкуп в Храме. В христианстве эта процедура получила название посвящения его Богу. Этому посвящению подвергаются все первенцы мужского пола в еврейских семьях и по сей день, потому что такое правило установил Бог через Моисея. Другое дело, что Мария была из рода священников, поэтому ее семья была освобождена от уплаты выкупа. Да и в Храм для этого вовсе не обязательно было ходить. Обычно служитель Храма приглашался на дом, где в торжественной обстановке за богато накрытым по такому случаю столом получал строго установленную Торой сумму. Но ведь они для чего-то потащились в Иерусалим с двухнедельным малышом?
Кстати, подтверждение тому, что Иосиф не был родным отцом Иисуса, можно найти в самих Евангелиях. В иудейских семьях была, и по сей день существует, традиция называть первенцев именем деда по отцовской линии. Отца Иосифа звали, по версии Матфея, Иаковом, а по свидетельству Луки – Илия. Среди братьев Иисуса был Иаков, но… Но выкуп-то был уплачен за первенца, имя которого на иврите, считается, звучит Иегошуа.
Почему «считается», понять не сложно. Зная, насколько грубо греки исковеркали географические названия и имена людей, кто сейчас возьмет на себя смелость категорически утверждать, как же его звали на самом деле. Да и имя это, Иегошуа, хорошо не только тем, что, хотя и с шероховатостями, ложится под известную всем греческую транскрипцию. Символичен его перевод – «Бог спаситель».
«Спаситель! Спаситель! Мессия!»
Но Мессия переводится как «помазанник», помазанник на иудейский трон. Значение «спасителя» ему придало христианство, не утруждая себя знаниями лингвистических тонкостей. Хотя, какие же это тонкости? По-гречески «спаситель» называется «соттер».
Что касается еврейских традиций, то они никогда не интересовали христиан. Зачем, если по их мнению, этот человек себя евреем не ощущал? Правда, тогда не понятно, почему, как нормальный верующий еврей, называл своим Отцом иудейского Бога?
Отец. Конечно же, у него был настоящий отец – земной реальный человек. Легендарный отец! Вспомнить только, как радуется Елизавета, узнав о беременности Марии. Уж она-то, в отличие от евангелистов, знает, кто был муж Марии. Какими только восхваляющими эпитетами его не называет. Особенно ее вдохновляет сила мышцы его, которой сметет он сильных мира сего с их престолов и воздаст бедным и страждущим. Ибо он -- герой и надежда всех иудеев на свободу.
А старец Симеон, благословивший младенца в Иерусалимском Храме и предрекший ему великую славу? Разве мог служитель Храма подумать, что перед ним «сын бога живаго»? Да никогда. Ему и в голову такая ересь не могла придти. Все его предвиденье основано на знании отца и деда младенца, в котором он мечтал видеть продолжателя их дела.
Дед. Дед, оказывается, тоже был легендарной личностью! Его именем и должны были назвать младенца – Иезекия…
Иисус – Иезекия. Да уж, это значительно ближе, чем Иисус – Иегошуа.
Кстати, Иезекия погиб на кресте. По всей видимости, точно так же закончил свои дни Иуда. Не в связи ли с этим печальным фактом были сказаны последние слова Иисуса о чаше, которая не миновала и его?
Конечно же, в те свои юношеские годы я совсем не разбиралась в перипетиях иудейской истории, не знала массы тонкостей, без которых невозможно понять смысл слов и поступков героев Нового завета. Но уже после первого столкновения с христианскими догмами в мою детскую голову совершенно отчетливо закралась мысль: почему христиане так далеки от реальной истории? Почему столько неточностей и несоответствий существует в том, что окружает эту религию? Остается только предположить, сколько же в самом учении можно найти несуразного и необъяснимого.
Собственно, эти размышления, о смысле основных постулатов христианства, стали занимать меня в дальнейшем, когда в школе на уроках литературы начался разбор хрестоматийных образов, сначала Горьковского Луки, а потом Платона Каратаева. Большинство из этих постулатов я не принимала. Например, почему нужно всех прощать и даже подставлять другую щеку? С какой стати? Чтобы показать свою слабость, дающую повод меня еще больше обижать? Почему нужно не противиться злу, прощать, и что еще хуже, любить своих врагов. Духовный подвиг? А что делать тем, кто к нему не готов?
