Бенефис Клавдии Смирягиной (Дмитриевой) (Эссе)

Вступительное слово Клавдии.

Я родилась и всю жизнь прожила в Ленинграде-Петербурге. Замужем, два сына-подростка.
В 1979 году окончила ЛГПИ им. Герцена, матфак. Но в школе проработала только четыре года, зато долго и с удовольствием трудилась на одном из крупных предприятий ВПК. С работы ушла, когда старший сын пошёл в первый класс, и с тех пор - домохозяйка.
Стихи, детские, неумелые, впервые написала в начальной школе. Вторая волна пришла с первой любовью. И довольно долго стихи являлись для меня всего лишь испытанным способом избавиться от избытка эмоций, оставив их на бумаге.
Разумеется, не миновала меня и участь штатного поздравителя))
Несколько лет назад муж уговорил меня выставить некоторые из моих творений в сети. Так я оказалась на сайте СТИХИ.РУ, где у меня сразу образовался устойчивый круг читателей. И я, наверное, так бы и удовлетворялась и их хвалебными отзывами, и собственным уровнем, если бы не Лариса Пяткова, пригласившая меня на конкурсную площадку "В Садах Лицея". Было это минувшей осенью.
Для меня открылась дверь в мир конкурсных площадок. И кочуя с одной из них на другую, открывая для себя всё новых и новых авторов, и всё новые горизонты творчества, я неминуемо оказалась на ПКП, а вслед за ПКП и на сайте "Графоманов. Нет".
Именно на ПКП я нашла и доброжелательную критику, и "Ляпологию для чайников". Именно здесь я обнаружила весёлый, задорный коллектив единомышленников. И именно здесь я вернулась к столь любезному мне статусу - статусу ученицы. Я учусь писать стихи, а насколько это у меня получается, судить читателю.


Лариса Пяткова о Клавдии Смирягиной (Дмитриевой)

Иногда случаются удивительные вещи – читаешь стихи абсолютно незнакомого автора и кажется, что он не просто твой хороший знакомый, а очень близкий человек – настолько родными кажутся строчки… Создается впечатление, что ты с этим автором много общался, что вы обсуждали всевозможные проблемы, делились впечатлениями о прочитанных книгах, стихах, причем, ваши взгляды очень часто совпадали. Именно такие чувства испытала я при первом знакомстве со стихами Клавдии. Мне очень повезло, наше виртуальное знакомство довольно быстро переросло в реальное, благодаря моим командировкам (хотя расстояние между нашими городами около 2 000 км)))
Я с удовольствием читаю стихи Клавдии. Меня восхищает способность Клавы писать отличные стихи  на «заданную тему», она  часто и очень удачно участвует в конкурсах и блицах.  Стихи у Клавы умные и ироничные, очень интересные, в каждом имеется «изюминка», да не одна)))  Однажды я прочитала такое мнение о стихах Клавдии, высказанное одним из авторов стихиры: «Клавдия пишет просто».  А я скажу так – такая «простота», как у Клавы, дорогого стоит.
И еще – Клавдия женщина, которая умеет быть счастливой и умеет ценить свое счастье.
Она очень светлый человек, это чувствуешь, когда читаешь стихи Клавы.
Предлагаю вашему вниманию подборку стихов Клавдии, среди которых есть и конкурсные. Верю, что вам они понравятся.

1)
Первое стихотворение написано для конкурса «Простые вещи». В самом деле – что может быть проще дубового паркета? Но Клавдия поведала нам в этом стихотворении совершенно удивительную историю.

