Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 90
Авторов: 2 (посмотреть всех)
Гостей: 88
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Костры на снегу пахнут Смертью (Рассказ)

Памяти любимого брата Виталия
Посвящается афганцам - воинам-интернационалистам

Родина никогда нас не предает. Предает нас государство, предают чиновники.
Автор
Предисловие

26 февраля 2010 года исполнится 22 года, как погиб мой один из младших братьев, - Виталий. Погиб после 22 месяцев службы в проклятом Афгане. Погиб в мирной жизни.
Рассказ о нём складывается очень тяжело. С кровью сердца. Весь сюжет у меня в голове, надо всего лишь преодолеть боль... И смогу дописать. Хотел бы дописать. Прости, брат. Я постараюсь. Пока что могу предложить лишь отдельные этюды к рассказу о нем. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй бессмертную душу р.Б. Виталия.

    Чужой сон
      Засыпая, иногда силюсь понять, что мне снится: восход или закат? На горизонте свет – кругом тьма. Что мне снилось… Кипр – ближе к экватору, чем Россия. Поэтому там иная картина восхода и заката солнца. Совсем иначе в Питере.
На средней полосе совсем по другому. Есть мгновения, когда видимое (в смысле, окружающий мир) вовремя восхода и на закате – почти одинаково воспринимаются. Иногда мне кажется, что восход – это пленка прокрученная в обратную сторону.
     Что напоминает увиденное во сне? Скорее всего, акварели японского живописца Хокусая. Особенно – когда наблюдаешь за закатом солнца в ясный морозный день.
Потрясающая красота!
     В последнее время мне снится сон. Я знаю, что сон мне не принадлежит. Он чужой. Эти сны, как всегда после Нового года, видит Миша, однополчанин моего младшего брата Виталия. Я вижу этот сон и силюсь, что-то в ней разглядеть до того, как я проснусь...
     Увидеть то, что не смог разглядеть Миша.
     ... Натужно ревут КАМАЗы... Колонна смертников-камикадзе везут в цистернах солярку. Остался последний перевал. Передней машине осталось почти ничего, последние метры вершины перевала. А там уже наши...
     ... И тут от лучей заходящего солнца сверкнул блеск окуляра. Сверкнул на доли мгновения до того, как «Стрингер» поразил головной КАМАЗ. Затем начался ад. Душманы методично, будто в тире начали расстреливать колонну: вот загорелась, замыкающая колонну машина, затем полыхнула факелом - в середине колонны. В лучах заходящего солнца метались горящие бойцы. Уцелевшие машины сталкивали горящие КАМАЗы в пропасть... Колонна упорно рвалась вперед. Все понимали: остановка — смерть... Далеко внизу в пропасти ущелья догорали КАМАЗы. Наверху пахло горелым человечьим мясом и солярой...
     Я понимаю, что все это происходит в моем-ЧУЖОМ сне. Я не был на той войне.     Господи! Почему же так больно?! Просыпаюсь, силюсь понять, что же со мной... Засыпаю... И вновь ухожу в чужой сон.
     И Витя, и Миша уцелели в той бойне. Вернулись с той войны. Погиб брат потом, после возвращения с Афгана...

Женщина в белом. Сон
     В ночь с 25 на 26 февраля 1988 года тишину расколол крик. Было что-то ужасное в крике. В нём стыл ужас необратимого, невозвратного, непоправимого… Крик затих. Максим проснулся от того, что рядом с ним прошла, точнее, прошелестела, и растаяла в окне женщина в белом.
- Что? Что? – спросила перепуганная жена, прибежавшая на крик с соседней комнаты.
     - Там, там… - показал Максим рукой на окно. – Женщина только что в окно вышла. Видишь, занавески колышутся.
     - Вижу, что колышутся занавески. Странно, ведь окна же в комнатах закрыты. Что случилось?..
     Тут в двери постучала соседка с верхнего этажа Валя, подруга жены:
     - Вы дома? Что случилось? Кто кричал?
     - Максим. Наверное, ему приснился какой-то кошмар.
     Он вспомнил сон. Кто-то силой продавливал дверь. У Максима почти не оставалось сил. Дверь была приоткрытой, все держалось на хлипком гвоздочке для дверной цепочки. Он видел мужчину огромного роста в темном и с пустыми глазницами. Каким-то последним усилием ему удалось закрыть дверь. Сердце отбивало бешенную дробь. Пытаясь успокоиться он прилег на кровать. И тут рядом прошла мимо женщина в белом. Всё было осязаемо и зримо.
     Часы показывали 0-50.

