«Ночь перед рождеством», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» прочно вошли в сознание образованного читателя. «Чуден Днепр при тихой погоде…» «Знаете ли вы украинскую ночь?..» «Как упоителен, как раскошен летний день в Малороссии!..» Эти строки из обычной школьной программы, хотя и сокращено она до минимума, известны каждому и ассоциируются с именем Н.В.Гоголя. И это дна лишь грань неповторимого таланта писателя, который доводит пейзаж до совершенства. Кстати, «первым каюсь я», как «тяжко» давался мне, семикласснику, этот пейзаж в 2-3 страницы, И с каким восторгом воспринял я Гоголя-сатирика. Писатель не видит смысла в будущем, исходя из прогнившего настоящего. Сатира Гоголя- это особый вид патриотизма, вылившегося в бичевании пороков не только общечеловеческих, но и государственных. Но почему сатира Н.В.Гоголя получила отставку на современной украинской сцене? Не потому ли, что слишком неловко, неудобно будут чувствовать себя некоторые в театральной ложе? Да потому, что, обличая всю мерзость и продажность чиновников, сатирик отвечает на извечный вопрос: кто виноват? Кто виноват, что любая обветшавшая постройка неизменно рушится от малейшего ветерка, кроме одной- государственного аппарата, что «мой город» в значении патриотическом приобретает значение частной собственности? Помните, как у городничего: «Да если спросят, отчего не выстроена церковь, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела». Так и задается каверзным вопросом умный зритель: «А куда делись деньги Криворожстали?» И Гоголь будоражит пытливый ум современного читателя при виде дворцов, красующихся за чертой города. Ну чем не по «Мертвым душам»: « У толстого спокойно глянь - и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце города - другой,» В современной трескотне наших СМИ об улучшении благосостояния народа не звучат ли гоголевские строки из той же поэмы о прекрасном саде «состоящем из тенистых, широковетвистых дерев, дающих прохладу в знойный день, читай «который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляною краскою.» А сделано- то на копейку, а раззвонят на – рубль, а что в некоторые- то карманы… И невольно наш зритель задумывается: что делать? Ибо так жить нельзя. Нельзя жить в том беспределе, который господствует в стране, когда господствуют Ляпкины-Тяпкины, по вине которых любые преступления могут быть оправданы, уже не берут взятки борзыми щенками. И как наивно, порой, мы уповаем на «ревизора». Но он, уверенно шагнув через столетия, удобно устроился, увековечив статус «доходного места». И горько усмехается читатель и одурачено все христианство, и как-то по – особому переосмысливаешь всю глубину реплики: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь»