На удивление много стихов «локально-осмысленных», т.е., имеющих смысл на протяжении каждого короткого куска, но в сумме – набор разрозненных шаржей.
Написать обзор не успел. Просто публикую заметки, накопившиеся в процессе чтения.
1. Предчувствие полёта
Автор: Александр Коковихин
В старости
нет вопросов
к своей отчизне.Скоро взлёт.
Ты - шарик.
Тебя надули.(Если доктор
даст две недели жизни,
надо просить в июле)...Нет, кроме смерти,
какой-то другой
свободы.Можно всмотреться,
сделать ещё попытку
и разглядеть,
как в небо
с восторгом уходят
шарики-души
тех,
кто ослабил нитку...
В явь дяди Фрейда, в тайные комнаты
я приходила к себе инкогнито –
слушать, как рястом полы лысеют,
щупать крысиные сны в лазейках,
с ног отчищать говорливое олово
слабых солдатиков, крысоловово
соло с засаленных снять заушных
виселиц…
Но мне другое нужно
было:
услышать, как с криком «мамочки!»
мать меня гнала из божьей рамочки
маточной, как я молчала матерно
в первой поднебной холодной вмятине,
как я у той, что страдала зубками,
хныканьем спрашивала: «зовут тебя
как?» –
и она, кроха-кактус-комнатный,
не раскрывала своё инкогнито,
чтоб я её, как отцёнка-мальчика,
дольше жизни в себе же нянчила
на взросло-девичьих показушных
праздниках –
вот что мне было нужно!
Но каждый раз в моих ранках-трещинках
пахло не мальчиком и не женщиной,
ныло не матерью перемолотой –
маленькой девочкой в тёмной комнате,
крохотной дурой, которой снится,
что забрела по колено в Стикса
сталь закаляющие воланчики –
волны –
за призраком
тени
мячика.
А что такое «ряст»? Даже поискал в инете – но нашёл только какие-то цветочки; тогда при чём тут «рястом полы лысеют»?
«Говорливое олово слабых солдатиков» – закручено зело говорливо, и не «стойкий оловянный» в этом виноват. «Крысоловово / соло с засаленных снять заушных / виселиц…» – ну, оочень хитро построено… Как специально – чтобы труднее прочитать было. Так не говорят в жизни, так писать нелогично, но – почёсывание левой рукой правого уха через (пардон!) промежность есть сакральный принцип нынешней «высокой моды»: главное – акробактика, чтобы лох-читатель до конца фразы не был уверен, правильно ли он грамматически разобрал её начало.
«Молчала матерно / в первой поднебной холодной вмятине» – в зимнем поле, похоже, родилась… (и «поднебной» читается как «поднёбной» :) ). «Кроха-кактус-комнатный» – так и не понял: о самой ЛГ это? Тогда – сама у себя «хныканьем спрашивала»? «Ныло не матерью перемолотой» – о чём сие? (в смысле «… мать-перемать»?) Ох, и трудная работа – из болота тащить… Причём из болота, напруженного автором специально и со знанием дела.
Похоже, Маргарита прогулялась по всему диапазану своих ассоциаций – от Ахилла до «чьей-то матери», и читателя норовит тот же путь заставить проделать. Ну, ленив я… Не хочу… Старею: мне бы лавочку в скверике, а не трассу экстремального забега с заботливо вырытыми грязевыми ямами, двухметровыми барьерами и волчьими капканами за ними. Главное – а зачем?
В общем, нестандартность извратов восхищает, но их туманность (и – местами – надуманность) досаждает.
3. некрасивый футбол
Автор: Маргарита Ротко
мееерзко так
каждый день табунами мессеры
погибают в боях с вертолётами до-похмелья
говорилка просит уже не пива – слесаря,
и об этом истошно блеетзапороли!
квадратный мячик буффон не вытащил
буффонада ж казалось точная голевая
а опять – офсайд в котором – тысячи тысячи
по сто разливаливоспевали люки лук ламборджини лестничные
грудные клетки грудинку классухи школьной
у поэтов каждый день обильно идут месячные
независимо от полаоно вроде конечно и кровь да не страшная
никаких хирургов максимум – стопка ношпы
интереснее говорить со старухой которая спит поглаживая
воняющий трупик кошкизанимательнее разгадывать почему крепление лопнуло
только на одной (лучше б с концами!) банальной лыже
вертолёты перемалывают тишину
им не хватает топлива
они падают
слепой говорит глухонемому:
слышишь?а ты слышишь поэт?
это грохочет литерный
отправляя тебя в будни
это пупок чёрный сам в себя бормочет
тему для медитации – так наждаком по клитору
или солдатским ремнём – по почкамэто хрипят облака будто одежда вешаясь
на плечики не знающие армрестлинга – хоть откуда?
это рихтер со смеху сбрендивший приводит какого-то лешего
и они шутя качают в горке посудуэто всё по твою водку поэт
это всё по твоих тараканов твоих сожителей
это всё к твоим вергилиям дающим счёт и поджопник
это – народные мстители-словодушители
идиоты из мира без фотошопапока ты тут вколачиваешь квадратуру круга – буффон! не дёргайся! –
и тебя как-то болезненно перекосило
старшеклассники дарят незнакомым девочкам крокусы
и это по-настоящему красиво
4. штормовое предупреждение
Автор: Ёж Лиру
парус хотели? — парус на
моря? — держите море
письмо моё не безадресно
соленый конвертик горякораблик бумажный
в ручьи весны выпущу
пучит глазища-рыбищи
гражданка почтенная
глядя на мой кораблик бумажный
письма
предназначены
для прочтения
и это важно
гражданка
важноморя соль разъедает
строчки мои каракули
чьи несмеяны наплакали
столько солинебо
порвалось
хлещет
трещит фундамент
дом отплывает
что-то сыплется с антресоли
парусятся шторы хлопает форточка(по радио объявили штормовое предупреждение)
"..девочка моя, девчоночка
с днем рождения, любимая. с днем рождения.."
5. Портрет
Автор: Лина Блумквист (Solstralen)
Эти большие глаза с отражённым светом луны,
Силится что-то сказать - только слова не слышны.
Тени на стенах - причудливые си-шу письмена –
"Я не могу, не хочу здесь оставаться одна!"Бледные слабые пальцы больно сжимают виски,
Господи, как же мне жаль!.. Сердце зажато в тиски...
Форточка под потолком - с неба течёт призрачный свет
Бариевым молоком. Стоп. Больше надежды нет...Долгая ночь не нежна: вперемешку с кoшмаром боль.
Крик невозможно сдержать: вдох... кислород... стрелка - ноль.
Красный холодный рассвет - солнце ранами на губах,
Взмокшие пряди. Портрет: на фоне подушки - страх.
Ритм – вроде есть равенство числа иктов, к середине второй строфы уже привыкаешь – шесть их, родимых, и, вдруг – семь! Потом – в третьей строфе – то шесть, то семь… Выглядит небрежностью. Вы уж либо не балуйте читателя с самого начала, чтоб усёк – не в иктах счастье, либо блюдите число иктов до конца. А так – раздражает. Особенно царапает ритм в районе «с неба течёт призрачный свет», «стрелка» и «солнце ранами на губах».
Рифмы – вначале ощущается, что есть рифмованные цезуры, но – «причу-хочу», «паль-жаль» - выясняется, что цезура исчезла, а внутренняя рифмовка есть, извратная, посреди слова. Ощущение обиды – «Надули!» (нет, – знаю, что «экспериментальный» стих, но ощущение от этого приятнее не становится).
6. Осенний мотив
Автор: Екатерина Ладных
Синее утро
приходит в город без повода,
крыш переплеты темны,
и прижались друг к другу улицы,
точно кошки.
Но вскоре проступит золото
на восточных фасадах,
и контур теней обуглится...Старый дворик,
внезапно очнувшись
в кленовом шелесте,
будет тихо мурлыкать
в руках сентября беспечного.
Отдохнувшие, сонные,
полные красок и прелести,
переулки, углы
и мосты
разбредутся
до вечера...
В гранитной оправе набережной,
в неподвижной воде –
небо, текущее с востока на запад,
дома перевернуты, скомканным фантиком тонет день,
где легки и нежны цвета и травы свежескошенной запах.
Где до прошлого века – всего полчаса пешком,
где красный кирпич и зелень вдоль узких улиц,
где мозаика мостовой начинается за мостом,
где мы были совсем другими когда-то и не вернулись.
Где в сумерках так высоки и темны тополя,
а дальше, в тени акаций, пуста скамейка.
Где сохнет белье во дворе – паруса корабля...
И медью над крышей бледнеет луны копейка.
8. Тебя нет
Автор: Ирина Мельник
Сердце стучит в виски, телефонный зуммер –
Россия на проводе, ждет на другом конце.
Думаешь, ты уехал? Ты взял и умер…
…В чемоданы, контейнеры, не изменяясь в лице, -
Рубашки, галстуки …с правом на проживание
В набросках грифелем - клеточках серых домов.
Разобрал на дрова, развалил навсегда Швамбранию,
Самый умный, может быть, из умов…И теперь стучит, рокочет гудзоновым сплином
Ностальгия солёная между двумя авеню.
Снятся, как в детстве, в саду цветы и малина.
Шансы вернуться к ним равны нулю.
Лишнее всё, страшное – там, за проливом…
Здесь - коробка и сто пятьдесят дискет
Прошлого хлама - искреннего архива…
Пуповиной привязан к стране, в которой
тебя
Нет
9. ЮЭ
Автор: Кульков Михаил
Мудрый, в сегодняшнем мире
Обращается к путям древних,
Чтобы, как в зеркале, верно
Увидеть не какими мы были,
А чтобы увидеть себя.
И подвигом, и усердьем,
И доблестью, и заслугами
Хвалится неразумный,
Ибо не имеет ЮЭ.
10. Ручеек
Автор: Ольга Своевольная
МАртом - не календарно -
....заканчивается зиМА.
........Весна, как подарок-сюрприз,
............медленно разворачивается:
................слой за слоем -
....................от снега.
Студенты попарно
....прогуливают пары - март.
........Экономят рубли:
............воздух - не оплачивается,
................но за него можно вдвое -
....................эликсир смеха.
До ландышей еще месяца два,
....но они уже где-то завязываются -
........узелками на память:
............не забыть
................распуститься
....................в мае.
Зеленой дебютанткой трава
....из-под снега показывается.
........Луковицы тюльпанов
............никак не могут решить -
................переговариваются,
....................выбирая
........................цвет
для выхода в свет.
....НА ВЕС
........золота
............каждый
................солнечный
....................луч -
........................ВЕС-
............................НА...
11. Сон весны
Автор: Ольга Своевольная
Мартовский -
не подтаявший,
ватерлинией
отмечающий
обувь, -
новый:
с неба
парашютиками
одуванчика
опускающийся.Кошка
остановилась
на полпути:
интересно,
она считает,
что снег
должен идти
в марте?Город
засыпает
снежное
конфетти,
и он засыпает:
каким
он бывает –
сон
весны -
вы знаете?
Ритма нет – значит, стих должен бы «организовываться» рифмами. Ан нет! – так и не понял, с чем рифмуется конец каждой строфы. Может – специально «белый стих»? Не знаю.
Кстати, а зачем вообще придумана разбивка строки «на кусочки»? Мне кажется, основная причина – желание:
- выделить смысловые участки строк, чтобы легче и однозначнее текст воспринимался,
- подчеркнуть некоторые, важные для «ощущения» стиха, обороты,
- сделать что-то вроде «ритмических групп» в строках.
А, если все слова подряд пишем с новой строки, достигаем прямо противоположного эффекта:
- все слова равноправны, смысл становится даже более трудноуловимым, чем в «нормальных» строчках,
- опять же, ни о каком «подчёркивании» отдельных слов речи нет – равноподчёркнуты все,
- «пословный» ритм тоже никак при чтении проявиться не может.
Это примерно как написать все слова с заглавных – смысл «заглавности» исчезнет.
Вытягивание текста в такую «кишку» способно испортить хороший стих. Хотя для стиха, в качествах которого автор не уверен – метода недурна: нечто вроде «маскировочной сетки»: пока читатель разберётся с исчезшими рифмами (в отсутствие ритма и нормального деления на строки – задача неразрешимая) – может, и содрогнётся от восхищения…
Начало-обманка «Город засыпает» и дальнейший почти каламбур «и он засыпает» впечатление произвели, но досады на прочее не компенсировали. :)
12. Пара
Автор: Ольга Своевольная
Остро, как может только сейчас и здесь,
самолета нос-нож режет масло небес
осень имеет значение и вес
учишь правила без-
ударных.Часто, сбой дыхания после километров трех,
получается обходиться вообще без слов
счастье имеет привкус медовых снов
с лимонным соком
и жаром
Быстро - барабанная дробь - секундомер
числа выдает - уже не
одно целое
Ремарка - у Ремарка
на западном без перемен -
жизни школа -
с невыученным
уроком –
пара
.
«Быстро - барабанная дробь - секундомер числа выдает - уже не одно целое» - что «не одно целое»? «Числа секундомера»? Ещё что-то? Поди пойми. Нечто мудрёно-корявое…
«Ремарка - у Ремарка на западном без перемен - жизни школа - с невыученным уроком – пара» - ну, что бы это значило? (выпавший откуда-то, явно – каламбура ради, Ремарк, «жизни школа» с неизбежной «парой»…). «Гений выше логики!»? :)
13. В поисках по иксу и греку
Автор: Андреев Чайк
Что-то шуточное и оригинальное. ЛГ вспоминает «её» ноги…
14. Трамвай
Автор: Дэниел Р. Оливо
Рифмы интересны. В картах я – профан.
15. Ледяной поход
Автор: Евгений Петропавловский
Основательный текст...
Забавно – похоже местами на гибрид Маяковского и Демьяна Бедного, только смысл им несвойственный…
Кстати, может, имело смысл назвать стандартно – «Ледовый поход»?
16. О хороших парнях
Автор: Клавдия Смирягина (Дмитриева)
Почему-то с детства отношусь к стихам на темы «с высоким гражданским звучанием» насторожённо… Перекормили, наверное.
17. молчат руины
Автор: Светлана Алексеева (Братислава)
Цветастенько. Нравится.
18. Кромки души обшарила осень
Автор: Курильчук Виктор Петрович
Осень меня обилетила
невиданными рубинами.
Набабьелетила.
Нарябинила.Прыснула рыжими ливнями.
Расквасила все обочины.
Нажуравлинила.
Налубочила.Кромки души обшарила,
Вернув, что нашла, с процентами.
Напожарила.
Непоседина.
19. Поэтьте! Поэтьте! Поэтьте!
Автор: Курильчук Виктор Петрович
Ну, почка на ветке – вряд ли «в будушем – дерево», скорее – листик…
20. Ангара, Ангара, Ангара
Автор: Курильчук Виктор Петрович
Песенка… «ЧернобУрит-утро» - трудноуловимая рифма.
21. Размышления о текущем...
Автор: Эмилия Злобстер (Эльдорадуга)
Капает за окном, сосульки текут по-весеннему,
Птицы поют. А поникшим в горшках растениям
Солнце через стекло дарит свое прощение,
Лапа кота на фолианте: правду и только правду...
Скоро подадут завтрак.
Грустно мне посреди тепла такого домашнего,
Смысл уяснить не могу никак урока вчерашнего,
Наша Мари просто чудо - милейшая барышня,
Можно понять учителя – он с ней галантен и мягок....
Скоро подадут завтрак.
Он вечерами дает ей уроки чистописания,
Я умолчала бы про частоту попыток лобзания,
Если бы легче ей давались к бумаге пера касания,
Мне чистота не важна, но не хотелось себя растратить,
Просто упав на скатерть.
Если б Мари была прилежней, скромнее носила платьица,
Я б не лежала сейчас на столе такой каракатицей,
Я бы стройнее была и по буквам текла бы, ластилась
К тонкой бумаге. А так мне уже становится зябко...
Похоже, несут тряпку.
Впрочем, встреча с ней совсем не пугает, горше
То, что меня по достоинству уже не оценит Роршах,
Он бы мне карточку дал, чтоб возлегать на ней, и больше
Того, для него могла бы вскрывать подсознание чье-то,
И была бы в почете.
В общем, время течет и род мой, похоже, повержен,
Скоро, как говорят, нас загонят в стержень,
В нем засыхать и будет удел потомков. Мне же
Жаль, что им не раз(в)лечься на скатерти мягкой,
Наша судьба им не грозит – даже тряпкой.