Реквием по культуре. (Очерк)

Куземко  Владимир  Валерьянович.

                               Р   Е   К   В   И   Е   М           П   О          Т   А    Л   А    Н    Т    У   .


     …      Лет  тридцать  назад  я   влюбился  в  Аллу  Пугачёву.

         Мы   все   тогда   её   очень   любили.   Нежная,   изящная,   невозможно – искренняя   и   предельно  –  глубокая,   она   не   пела,  а   играла   на   самых   потаённых    струнах   наших    душ. Окружающее  её  общество  было  искорёжано  господствующей  тогда  у  нас   насквозь   фальшивой  идеологией,  а  ОНА – не  фальшивила,  ОНА - жила  с  нами  и  в  нас, и  творила  нас  заново - более  лучшими, чем  мы  были  до  знакомства  с  нею…Многие  из   тогдашних   властьимущих   недолюбливали   Пугачёву,  чуя   в   ней   ч у ж о е,  чинили   препятствия   её   творчеству,  пытались  её  как – то  приглушить…  Но  разве  можно  остановить  ту,  которую  любит  весь  народ?!. Её  слава  лишь  росла  и  крепла, и  в  каждом  из  нас  звучало  горькое: «  Эх,   как   бы   она   смогла   развернуться,  получи   полную   творческую   свободу!.. «

   … Прошли  годы. У  нас поменялось всё,  кроме  одного: народ  по  прежнему  любит  Аллу  Борисовну. Но Господи,  как же  она  изменилась!.. Обрюзгшее  лицо, тумбообразная  фигура,  идущие   ей   как   кенгуру   смокинг   балахонистые   наряды   -   это   в   тех   случаях,   когда  Примадонна   считает  нужным  явить  себя  публике  той,  которой  она  в  действительности  и  есть  -  раздавшейся   вширь  от  обилия   калорийной   жратвы   уродливой   старушенцией,  а  не  молоденькой   девочкой  с  томными  глазками    и  аппетитными  ножками, коей  она  с   той  же  регулярностью  тоже  мелькает  на   эстраде. Хотя   бы   для  самой  себя  определила  собственный  имидж:  старуха  или   всё – таки  нимфа?..  Но   нет,  нравится   ей   показывать  себя  и  такой,  и  этакой…  Дескать, « я   такая  разносторонняя!.. «
   Теперь  о  творчестве.  Голоса  -  нет  давно.  Какие–то  прокурено–испитые  руины  былого  завораживающе  –  бархатистого    великолепия,   доведённые   до   приемлимых    кондиций  благодаря  современным  возможностям    звукозаписывающей   техники. Особенно  хорошо  это  заметно,  когда  одну  и  ту  же её  песню  слушаешь  вначале  в   записи  80 – х   годов, а  затем  тут  же  -   в  современной   записи… Мягко  говоря  -  совсем   не  то!..
   Её  нынешние песни  -  разные,  В  числе  прочих  есть  и  хорошие,  но   ОЧЕНЬ   хороших  песен   у  Пугачёвой    нынче   нет  и  в  принципе  быть  не   может,  ведь   у   неё   сегодня  -  совсем  иной   слушатель.  Не  тот,  душой  которого  следовало  бережно  овладеть, а  другой,  живо  интересующийся,  с  кем  и   какими  именно  способами  Примадонна    совокупляется,  сколько    бабла   у   неё   на    банковских   счетах   и   когда    же   наконец   она   расстанется  с   матюкливым   «  гомиком   –  Филей « … Сегодняшние    песни   Пугачёвой  -  всего   лишь  совсем    необязательная   иллюстрация    к   грандиозным   скандалам,   слухам   и   сплетням  вокруг  её   загульно  -  шикарной   « купеческой «  жизни.  Вполне   логичны   случаи,   когда  песни  сами  становятся  скандалом,  вроде  той,  лично  меня   просто  потрясшей,  где  Алла,   обращаясь  с  эстрады  к  Максиму  Галкину, под  музыку  публично  предполагает, что  он-де  будет пихать  в  неё  снизу  из  унитаза  букет  роз.  Общеизвестный  « миллион, миллион, миллион алых  роз «, ставший тампоном  для  интимных  дырочек  Примадонны - это  круто!..  
   Так  что  же  получается?.. Весь смысл борьбы  за  свободу  творчества  для  нашей  великой  певицы  заключался  в  том, чтобы  она  наконец – то  получила   бесценное  право  спеть  про  оригинальные  затычки   и  засевшего  в  унитазе   Галкина?!.  Вот  чему, оказывается, мешала  все  предыдущие десятилетия  тоталитарная идеология  так мешавшей нашей  интеллигенции  КПСС  –  злодейки… Вот   на   что   подло   посягали   окровавлённые   руки  идеологических палачей,  коммуняк  -  изуверов!..
    Почему  Пугачёва  нынче - ТАКАЯ?..  Да  потому  только, что  ныне  мы - ТАКИЕ.  И  нам ТАКОЕ  -  нужно,  за   ТАКОЕ   массовый   слушатель   готова   заплатить.  Вчерашняя  Алла ТАКОЙ  аудитории  не  нужна  и  успехом  в  ней  не  пользовалась бы. Где  нет  успеха - там  нет  славы,  нет  там  и  денег,  а  деньги  Пугачёвой  нужны,  потому  как  она  уже  привыкла  жить на  широкую ногу  и  отвыкать явно  не  хочет…Вот  почему  она  и  стала  сегодняшней  Пугачёвой!..  Наверно,  вначале  ей  самой  было  противно  (  она  ведь  и   вправду -  умница,  великой  души  человек  ),  но   потом   ничего,  втянулась…  Настоящий  талант  ведь  никуда  не  спрячешь  во  всём  -  даже  и  в  бл…ве!.. Но  как  же  страшно  должно  быть  настоящему  таланту  понимать,  во  что  же   он   себя   превратил   и   что   из   себя   сделал… Как  иногда остро  начинает  болеть  в  душе!..