     Ярость
     Есть поступки, которые определяют достоинство мужчины. Сумел ли защитить мать, пожилого человека, родное дитя и любого малого ребенка. В моей жизни не раз я приходил в ярость, когда обижали мою маму и братьев своих малых.
Вам знакомо чувство ярости?
     В ярости я бываю ужасен. Одно дело, когда (в буквальном смысле слова) речь идет о жизни и смерти... Тогда ярость придает огромный импульс энергии. И это спасает.
     Ярость меня не раз спасало в жизни в опасных поединках. Ярость и Ангел-хранитель - мои спасительницы... В ярости закипает столь огромная неуемная энергия, что сам становишься похож на стрелу. Если быть точнее, на ягуара.
Чаще всего ягуар нападает, когда защищается. Если ягуара не провоцировать, он обычно не агрессивен. Не стоит дразнить лихо, пока оно тихо. А если раздразнить, то надо всегда помнить о том, от какого слова произошло ягуар. Говорят, что оно происходит от слова yaguara (jaguarete), что означало «зверь, убивающий одним прыжком». Действительно, в момент атаки ягуар чрезвычайно опасен, способен концентрировать огромную энергию за доли секунды. Потому и нет ему соперников в природе.
     Ярость и Ангел-хранитель не раз спасали брата Виталия в армии, в Афгане... О них и будет рассказ.
     Бывали редкие приступы ярости и в общении с близкими. Тут ... Недолго и дров наломать. Пожалуй, лишь ей удавалось гасить мои вспышки ярости и гнева. Представьте обратную съемку извергающего вулкана. Вот так и я... Вхожу в свои берега.
     От последнего приступа ярости спасло лишь то, что я обратился к ней и услышал ее "Тише, все хорошо..."
     Вот так спасает меня любимая от бед до сих пор.
     Ярость тем с страшна, что можно обидеть близкого человека. Он поймет и простит, но сам себе становишься потом противен...

Учебка. Иолотань. По рассказам Миши
     При настоящем противнике в тебя вселяется безграничное мужество.
                             Франц Кафка

     1. Зря ты обидел мою мать…
    С марш-броска мы пришли первыми. Так хотелось напиться нормальной колодезной воды без верблюжьих колючек. Потому и пришли первыми. На плацу стояла цистерна с водой, который оседлал дежурный узбек. Я ему говорю:
    - Брат, дай воды напиться нормальной, без верблюжьих колючек.
    - Ти мине не брат. Не положен, - криво ухмыльнулся он. - Пей, что дают… твою мать, - добавил он для связки слов.
    И тут ему Витя говорит:
    - Это ты зря обидел мою мать. Зря...
    - Точно, нельзя, чтобы нашу мать кто-либо обижал, иначе он мне не брат, - добавил я. Миша продолжил свой рассказ:
    - Витя снизу поддел ему под ногу и узбек оказался на плацу. Он стал верещать. На его крик выбежали остальные узбеки. Их было целое отделение, державших в страхе весь полк. Вижу, они стали нас окружать. И тут мне Витя крикнул:
    - Прикрывай мне спину, - и он шагнул навстречу переднему резвому шакалу. - И тут… Брат, я не понимаю, как Витя все удалось. Со стороны показалось бы, что Витя обнял его. Вот шакал взлетел над Витей, а потом он опускаясь, поймал промежностью взлетевшее правое колено Вити. Шакал взвыл от боли, скрючился, и я его отправил целовать плац.
    Витя тут же стремительно двинулся на встречу бугру*. Надо было видеть этого батыра, весом центнер и ростом метр восемьдесят.
    - И что?
    - Не понимаю, как всё Вите удалось. Батыр выбросил навстречу Вите свое кулачище. Ну, думаю, Витьку конец.
    - Как бы не так.
    - Откуда знаешь?
    - Так моя же школа. Сам тренировал.
    - Забыл. Витя же мне рассказывал о тебе... Продолжу. Брат нырнул батыру под руку, перехватив ему запястье, шагнул вместе с батыром вперед. И надо же? Батыр, перелетев через плечо Вити, оказался на плацу...
    - Он поймал земное притяжение тремя точками своего тела, - сказал я.
    - Да. Не понимаю, как это делается…
    - Ваш батыр приземлился на спину, одновременно на копчик и две лопатки. И остался он недвижимым минут 15-20 при полном сознании. Это не смертельно, но чрезвычайно болезненно. Весь секрет в одном завершающем движении. Что потом?
    - Тут один из шакалов хотел к Вите зайти со спины. Витя, почти не оборачиваясь, врезал левым локтём ему прямо в солнечное сплетение. Он согнулся. И тут Витин кулак достал челюсть шакала...
    Из остальных четверых вырубил Витя, а двоих я. Это уже было легко: узбеки были перепуганы, после того, как их батыр так легко был повержен. Один узбек сбежал. Всё произошло намного быстрее, чем рассказываю. Прошло, наверное, не более минуты. Потом Витя пытался научить этим приемам, но мне не удалось. Вроде бы всё делаю также, как и он. Видимо, мне не дано.