Монолог скрипучего паркета

Ох, как ноет каждая дощечка, не иначе, снова к непогоде. Это ерунда, что время лечит, с возрастом труднее, а не легче, если по душе в обувке ходят.
Я дубовый, но и я не вечен, слуги натирают тёплым воском, согревает жар голландской печки, освещают вечерами свечи, только нет как нет былого лоска.
Было время, и по мне порхала в черненьких прюнелевых ботинках барышня, каких теперь уж мало, только вышла замуж за вандала, бабочкой влетела в паутинку.
Муженёк любил посумасбродить. Ввалится хмельной и недовольный, а она в гризетовом капоте молится пред образом в кивоте, только слёзы катятся невольно.
Деток Бог не дал, прибрал супруга. Барыня, хотя и сухопара, шаркает ногами, тугоуха, в общем, настоящая старуха, и скрипим мы с ней теперь на пару.
Снова вечер, тлеют угли в печке, и хозяйка задремала вроде. Кажется, теперь уже навечно. Ох, как ноет каждая дощечка, не иначе, снова к непогоде...


2)
Стихотворение поразительное, я читала и перечитывала его и каждый раз – мурашки…

Монолог одной, отдельно взятой, собаки

А у людей - как у людей:
Трава – зелёная, а небо - синее.
А у меня, ну хоть убей,
Сплошные чёрные на белом линии.

Хозяин мой – большой чудак.
Мне будку в разные цвета раскрашивал.
Не знает, видно - у собак
Другое зрение. Беда, по-вашему.

А мне так легче на свете жить.
Любить хозяина – пропойцу страшного,
И, проявляя азарт и прыть,
Скупую ласку его выпрашивать.

А кто не с нами – тот против нас,
И без сомнения вцеплюсь я в горло им.
В моей палитре простой окрас:
Добро и злоба. На белом – чёрное.


3)
«Шкатулка Пандоры новейших времён» - до чего же классно сказано!
И «доски пропеллером выгнулись» - так живо, что просто картинка перед глазами.

Замостье

Деревне Замостье мощёные улицы
Не снились ни в трезвости, ни с бодуна.
Слепые окошки застенчиво жмурятся.
Три дома. Два деда. И бабка одна.

Да старая ёлка с колючими иглами,
Да дуб у забора, коряв и дуплист.
От сырости доски пропеллером выгнулись,
На крыше болтается шиферный лист.

Но в красном углу под салфеточкой вышитой -
Шкатулка Пандоры новейших времён.
И охает горестно бабка - услышала,
Что снова с откоса спустили вагон.

А дед только, крякнув, сильнее сутулится,
Поправив усы заскорузлой рукой:
- И ладно, и пусть немощёная улица.
Зато вон - и ёлка, и дуб. И покой.


4)
Мощное и светлое стихотворение. Про стихи Клавдии хочется сказать «Стихотерапия».

Храмотерапия

В сладком воздухе - горчинка, робко жмутся полутени,
Солнцем и покоем дышат на витражных арках соты.
И паломницы-пылинки совершают восхожденье
По лучам, упавшим свыше сквозь цветные переплёты.

Тёплые, живые блики гладят сумрачные лица,
Словно водят нежной кистью, и смывается уродство,
Обнаруживая лики, глаз прозрачные криницы,
Чистоту и бескорыстье, как печати первородства.

Бьются токи алой крови, обращая гнев в отвагу,
Рыжий конь вкушает жито в яслях радости и света.
Буквой "Азъ" в лиловом Слове, под горячим жёлтым стягом,
Синей мудростью омыта, спит зелёная планета.

Над летящим барельефом, на скрещении потоков
Белым сгустком вьется пламя в искупление проступка:
То под куполом, над нефом*, доброй вестницей с Востока
Обо всех, поющих в храме, плачет белая голубка.


5)
Любовная лирика высокой пробы.
Без красивостей и откровенности, но как трогает…
«Кардиограммой стлался Млечный путь» - блестяще.

Случай на даче

И было лето, и летели за
Черту заката на мопедах пары.
И пел влюбленный мальчик под гитару,
Что у беды зелёные глаза.

За первым неумелым поцелуем
Подглядывала мать через окно.
Ей было и досадно, и смешно.
О, как он робок был и предсказуем.

А женщина ушла. И лишь беда
Из жалости склонилась над влюблённым,
И у беды был левый глаз зелёным,
А правый чёрным, как в реке вода.

И лунный свет стекал по тёмным ёлкам,
В росинки собираясь, словно ртуть.
Кардиограммой стлался Млечный путь
Над дачным засыпающим посёлком...


6)
Мудрое и глубокое стихотворение.

Золотник

Мы, в чём-то Каи, в чём-то Каины,
Закладываем виражи,
Слагаем пазлы из окалины,
Отшелушившейся с души.

Кусочек гордости немереной,
Кусочек низменных страстей,
Затем фрагмент благих намерений
И ворох праведных идей,

И кланяясь тельцу бессмысленно,
Блудницу чествуя женой,
Мы ясенец считаем искренне
Неопалимой купиной.

Играя фразами беспечными
Из слов сплетаем нитки бус,
Но получаем вместо вечности
Оков пудовых тяжкий груз.

А истина – она не прячется
Под шелухой трескучих фраз,
Она давно и прочно значится
Без вести сгинувшей у нас.

Её искать – три хлеба каменных
Сглодать, сносить семь пар сапог,
Наматывая вёрсты каянья
На старый бабушкин клубок.

А можно просто в ночь Сочельника
Открыть в своей душе родник
И отыскать средь веток ельника
Рожденной Веры золотник…

И ендовой, ковшами, жбанами
Так, чтоб хватило на века,
Вкушать студеную, желанную
Святую влагу родника.


7)
«Город-сфинкс» … Вот как увидела его Клавдия.
И показала нам с неожиданной стороны…

Фортуна и Город

Город тенью Атлантиды погружается в туман.
Шпили вязнут в низких тучах, прошивая память неба,
Где укрылась от обиды солнца рыжая хурма,
И заходится в падучей уходящих будней небыль.

Пряжка* невской опояски замыкает сон в кольцо:
Триста лет побед и славы, триста лет тоски и бреда,
Триста лет мечты и сказки, чудаков и мудрецов,
В век чумы сестры стоглавой пир и пиррова победа.

Город спит, надев вериги расплодившихся застав,
Сердцем в каменных заплатках от предчувствий замирая.
Спят мосты, дворцы, квадриги. Город-сфинкс, от дел устав,
Со своей судьбой в загадки вновь и вновь во сне играет...


8)
Задорное, солнечное стихотворение. Очень приятно читать!

Пегас устал

На сиреневых матрасах
Сбитых в пенку облаков
Спать повадились пегасы,
Разноцветные пегасы
С синих пойменных лугов.

Погружаясь по колени
В вязкий утренний туман,
Предаются сладкой лени.
Снятся им кусты сирени
И звезда Альдебаран.

Спит пегасов эскадрилья,
Позабыв про седоков.
Лишь подрагивают крылья,
Нежно-розовые крылья
Опереньем облаков.

Только конюх март вернётся,
Свистнет весело и зло.
И щенок лохматый Солнце,
Суматошливое Солнце
Всех поднимет на крыло.


9)
А вот так Клава написала про начало весны.  
«десантом капель, падающих с крыш» - это прелесть что такое!
В этом стихотворении целая горсть «изюма».

Март на даче

стога сугробов щедро продырявлены
десантом капель, падающих с крыш.
прокладывая тропку по проталинам,
спешит ручей, как шустренькая мышь.
по тёплой кровле тихо-тихо, нехотя
сползает осторожный снежный кот.
ему, как и другой февральской нежити,
щенячье солнце спуску не даёт:
из зимней конуры на волю выбравшись,
бежит по небу с задранным хвостом
над томными согревшимися крышами
за сгрудившимся облачным гуртом.
пригорки, как дедульки на завалинке,
подставили проплешины лучам,
а пятки греют в тёплых снежных валенках,
про глупую доверчивость ворча.
они-то знают, что зима бесстыжая
не раз вернётся, оттепель спугнув,
а всё-таки несётся солнце рыжее
шальным щенком, почуявшим весну.


10)
О таких стихах ничего не надо говорить…

В блокаду

Шаркающей старческой походкой
Он вошёл в нетопленый барак,
За фанерной хлипкой загородкой -
Тишина и серый полумрак.

На кровати - старых тряпок ворох
И пятно костистого лица.
И ни звука - ни малейший шорох
Не тревожит странный сон отца.

На полу - расколотая чашка,
Видно, удержать в руках не смог,
На гвозде - отцовская фуражка
("Подрастёшь - тебе отдам, сынок").

Подошёл, ступая косолапо,
Наклонился, в лоб поцеловал...
В этот миг мой славный добрый папа
Сиротой и взрослым сразу стал.


11)
«над входом в пресловутую аптеку», оказывается, можно увидеть не только фонарь…

Предновогоднее

Белый снег уже запачкан и застиран,
Тополя обрубки пальцев тянут вверх.
Что ли выйти из себя, как из квартиры,
Под китайский неумолчный фейерверк?

На лихой предновогодней распродаже
Старых истин и обшарпанных затей
Заблудиться меж стволов многоэтажек
И качающихся тусклых фонарей.

Побродить по тупикам нейтралитета
И забвения, пока не надоест.
И над входом в пресловутую аптеку
Вдруг увидеть незнакомый Южный Крест.


12)
Как классно обыграны звуки!
Замечательная песенка.

Апрельская песенка

Растаяли снежные глыбы,
Блестит постаментов гранит,
А прелью, а прелью вчерашних ошибок
Сегодняшний воздух горчит.

Как много мы сделать могли бы,
Но юность вернуть не дано,
А прелесть, а прелесть вчерашних ошибок
Бессонницей светит в окно.

Намокшие флаги качает
Озябшей судьбы карусель,
И мается, мается зимней печалью
Под окнами лета апрель.


13)
Юмористические стихи у Клавы получаются отлично!

Глазами животных. КОРОВА

Июль, жара, на пастбище неплохо:
Душистый клевер, сочная трава.
Вот только мухи! Ну, куда, дурёха?
Прибью хвостом и окажусь права.

Под носом пробежала землеройка.
Соломинку волочат мураши…
Окончена полуденная дойка.
Но почему хозяйка не спешит?

Прокиснет молоко, а ей не к спеху.
Ей хорошо на сене с пастухом.
Он в сарафане отыскал прореху
И ищет, глупый, вымя с молоком.

Хозяйка круглолица, черноброва,
Но не даёт пока что молока!
А он ей шепчет: "Ты моя корова…"
Пойду, пожалуй, поищу быка.


14)
Настроение передано очень тонко…
Именно непогода, именно осень.

Непогода...

Непогода - осень – куришь у закрытого окна.
Тополя в озябших пальцах держат брошенные гнёзда.
За плечами, сыто жмурясь, растянулась тишина,
Только маятник-скиталец причитает: «Поздно, поздно».

Запылённый томик Блока, позабытый впопыхах.
Непочатая помада в дальнем ящике комода.
Одиноко красным боком светит яблоко в ветвях
Неухоженного сада. Куришь. Осень. Непогода.


15)
Снова о «простых вещах». Но как написано!
Чемоданчик просто оживает в стихотворении Клавы.

Чемоданчик

Старый фибровый чемоданчик,
Поцарапанный уголок,
Верный толстенький Санчо Панчо,
Отдыхающий от дорог
На заставленных антресолях,
Как заслуженный ветеран,
Вспоминает жару в Анголе
И заснеженный Магадан.
За подкладкой хранит копейку-
Всё, что нажил за много лет.
Полустёршиеся наклейки –
Как наколок сведённых след.
И за всё да про всё наградой
В утешение старику
Стал случайный мазок помадой
На растрескавшемся боку.


© Лариса Пяткова

© Первый Конкурсный Проект, 18.04.2010 в 10:12
Свидетельство о публикации № 18042010101205-00161573 на Grafomanam.net
Читателей произведения за все время — 30, полученных рецензий — 14.
Голосов еще нет