Такое же непонимание, а, следовательно, неприятие вызывали и другие утверждения. Почему я должна возлюбить ближнего своего, когда вокруг столько разных тварей, и явных, и скрытых, прикрывающихся красивыми словами? Какое мне дело до Страшного суда, если он состоится невесть когда, да и как я могу предстать на нем, если к тому времени от моего бренного тела ничего не останется? Воскрешение? Глупая выдумка, схожая с непорочным зачатием. И самое главное, как можно говорить, что Бог нас любит, если люди, все без исключения, проходят через страдания? Просто у каждого уровень этих страданий разный.
Тогда мне, как сейчас Максу, казалось все это настолько далеким от реальной человеческой жизни, что представлялось в виде благостных пожеланий в осуществлении красивой мечты, которую человечеству, как бы оно не старалось, никогда не суждено воплотить в реальности.
К своему несчастью, а может быть, счастью, я родилась в атеистической семье. Более того, мои родители затеряли и не особенно стремились найти свои национальные корни. Если отец, делая себе карьеру, старательно их скрывал под нажимом советской действительности, то маму это совершенно не интересовало. Бабушка об иудаизме знала очень мало, а к христианству была безразлична. Побудительным для меня моментом разобраться во всех неточностях стало огульное обвинение полуграмотной женщиной всего еврейского народа в убийстве ее бога.
Первые же попытки докопаться до истины привели меня к подсознательному решению отделить религию от веры в Бога, в существование которого я свято верила.
А потом в моей жизни случилось событие, напрочь изменившее отношение к образу самого Иисуса. Совершенно случайно мне в руки попал самиздатовский экземпляр «Мастера и Маргариты». И если поначалу меня, семнадцатилетнюю девушку, приковали к этим странницам приключения в Москве компании нечистой силы, к которой Михаил Афанасьевич решил обратиться в поисках правды и возмездия, то потом поняла, что больше всего в этой «нетленке» меня впечатлил другой роман, ради которого, наверное, и была написана вся книга.
Роман о человеке по имени Йешуа а-Ноцри избавил меня от одномерного, иконного представления о человеке, возведенного в ранг бога. Мало того, что весь его облик приобрел естественные человеческие черты и ощущения, а судьба предстала как реально произошедшая личная трагедия, стало понятно, насколько наше понимание о нем искажено нашей же доверчивостью. Да, да, мы слишком доверились чужим словам и мыслям, так называемому контексту. А Михаил Афанасьевич, на основе своих уникальных знаний, попытался от них уйти.
Сейчас бы я с ним поспорила…
Но именно там, у Булгакова грустное и минорное название Иерусалим сменилось на звонкое и радостное Ирушалаим, вместившее в себя и голубизну бездонного неба, и золото палящего солнца над вечным городом. Ведь на иврите небеса зовутся «шамаим», а солнце – «шемеш».
Я ощутила это, когда уже в зрелом возрасте бродила по его улицам, шла крестным путем, Via Dolorosa, стараясь понять, что же произошло на самом деле с этим незаурядным человеком, если в последующем его многострадальным именем, его любовью к Богу и ближнему прикрывались массовые убийства ни в чем не повинных людей. Если во всем мире до сих пор существует ненависть к тому народу, из плоти и крови которого он появился. И сам этот народ, давший человечеству принципы, именуемые общечеловеческими, до сих пор с маниакальным упорством ждет Мессию.
В Израиле я облазила все места, так или иначе связанные с христианством, где каждое событие, описанное в Евангелиях, имело под собой реальную основу, во многих случаях обыкновенный житейский эпизод. Мне хотелось понять, где вымысел, а где правда, что соответствует действительности, а что – чрезмерное человеческое стремление подделать действительность под себя.