    2. Чувствовать себя и тело противника
    - Видишь ли, Миша. Все это довольно-таки просто: ты должен научиться слышать свое тело, а затем чувствовать тело своего противника как свое же тело. Вот тогда сила противника сослужит тебе добрую службу, - улыбнулся я. - Ведь нам с Витей помогает наш Ангел-хранитель.
    - Как так?
    - Душа моя парит надо мной. Время становится безмерно тягучим и вязким настолько, что я могу увидеть полет стрелы. И поймать в полёте летящую стрелу. Мое тело становится послушной гремучей смесью энергии, как у ягуара... Помни, чаще всего ягуар нападает на людей, когда защищается. Если ягуара не провоцировать, он обычно не агрессивен. Не стоит дразнить лихо, пока оно тихо. А если раздразнить, то надо всегда помнить о том, от какого слова произошло ягуар. Говорят, что оно происходит от слова yaguara (jaguarete), что означало «зверь, убивающий одним прыжком». Действительно, в момент атаки ягуар чрезвычайно опасен, способен концентрировать огромную энергию за доли секунды. Потому и нет ему соперников в природе.
     - Легко сказать: слышать свое тело, и тем более, чувствовать тело своего противника... Знать тактику ягуара...
     - В бою иль в драке не надо думать. Надо верить в себя и своего Ангела-хранителя. Бей первым, рассуждать будешь потом, правильно ли ты поступил. Если будешь думать и рассуждать, то быстро отправишься в Небеса.
Знаешь, Миша... Витя всегда знал, что одолеть в бою один на один может каждый, двоих - хвалиться нечем. Одолеть троих и больше - это обязанность воина, мужчины.

     3. Стали дедами
     - И вот так мы сразу из салаг стали дедами, - завершил свой рассказ про учебку Миша. - И где бы не служили и эти проклятые 22 месяца в Афгане, никто не смел не то что задеть нас, но и словом сказать и обидеть не только нас, но и по российской привычке - матерей. Скорее всего уважали, чем боялись.
     Знал об этом и командир полка...
     * Бугор - старший среди шпаны. Сейчас называют бригадирами. Рабочий люд так называют своих маленьких начальников.

    4. От друга не убережёшься
     Мы сидели и долго молчали. Я вглядывался в звездные письмена, пытаясь прочитать скрижали Вечности. Быстро истаяла распечатанная пачка, росла горка окурков в пепельнице. Сигареты тушили лишь после того, как прикуривалась очередная. Во рту было, как будто поганой тряпкой прошлись. Наконец-то Миша решился и спросил меня:
    - Как же так, ты говоришь, что у Витька был Ангел-хранитель... Почему не уберёг?
    - Тяжкий вопрос задаешь. Я был на том месте, где обнаружили тело брата...
    - Что же ты там увидел?
    - Возьми пепельницу и раздели окурки на те, которые я курил, и которые ты. Сможешь?
    - Что ж тут такого? Конечно, смогу...
    - Вот и я смог. Возле того места, где обнаружил Витю были пять человек, среди них одна женщина.
    - И кто же из них? Ведь Витёк мог их запросто победить - один против пятерых.
    - Они это знали. Все они были из одной кодлы*. И среди них был его "друг", тот кого брат называл другом. Скорее всего, однополчанин. От "друга" не убережёшься. Вот он и был приманкой. Брат увидел его и шагнул к нему навстречу... И тут Зяма не ошибся, удавка захлестнула брата... Когда он погиб, потом его повесили, потому и у него на шее две борозды рядом. Потому и остатки верёвки находятся в десяти метрах от того места, где якобы его обнаружили. Странный способ самоубийства: повесился, потом отрезал верёвку, прошагал десять метров и упал...
    - Брат, найди их, найди..., - тряс Миша меня за грудки. - Мы же их всех порвем на куски. Не бойся, я буду защищать твою спину...
    Опять распечатал пачку Opalа, вновь закурили, чтобы остыть от бушеваших эмоций:
    - Кто такой Зяма?- спросил Миша.
    - Им пугали малых детей в нашем бандитском городке...
    - А-а-а... Но нас-то не испугать...
    * Кодла - то же самое, что и банда.


    Траур
    Траур - это возможность продолжения общения с умершими.
    У отца Антония, кажется, точнее сказано.
    
    12 февраля 2010 года

© Максим Гулин, 12.02.2010 в 22:45
Свидетельство о публикации № 12022010224544-00150563
Читателей произведения за все время — 33, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют