Ни хитру, ни горазду... (Лирика / философская)

В заповедном лесу, мимо бабки ли ёшки
проплывают, толпясь, вереницы невест,
и у каждой невесты - фата и сережки,
а куда, никому - и невестам - невесть.

Забрели в одночасье невесты сюда,
а за ними - по следу - корячился сглаз
от досужих людей, что хитры без суда
погубить. И от тех, кто на зависть горазд.

Но невесты бегут, их младые тела
исчезают в дурмане дубравы глухой,
и залетный дракон и стоглаз, и столап
наблюдает прилежно за долей лихой,

а другой не дано. Нет у пришлых судьбы,
вместо судеб отмерена доля в доход,
и невесты уходят в туман ворожбы,
и за ними лесной пробирается кот.

Хризопразом во тьме зажигается зрак,
угрожает, сулит, мельтешит впереди,
и ужасные корни дубов-раскоряк
потрафляют паденью - того и гляди!..

Скоро, скоро не станет на свете невест,
Скоро-скоро... И некому будет рожать...
Только где-то темяшит, звонит благовест
и зовет под венец записных прихожан.

Прихожане запутались в клочьях бород,
ставят свечи святым, избывают вину...
Рек бо вещий Боян: Надо всеми же Род -
ни хитру, ни горазду суда не минуть*.

Требы Роду и ныне несет на погост
мещанин, принесет - и воздвигнет кумир,
после этого свечек, скуласт и раскос,
но во храме святом понаставит мизгирь*...

Может быть, деревянный старинный тотем
снова в силе и сбил человеков с пути -
тут готовы венчать что попало затем,
что иных вариантов уже не найти -

Алексея с Петром, с Владиславом Фому,
с Антониною Стешу, с Анютой Зухру...
А невесты уходят, уходят во тьму,
не хотят веселиться на этом пиру...

Все смешалось в умах! От языческих зол
мир готов обходиться и без Рожаниц*
и несется стремглав, словно дикий бизон,
и греша... и зверея... и падая ниц...


____________________
* Род - Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира,
"Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо
человеку на лице духъ жизни, и бысть человекъ въ душю живу:
то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды - и въ томъ
ражаются дети...", - упомянут, например, в поучениях против
язычества "О вдохновении святаго духа", "Слове об Идолах",
"Слово Исайи пророка", рукописи Четьи Минеи из древнерусского духовника.
* "Тому вещей Боян и первое припевку, смысленый, рече: "Ни хытру, ни горазду,
ни пытьцю горазду Суда Божиа не минути".
* Русское МИЗГИРЬ восх. к тадж. МАХЗ-ГИР – «поедающий мозг»,
Здесь — паук-метафизический — трикстер, гностик. Он проникает
в тонкую суть явления. Метафорически он поедает " первооснову –
"мозг" или "кровь" Бытия. Это абсолютная гностическая реализация.
Другое толкование: слабосильный, мозгляк
* КУМИР (идол) - предмет языч. культа. Фигура, вырезанная из дерева
или изг. из золота, серебра.
* ПОГОСТ м устар. церковь с кладбищем, принадлежащим ей
земельным участком и домом причта — в стороне от поселения..
*РОЖАНИ́ЦЫ — женские божества плодородия в славянской мифологии, покровительницы рода, семьи, домашнего очага. Возможно, рожаницы были земледельческой трансформацией благожелательных берегинь. Рожаницы всегда упоминаются совместно с мужским божеством Родом и, как правило, существуют в паре (в древнерусском языке использовалось не множественное, а двойственное число при употреблении понятия «рожаницы»). Русские рожаницы сходны с греческими мойрами, римскими парками, славянскими суженицами. Рожаницы изображаются в классической позе рожающей женщины или в виде лосихи с рогами на голове. Для всех видов рожаниц характерна распластанность, широкая раскинутость конечностей;
- обычные женщины, через которых, по поверью, на брачную Купальскую ночь, возвращались из Нави в мир Яви души умерших предков
.

© Вик Стрелец, 19.08.2010 в 05:38
Свидетельство о публикации № 19082010053844-00177608 на Grafomanam.net
Читателей произведения за все время — 18, полученных рецензий — 4.
Голосов еще нет