В поисках крупиц знаний, из которых впоследствии сложилась более-менее правдоподобная картина, пришлось перелопатить груды литературы, начав, естественно, с первоосновы, с четырех канонических текстов. Вот когда наступило время «открытий», о некоторых из которых я уже упоминала выше. Я задавала себе бесконечные «почему» и искала на них ответы. Часть из них лежала на поверхности, надо было только не полениться и навести историческую справку. Где? Да хотя бы там же, куда адресовал Михаил Афанасьевич, у Иосифа Флавия. Другая часть требовала объективной оценки личности самого Иисуса и окружавшей его действительности. Слава Богу, христианство во все времена было неисчерпаемым кладезем исследований не только христианских теологов, но и объективных историков. Третья лежала в области логических размышлений.
Мне, как и многим, интересующимся его служением, не давал покоя вопрос: почему этому человеку, если он, в самом деле, пришел на эту землю ради спасения человечества, довелось так рано умереть? Вот Будда, например, дожил до восьмидесяти пяти лет, из них сорок пять проповедовал свое учение, создав четкую философскую систему и досконально разъяснив ее постулаты. И самое главное, за что Иисус был предан позорной смерти? Ну, не за идеи же милосердия и человеколюбия.
Иудаизм, при всей кажущейся суровости, отличается большой терпимостью к разным своим течениям, если при этом они не нарушают принцип единобожия. Тем более что все основные мысли, приписанные Иисусу, задолго до него были высказаны пророками и мудрецами, в большинстве своем фарисеями. Так что, на самом деле, никаких существенных расхождений с ними у него не было. Все уже было сказано до него.
Кем же он был? Мессией? Но своему народу он не принес освобождение. Не прекратились с его приходом войны, мечи до сих пор не перекованы в орала, а копья в серпы, не установилось царство справедливости, не воссоединились все сыны Израилевы на своей земле. Напротив, пролилось море слез и океан крови, а сам народ с жестокостью и цинизмом был рассеян по всему миру людьми, забывшими главный завет своего бога о любви к ближнему. Ждать его второго пришествия? Но если он за две тысячи лет не вернулся, то где гарантия, что это когда-либо произойдет?
Сам он называл себя назореем. Христиане посчитали это прозвищем, связанным с местом его рождения. Но назареем был и Иоанн Предтеча, о чем имеется указание в Писании, к Назарету не имевший никакого отношения. Как, впрочем, и сам Иисус. На иврите это слово звучит «назир». Назирут означает обет ритуальной чистоты перед Богом. Человек, давший его, обязывал себя не стричь волосы. Из чего можно сделать вывод, насколько правдивы изображения Иисуса длинноволосым. Далее, назореям запрещено употребление в пищу винограда и продуктов из него. Поэтому на тайной вечере Иисус никак не мог пить вино, а тем более говорить соратникам, что это его кровь. Это уже из области языческих домыслов и фантазий. И третий запрет. Он не имел права прикасаться к источнику ритуальной нечистоты, то есть к усопшему. Не мог даже находиться в одном помещении с ним. Поэтому рассказы об оживлении им мертвых крайне сомнительны.
Иоанн был ессеем, то есть членом иудейской секты, обосновавшейся в пустыне. Об этом свидетельствуют факты его биографии и содержание его проповедей об очистительной войне и конце света – фактический пересказ ессейских гимнов. К тому же, физическая и духовная чистота была у ессеев, что называется, пунктиком. И хотя ритуальное омовение у иудеев существует столько же, сколько существует сам иудаизм, ессеи к нему относились по-особенному, придавая повышенное значение. Именно его поставил во главу своих проповедей Иоанн. Потому и обещал спасение только тем, кто пройдет водное очищение у него. Не кропил и не обливал водичкой, а со всего маху, с головой под воду, чтобы ни один волосок не остался на поверхности, как и положено при принятии миквы. Потому что символизировал этот акт самую важную идею ессейства – смерть для «тьмы» и Воскресение для новой жизни. Ессеи всю жизнь готовили себя к борьбе с тьмой, называя себя «воинами света».
А Иисус, судя по его высказываниям и поведению, имевший сан раввина-фарисея, был ли он ессеем? По всей видимости, да. Его слова о свече, которую зажигают, чтобы «поставить в подсвечнике», а не «ставят под кровать» - это упрек отцам секты, долгое время скрывавшим ессейское учение. И только благодаря Иоанну, ставшему впервые проповедовать его открыто, учение стало доступным всем иудеям без ограничений.
А тьма? Что подразумевали ессеи под тьмой? Здесь их взгляды были весьма радикальны, так как они считали, что весь народ иудейский погряз в грехе, К сынам тьмы, они причисляли всех, кто не разделял их учения. Но основное зло видели в саддукеях, касте жрецов Храма, превративших служение Богу в профессию, обогащавшую их, и прикрывающих свои корыстные интересы необходимостью совершать формальные ритуальные жертвоприношения. Именно вследствие чрезмерного радикализма не приняли взглядов Иоанна пришедшие к месту его проповедей фарисеи.
А потому больше всего досталось фарисеям от евангелистов, сделавших их главными оппозиционерами Иисусу, а само слово – синонимом подлецов и лицемеров.
Ессеи считали, что Бог присутствует среди них, в общине глубоко верующих в него людей. Но почти то же самое проповедовали и фарисеи – Бог, говорили они, живет в сердце верующего. Были, конечно, противоречия между этими течениями иудаизма, но не настолько серьезные, чтобы отдавать своего оппонента на смертную казнь. Почему? Да потому что никто из них не нарушал главный принцип иудаизма – единобожие.
На самом деле, трагедия фарисейства состояла в том, что к моменту возникновения первых списков Евангелий, главной еврейской святыни – Храма – уже не существовало. А потому ушли с исторической арены и накрепко связанные с Храмом жрецы-саддукеи. И в эти смутные времена на плечи раввинов-фарисеев легла колоссальная ответственность за сохранение иудаизма как религии, когда на смену первым христианам-иудеям, исполнявшим все предписания Торы, стараниями другого еврея, Павла, пришли христиане-язычники, которые отказывались соблюдать Закон, за что и были изгнаны фарисеями из синагог. И весь гнев этих, не только мало понимающих в иудаизме, но и вообще малообразованных людей, в массе своей нищих и рабов огромной Римской империи, был направлен на хранителей духовных ценностей.
Нельзя, конечно, сказать, что антисемитизм -- порождение христианства. Евреи задолго до его возникновения страдали из-за своей религии, из-за необходимости строгого соблюдения ее норм. Языческий мир, полный насилия и жестокости, с надменностью и одновременно с опаской относился к евреям, чья религия требовала справедливого равенства всех перед Законом и любви к ближнему своему. Ну, с какой стати, например, господин должен давать свободу рабу, получившему увечье от руки хозяина? И вообще, какой бог мог такое выдумать – каждые семь лет отпускать рабов на свободу? Или распространять на них все законы, принятые для свободных людей? Вот уж действительно, непонятные, а потому опасные люди, эти евреи.
К вышесказанному осталось только добавить – до отмены крепостного права в России и принятии Декларации прав человека в США осталось всего навсего три тысячи лет.
А Суббота? Почему евреи раз в неделю отдыхают, ничего не делают, когда остальные, а остальные – это весь мир, работают от зари до зари без выходных? Иосиф Флавий описывает, с каким цинизмом местные правители препятствовали евреям диаспоры осуществлять одно из самых главных предписаний Закона – соблюдение Субботы. Кстати, именно с этой заповеди начали евангелисты свои атаки на иудаизм, возложив на Иисуса сомнительное первенство отмены его. Но если разобраться, разве мог человек, называющий Бога своим Отцом, пренебречь днем, заповеданным самим Богом, когда все сыновние помыслы должны быть обращения к Отцу, к Богу?
И уж если рассматривать этот день подобно язычникам, как обыкновенный выходной, то очень даже полезно вспомнить, что только в двадцатом веке, ценой неимоверных усилий рабочих профсоюзов, жестоких стачечных войн, цивилизованный мир буквально выбил себе право на законный выходной день.
И как тут не вспомнить о кашруте? Только сейчас современные ученые и врачи-диетологи пришли к единому мнению, что законы кашрута – это принципы правильного питания. Хочешь быть здоров – соблюдай кашрут!
Можно привести еще с десяток примеров массовой глупости, но пришло время спросить, почему человечеству понадобилось три тысячи лет, чтобы понять очевидные истины? Почему оно рукой, сжатой в железный кулак, упорно отталкивало от себя то, что было ему преподнесено как бесценный дар? Наверное, потому что это была рука больного, зараженного гадкой болезнью под названием антисемитизм, главной причиной которого является элементарное невежество.
Болезнь эта оказалась столь легко проникающей в головы людей, с поражением их ума и душ, что даже такие признанные гении и гуманисты, как Шекспир, оказались подвержены ей. Ведь только по невежеству можно было поселить еврея-ростовщика Шейлока в Венеции. Кто сейчас помнит и знает, что этот город был центром христианского ростовщичества, изгонявшего из своих стен евреев как опасных конкурентов, так как те давали ссуды под значительно меньшие проценты, да и настаивали на порядочности ведения дел, потому что так, видите ли, требовала их религия?
Кому сейчас в голову может придти мысль поинтересоваться: а почему, собственно говоря, евреям пришлось заняться этой неблаговидной профессией? Им что, по кайфу было слушать в свой адрес проклятия и грязные обвинения в том, что они де принадлежат расе, наживающейся на нужде других? Может, им нравилось умирать от рук циничных и жестоких должников? Да нет же. Спасибо императору Константину, возведшему антисемитизм в ранг государственной политики, сделавшему этот народ вечным изгоем. Именно он лишил его родины, запретив селиться в Иудее и Иерусалиме, а также покупать земли в других уголках Империи. Оставил без защиты закона, чтобы подло ограбить. Ведь так легко и просто обогатиться за чужой счет, отобрав земли, имущество, дома, завладев целыми флотилиями кораблей, наполненных богатыми грузами драгоценных камней и пород дерева, пряностей и благовоний, тканей из Индии и Китая. А чтобы не мешались, вообще запретил заниматься торговлей и ремеслами.
Но если сам Константин еще отдавал себе отчет, что ненависть христиан к иудеям вызвана его же собственными действиями, то его сыновья посчитали ее Божьей волей. И вот уже по всей Палестине за сынами Израилевыми начали свою отвратительную охоту работорговцы. А диаспора обиралась нещадно.
Почему бы не убивать, грабить, насиловать, ведь другой еврей уже оплатил своей смертью все чужие грехи? Особенно в убийствах ни в чем не повинных людей преуспели крестоносцы, так что даже Папа писал им в Иерусалим: опомнитесь, ведь Господь наш Иисус был тоже иудеем! Не помогло.
А испанский позор!? Испания, несомненно, до сих пор оставалась бы одной из самых процветающих и влиятельных стран Европы, если бы не задушила саму себя руками отцов-доминиканцев. Как же им всем хотелось поживиться чужым добром.
Как им всем стояла костью в горле поощряемая религией, Торой, образованность евреев. Сначала их всех поставили перед выбором: обращение в христианство или смерть. А потом вновь обращенных жгли без устали на кострах.
Невежество, лежащее в основе мыслей и действий. Невежество, передающееся из поколения в поколение. Невежество, закрепленное догмами и ритуалами. И, наконец, апофеоз -- уничтожение европейского еврейства в печах Освенцима, Дахау, Бухенвальда! «Мы убиваем евреев не за то, что они распяли Христа, а за то, что они его нам дали», вещал идеолог нацизма Розенберг. Другие на Нюрнбергском процессе пытались прикрыться цитатами из Библии, как инструкцией к действию. Может быть, после тех страшных признаний христианство прекратило ничем не прикрытый антисемитизм?
Папа Иоанн-Павел Второй даже попросил у евреев прощение. Он прекрасно знал, что делает. Его родная страна особенно «постаралась» в годы второй мировой войны, когда в Польше практически не осталось ни одного еврея. В этом вопросе поляки мало чем уступали немцам. Может быть, став Папой, Карел Войтыла, наконец, понял, что любое проявление антисемитизма – это плевок в лицо того самого бога, которому он поклоняется? И неужели люди так мало продвинулись в своем духовном развитии, что готовы зачислить в ранг святых человека только за то, что тот публично проповедовал истины о любви к ближнему своему, ставшие известными языческому миру две тысячи лет назад благодаря еврею, возведенному ими же в ранг бога?
А сам Иисус? Каково ему было видеть от туда сверху мучения своего народа?
Я редко задумывалась, почему судьба этого человека, ставшего богом для половины населения земного шара, так меня занимает. Поначалу мне просто нравилось удовлетворять свое любопытство. Потом это безобидное человеческое стремление сменилось неуемной жаждой знаний, открывшихся сразу же, как только я постаралась расстаться с привычными шаблонными представлениями о нем. Когда же законы о реинкарнации и карме наложились на учение, которое во всем мире называется христианским, все совпало.
Еще больший смысл, а самое главное, практический выход этих, казалось бы, чисто духовных аспектов в реальную жизнь я ощутила при совместной работе с Владыкой своей кармы. Я всегда относилась к нему с большим уважением и доверительностью, признавая в нем своего Наставника и Учителя. Но при этом никогда не испытывала чувства слепого поклонения. Для меня он был, скорее, другом, хотя знала, что это духовная личность высоченных энергетических вибраций.
В ответ на мои робкие вопросы о том, как его зовут и кто он, я видела лишь мягкую улыбку, говорившую о том, что сейчас для меня это не важно. Главное – принципиальное понимание того, что он от меня хочет, а его имя не имеет к этому ни малейшего отношения. А хотел он активной работы по очищению энергетики, изменению мыслей, умения работать с эмоциями, что, в конечном счете, привело к открытию широкого и чистого информационного канала.
И уже здесь, в Лондоне, получив реальное богатство и постоянно забрасывая его просьбами разъяснить, для чего мне его дали, Владыка, успокаивая меня, что скоро я сама пойму смысл этих денег, вдруг сказал, что сейчас у него прекрасное настроение, и он готов ответить на мой самый сокровенный вопрос. Я сразу поняла, что речь идет о его имени.
– Разве ты не поняла, кто я? О ком ты думала с самого детства, чья судьба всегда интересовала тебя? Разве ты не ходила в церковь только затем, чтобы пообщаться со мной? Я всю твою жизнь был рядом и направлял тебя.
– Ты – Иисус? Но я много читала и думала не только о тебе, но и о духовных Учителях востока, махатмах, аватарах. О том, какие знания они открывали своим ученикам. И потом, я никогда не видела в тебе бога.
– Интересно, «а за кого ты почитаешь меня?»
– За человека. За необыкновенного, но все же человека, с самой трагической судьбой, не только земной, но и посмертной. Я смотрела в твои печальные глаза на иконах и видела в них боль, но не от физических страданий. Мне казалось, ты глубоко скорбишь, что так и не был понят людьми: ученики, не пожелавшие смириться с твоей смертью, «воскресили» тебя, а потомки жестоко исказили, почему-то решив, что своей смертью ты искупаешь все грехи человечества. Нет, каждый отвечает за свои собственные поступки и мысли своими же собственными несчастьями, болезнями и проблемами. И ты ответил. Хотя считал, что тобой движут самые чистые помыслы. Ты мечтал принести свободу и счастье своему народу, установить Царствие справедливости на земле. А получилось так, что следом за тобой распяли твой народ. Я видела страдания в твоих глазах за миллионы и миллионы невинно убитых и замученных твоим именем. Я ощущала, как содрогаешься ты от каждого антисемитского выпада, как от очередного гвоздя, вгоняемого в твое тело. Поэтому ставила свечи не за себя, свое здоровье и благополучие, а за тебя, чтобы как-то уменьшить твою боль.
– Ты уменьшаешь ее и радуешь меня тем, что идешь путем, каким я направляю тебя.
Ну, как объяснить этим мужчинам, особенно тому, что мне так дорог и близок, что у меня, в самом деле, свои отношения с Богом, Богиней, Иисусом? Как им рассказать о тех удивительных чувствах, каждый раз охватывающих меня, когда Наставники подтверждают правильность моих мыслей и поступков, давая возможность воплотить в жизнь самые невероятные мечты? Попробую.