  …В  период  перестройки   Мастера   культуры  замозолили  себе  языки,  объясняя  нам, как  же  все  годы Советской  власти  мешала  им  жить  и  работать КПСС–мерзавка!.. Мало  того, что  уничтожили  генофонд  нации  -  десятки  миллионов   самых  лучших,   самых   честных, самых  талантливых!  - так  ещё  и  этим, уцелевшим, менее  хорошим, настырно  суют  палки  в  колёса!..  «  Можете   представить, как  бы  мы развернулись   во   всю   ширь   и   глубь,  не  мешай  нам  коммунистическая   диктатура!..  -  восклицали  они.  -   Сколько  замечательных  фильмов, книг, пьес, песен  мы  бы  создали!..»     В   такое  -   верилось.  Сгинула   Советская  власть,  прошло   долгих   14   лет   существования   не - тоталитарного   общества,   Мастера  культуры  резвились  на  просторах  бывшего  СССР  как  хотели  и   как   могли…  И   какой результат?.. А  -  никакого  результата…  Что – то   делается,  есть   образцы   творчества,   за  которые  как минимум  будет  не  стыдно  перед  потомками, но - ничего, хотя  бы  отдалённо приближающегося  к  ранее  достигнутому  в  нашей  культуре  уровню  л  у  ч  ш  е  г  о…Ни  новых Шолоховых, ни новых Шостаковичей, ни новых Гайдаев  вы вокруг  себя  не  увидите. Новых  гениев - нет,  а   с т а р ы е   -   поблекли.  Раньше,  скажем,  каждый  фильм   Эльдара  Рязанова  был  событием,  которым интересовалась  и  жила  вся  страна. Режиссёр  купался  в  океанах  народной   любви   и  втихомолку  рассказывал  каждому  встречному,  как   же   ему  мешают  препоны  офиозной  цензуры: « а  не  будь  её  -  вот   я    б   развернулся!.. «   Теперь  цензуры  нет,  снимает  Эльдар что  хочет  и  как  хочет, смотришь  по  телику  его  очередной  « шедевр «  и  думаешь: «  Уж  лучше  бы  ты  умер  в девяностом… « ( Говорю  это  без  обид  -  сто  лет  жизни  великому  киноклассику!..)  Или  вот  Михаил  Жванецкий. Гений  юмора!..  Всеми  слушаемый  и  читаемый,  всеми  обожаемый   и   любимый  -  раньше.  Его  и  сейчас  обожают  и  любят  -  по  привычке.  По  старой  памяти. По  воспоминаниям   о  том,  что  мы  слышали  в  70 – 80 – е  годы и  раздёргали  по  цитатам  до  кондиций  народного  фольклора. Но   спроси  любого,  что  ж  такого  -  этакого  общенародно  -  значимого  сотворил  корифей  за   пост – советский  период?..  Голову  на  отрез   даю:  ничего   великого,  сопоставимого   с прежними     эпохалками    никто    не    вспомнит…  Нечего    вспоминать!..
   Самое стыдное  заключается  в том, что резко снизив уровень творчества, околокультурные    Мастера  вовсе  не  стали  жить  хуже, совсем  наоборот!.. Если  раньше  общество  усредняло всех  и  поддерживало слабых  за  счёт сильных,  то  сейчас  -  время  активных  и  способных. Если  ты  умён  и   энергичен, то  большие  деньги  сами   потекут  в   твой   карман,  а  на  них  сегодня можно развернуться  так, как и  не снилось во времена  номенклатурных  продпайков  и  скромно – обшарпанных  госдач… Пару  лет  назад  прогремела  история  о  похищенном  у  того  же  Жванецкого  иномарки  стоимостью  чуть   ли   не   в  сто  тысяч   долларов. Вначале  я  засочувствовал  ему  было, но  потом  задумался:  а   откуда  -  таким   доходам?!   Книгами  Жванецкого прилавки нынче  вроде бы  не  забиты, о снятых по его  сценариям  блокбастерах  ничего  не  слыхать,  по  стране  с  концертами  наподобие  трудяге – Задорнову  особо  вроде  не  раскатывает  -  так   откуда    лавэ?!.   Впрочем,   даже   и   не   это  главное, другое:  зачем  обязательно  покупать  себе  машину   за   сто  тысяч    долларов,   если   вполне   нормально  можно    ездить   и    на    авто   впятеро   дешевле?.. В  те   времена,  когда   мы   все   обожали  Жванецкого,  он  был  таким  же  нищим,  как  и   мы.  Он  был  -  н а ш .  А  сейчас  массовый  читатель  и  поклонник   Жванецкого  обнищал  ещё  больше  и  наглядней  -  зачем  так   явно  показывать  ему,  насколько  же  ты   нынче   зажрался   и   завельможился?..   И   что   может  сытый   рассказать  о  жизни  голодному?.. И  ещё… Помнится,   в  эпоху   перестройки   весь  смысл    происходящего   Мастерами   культуры   объяснялся   так:   это   делается   для   того,  чтобы  всем  стало  жить  лучше!.. Теперь  же  складывается   впечатление,  что   жить   лучше  стало  чуть  ли  не  только  им  самим.  Как – то  неприлично  всё  это  -  даже  с  учётом  того,  что воспитанные  люди  денег  в  чужих  карманах  не  считают…Но  ведь  в  том – то  и  суть, что   сегодня  жируют  за  счёт  того,  что  вынуто  из  карманов  н а ш и х … Понимает  это  
Жванецкий?   Прекрасно   понимает,  он   же   умница.  Всё   он   великолепно   понимает,  но  ездить   на   иномарке   стоимостью  в   сто  тысяч    долларов   куда   лучше,  чем  на  ржавых  « Жигулях «,  он  на  ей  и  ездит…  Чего  вы  к  человеку  цепляетесь?!.

   …Почему  тоталитаризм, истреблявший  таланты и  немилосердно  угнетавший  уцелевших,  имел  великую  культуру ( имея  в  виду  именно  лучшие  её  образцы, а  не  соцширпотреб  ), а  нынешний  демократический  строй,  вроде   бы   именно  для   возрождения   культуры   и  созданный, ничего  подобного  не  имеет?..  На  то  лично  я  вижу  две  причины…

   Первая   из   них  -  то,  что   тоталитарный   строй,  создающий  огромные  препятствия  для  культурного  развития  страны,  рождал  в  обществе  и  огромную  энергию  по  преодолению  этих   препятствий.  Природа   не   терпит   пустоты,  есть  определённый   баланс   плохого  и  хорошего  в  любую  эпоху  у  любого  народа,  прибывание  потенциала   на   одном   полюсе  немедленно  приводит  к  возрастанию  потенции  другого  полюса,  общее  же  равновесие  -  неизменно. Скажем, в  лишённом   свободы   слова  обществе   сразу   же   наступает   гулкая  интеллектуальная   тишина,  и   в   этой   тишине  особенно  громко  звучат  одинокие  голоса   осмеливающихся  говорить  правду  даже   и  ценой  собственной  жизни,  и   именно   в   этой  тиши   к   подобным   словам   относятся   наиболее   чутко,  именно    тут    их   слышат   всем  сердцем и душою, только тут они и  звучат  во всю свою силу!.. И напротив, демократическая  свобода   слова   приводит   к  тому,  что   все   говорят   всё,  в   результате  никто   никого  не  слушает,  кроме  самих    себя  -  слово  полностью  обесценивается!..

