Tо же самое я могла бы сказать о погоне за "красивыми рифмами" - они зачастую вынуждают жертвовать смыслом и цельностью произведения, в угоду оригинальничанию и позёрству. При этом, сообразительные, чтобы не сказать "хитроумные" стихоплёты, набившие до некоторой степени руку на технике стихосложения, разработали свои "методы" получения оригинальных рифм. Не стоит великого труда обнаружить и усвоить эти методы - в них самих, собственно, нет ничего плохого, если использовать их с умом, не в ущерб смысловому и эмоциональному содержанию стихотворения, которые должны сосуществовать в полной гармонии с формой. Вся беда в том, что иногда этими методами злоупотреляют, превращая стихотворение в "неудобоваримое" для нормальных мозгов образование. И дело не в использовании лексики, перегруженной терминами, а в нарушении "логического ряда", когда эти термины так перемешаны. что весьма трудно уловить в них след какой-то чёткой мысли. Если логическая цепь не нарушена, любой более-менее образованный читатель, взяв в руки словарь и выяснив значения незнакомых ему слов, может разобраться, о чём речь.
Какими же методами, на мой взгляд, пользуются ловкачи-стихоплёты, желающие побыстрее "въехать" в поэтическую элиту, без особого труда?
1. Для получения "оригинального" образа - взять нормальный, банальный и затертый образ, который потому и банален, что отражает какую-то грань бытия, соответствует описываемому предмету/явлению, и перевернуть его с ног на голову. Пример: берём "черный квадрат" и делаем его "белым". Кто скажет, что это не оригинально - ведь у всех "элитарных" поэтов квадрат с некоторых пор ассоциируется именно с чёрным цветом! А если бы не было картины Малевича (если это - картина)? Удивительно, почему никто не додумался ещё, скажем, до "красного квадрата"! Правда, Малевич и сам до него додумался... и до белого тоже, кажется. Жаль, что он варьировал только цвет - мог бы взять другую геометрическую фигуру, попроще для начертания... :))
2. Приписать предмету или явлению свойства, для него не естественные. Пример: "золотистая/красная/синяя/чёрная/белая/фиолетовая тишина. Ряд можно продолжить, на свете много разных цветов и оттенков. А правда, здорово получилось? При случае я использую такую цветную тишину, уж очень нравится. И в этом что-то есть, хоть я и придумала это сейчас с ходу, для иллюстрации... Но если честно, то это "красивость", лишённая реального содержания, способ заставить читателя "поломать голову", в лучшем случае - пофантазировать.
3. Шокировать читателя сленговым или "крепким" эпитетом, приближённым к инвективной лексике, в применении к романтическому, в классической поэзии, понятию/предмету. Примеров приводить не буду, наверняка сами их встречали неоднократно.
Остановлюсь пока на этом, с ходу пока ничего другого вспомнить не удаётся. Если вспомню - дополню этот перечень.
Для получения оригинальных рифм тоже существуют некоторые, широко употребительные в узких кругах, приёмы.
1. Срифмовать обычное слово с именем собственным - географическим названием, именем известного персонажа и прочее. Приведу пример из собственного творчества:
" Только я от любви отказаться не смею …
Хочешь в рай, дорогой – не люби Дульсинею!" (с)
http://www.stihi.ru/2006/12/27-57
Скажете - ну и что? Всё нормально, хорошая рифма, и по смыслу подходит... Верно, подходит. Я эту рифму ввела, чтобы угодить редактору, который упрекнул меня в банальности рифмы, и не пропускал стихотворение на другой сайт. Но для этого мне пришлось найти зацепку, связать всё в единое целое, чтобы эта рифма не оказалась здесь пятым колесом от телеги. Чего любители "оригинальных" рифм не делают, а предпочитают нагородить их побольше в маленьком пространстве стихотворения, не заботясь о том, чтобы кусочки этой пестрой мозаики составили цельную картинку.
2. Создать неологизим и срифмовать его с обычным словом. Естественно, такая рифма оригинальна по определению, поскольку до Вас её никто не использовал. Здесь я тоже могу привести пример из собственного творчества:
"Чью-то гордость, как муху, я в мокрый песок затоптал...
Что с того, что не гений, что стих недопарусноал?" (с)
http://www.stihi.ru/2007/01/23-13
В "оправдание" могу сказать лишь, что это строка из пародии, а исходное стихотворение Г.Антонова называется "Недопарусноалое", то есть, неологизм не мой, я его только слегка преобразила и приспособила для своих целей. Опять же, Вы можете сказать, а что здесь плохого? И правда, эти две строчки очень понравились на одном из анонимных конкурсов на Стихире. И опять, рискуя повториться, я скажу: метод сам по себе ни плох, ни хорош, важно лишь то, как и для чего его применяют. Важно не ломать логическую стройность произведения, не портить цельную картинку, которая складывается из подходящих друг к другу деталей, а не из случайных элементов, взятых из некоего подобия свалки, где всё вперемежку.
3. Составная рифма. Тоже хорошая штука, но используется часто в совершенном отрыве от логического "скелета" проиведения, на который лепится что попало, лишь бы "хвостами звенело", по выражению классика румынской поэзии Михаила Еминеску. Поэтому, придумав красивую составную рифму, нужно придумать ещё и подходящий антураж, сделать так, чтобы она "работала на содержание", а не "звенела хвостом". А если не укладывается в полотно стиха, нарушает его логику - отказаться без сожаления.
Когда я говорю "логика стихотворения" - это не "дважды два четыре", не прямолинейная и строгая формальная логика, хотя и это тоже... Но основная составляющая логики художественного произведения, на мой взгляд, это логика человеческих чувств и эмоций, их правдоподобность. Всё в стихотворении должно быть подчинено этому критерию - естественности и правдоподобности, каким бы фантастическим ни был сюжет. Всё - и лексика, и ритм, и рифмы, и образы должны служить этой цели, должны гармонировать и быть убедительными. Любой "перекос" в ту или другую сторону от состояния гармонии и внутреннего равновесия нарушает целостность восприятия и порождает "побочные явления" - читатель чувствует глухой протест, он не принимает стихотворение, потому что оно звучит неубедительно для него. Не будь люди психоэмоционально достаточно схожи друг с другом, искусство было бы невозможно в принципе. Оно воздействует на нас потому, что мы чувствуем очень похоже с автором - пусть даже не с такой интенсивностью, но похоже. И всё, что слишком далеко выбивается за рамки нормального мировосприятия, по той или иной причине, вообще говоря, вызывает неприятие, внутренний протест и/или... смех.
Причин, вообще говоря, может быть несколько, из которых самая распространенная - это, разумеется, гениальность автора. Что, не верите? :)) Ну, я забыла про кавычки. "Гениальность", разумеется, фальшивая, как золотистые волосы у крашеной блондинки. И рецепт, вообще говоря, не сложный, в нём совсем немного ингредиентов:
1. Притворяться, что ты немножечко "с приветом". Можно в рецензиях своим единомышленникам намекать на 6-ю палату, рассуждать со знанием дела о применяемых в данной области медицины препаратах, делиться ностальгическими воспоминаниями о совместном пребывании в той самой палате...
2. Изъясняться, по возможности, "без тормозов", как можно многословней и путанней, с использованием не только лёгкого инвектива, но и ужасно умных слов из самых разных "областей" знания и незнания. Другими словами, "блеснуть эрудицией" (и "ерундицией" тоже!).
3. В стихах применять примерно тот же стиль неупорядоченного "потока сознания". Ритм и рифму желательно всё же применять, чтобы создать иллюзию "мастерского владения словом", а вот о логике совсем заботиться не надо - авось кривая куда-нибудь вывезет, и это не дело автора ломать голову над своим же гениальным творением - пусть читатели выискивают смысл и логику там, где они и близко не стояли. И что интересно - восхищённые гениальностью своего кумира почитатели отличаются высокой изобретательностью по этой части! Правда, смысл у каждого почему-то получается свой - но это не беда! Это сходит за "многоплановость" и "глубину", автору это только на руку.
4. Естественно, произведение должно быть насыщено "образами", А для их изготовления можно применять описанные мною выше методы. Чем "перевёрнутей" и неадекватней образ, тем лучше... то бишь "глубже" и "многоплановей", ибо читателю придётся не на шутку напрячь мозги. Представляете, как приятно автору получить от своих почитателей развёрнутые многоплановые расшифровки своих творений? Теперь он, во всеоружии, сможет и сам при случае объяснить, какие глубокие мысли заложил в своём произведении!
Во всём этом плохо только одно: слишком уж много развелось таких фальшивых гениев! Конкуренция велика, да и кто поверит, что в наше обыкновенное время народилось столько гениев?