   Тоталитаризм  угнетал  культуру  и  одновременно  как  внутренне слабый  строй нуждался  в  ней  -  одном   из   важных   рычагов   управления   обществом.  Культура  (   пусть   и  деформированная  )  целенаправленно  развивалась,  на  неё  тратились  громадные  средства, она   была   занятием   почётным,  престижным   и   в   масштабах   всеобщей   уравниловки  - прибыльным. Всячески  губя  таланты,  власть  в то  же  время  нуждалась в них, чтобы  быть  эффективнее  и  привлекательнее. Естественно  -  над  талантами  был  жёсткий  контроль.  А  любому   творческому   человеку   контроль  -  как   нож  по   горлу,   власть   уже   и   новые, воспитанные  ею  взамен  погубленных  таланты   автоматически   делала   своими   врагами, заставляла  как – то  изощряться,  обходя  препятствия, тем   самым   развивая   мастерство  и  укрепляя  характер.  Тот  строй  если  не  гнул  и  не  ломал  -  то  делал  титанами!
    Иное  дело  -  демократия, строй   внутренне  сильный, основанный  не  на  насильственно  навязываемых  обществу   искусственных  идеологических  схемах, а  на  здравом  смысле  и  человеческой  выгоде.   При   любом   строе   государство   манипулирует   людьми,   но  при  демократии  делать  это  легче,  более  удобней   применительно  к  людской  природе, тут  ни  культура,  ни   идеология   как   костыли   государству   уже   не   нужны  -  оно  и  так  крепко  стоит    на    ногах.   В   демократическом   государстве   есть   тенденция   сделать    культуру  частным   делом   занимающихся    ею   граждан,  причём    она    должна    быть    полностью самоокупаемой,  то есть – так  же  приносить  прибыль,  как, скажем,  и  продажа   пирожков. Что  охотней  покупается, то  и  в  первую  очередь  выставляется  на  продажу - закон  рынка. При  такой  постановке  вопроса  качество  культуры   в   конечном   счёте   диктуется  только  качеством   человеческих    душ.  И  вот  тут – то    начинает   проявляться  вторая   глубинная причина    нынешнего    кризиса    культуры.   Её    можно    сформулировать    так:               ЧЕМ  ЛУЧШЕ  СТРОЙ.  ТЕМ  ХУЖЕ  ЛЮДИ.

   Тоталитаризм  с   его  жёстким   государственным   диктатом   над   личностью    каждого   и  регламентацией  всех   сфер  жизни   понуждает   миллионы   « маленьких  людей «    незримо  сплотиться    в  бесконечном   противоборстве  с  государством.  Жестокость   времён  одних   -  огрубляет,   злобит,    развращает,  зато  многих    других - делает   душевней, справедливей, человечней… « Возьмёмся  за  руки, друзья,  чтоб  не   пропасть  по  одиночке!.. «  -  некогда  сформулировал  эту  мысль  Окуджава. Люди  коллективно  страдали  от  плохого  в  жизни  и  тянулись   к   хорошему,   и   искали   в   произведениях   культуры   это   самое   хорошее  как  свою   опору   в   немилосердной   схватке   с   окружающими   их   кошмарами…
    Иное    дело  -  теперь.  Времена   по  –  прежнему   тяжелые,  но  - не   для  всех  из  нас,  а  лишь  для   тех,  кто   внутренне   им   не   соответствует   и   оказывается   не   в   состоянии  воспользоваться  предоставленными  нам   всем  возможностями. Выстоять  сегодня  проще  всего  именно  в   одиночку,  рассчитывая   только  на   себя  и  своих  близких,  на  свои  ум, энергию, хватку, талант  и  удачу… Никто  уже  (  кроме  оппозиционных  политиканов  ) не  борется   с   государством,   все    борются   со   всеми   за    свое   место   под   Солнцем,   эта  яростная  конкуренция  всех  со  всеми  стремительно  двигает  вперёд  прогресс,  но  осушает  души, обмельчает  личности,  опошляет  чувства… Не  у  всех, разумеется, далеко  не  у  всех, но  в  первую  очередь  -  у  тех,  кто  в  э т о й    жизни  смог   преуспеть,  причём    преуспели  они   исключительно  потому,  что  стали  -  т а к и м и … Только  у  успешных  людей  нынче  есть   так  необходимые  самоокупаемой  культуре  деньги,  потому  именно  на   их   вкусы  и пристрастия  она  ныне   и  ориентируется.  « Рыночная  «   культура   стаёт  такой,   какой   её хотят   видеть   и   готовы   оплатить   «  рыночные  «   люди   -   примитивной,    далёкой   от  
«  заумности  «,  полу – дикарской…  Новых   Шукшиных, Шнитке,  Довженко   нет  вовсе  не  потому, что  они   не   рождаются,  а  потому,  что  сегодня  они  обществу  не  нужны  -  исчез  массовый   потребитель   их   продукции.  Наш   народ   нынче   в  гениях  не  нуждается     -  в  обескровленные   и   ограбленные   бытиём    души   великая   культура   просто   не   влазит!..

   …Иногда  даже  начинаешь  задумываться:  а  имеет  ли  вообще  хоть  какой – либо  смысл  общественный  прогресс, если  из  всех  наших  попыток  улучшить  жизнь  получается  лишь бесконечный   перелив   плохого   из   одних   проявлений   в   другие?..  Но   это   уже  -  тема  совсем  для  другого  разговора…

© Владимир Куземко, 14.08.2010 в 14:49
Свидетельство о публикации № 14082010144916-00176905 на Grafomanam.net
Читателей произведения за все время — 23, полученных рецензий — 4.
Голосов еще нет