Неразгаданные тайны Вавилона Кн. 2 Гл.5 ч.4 (Очерк)


                

    Чем были заняты  Моисей и его народ,  проживая   у  горы   Синай?

           Прежде  чем   начать  рассказ  о  дальнейших  «деяниях»  Моисея    руководимого   Богом  Иеговой - Мардуком,  автор хочет привести две  цитаты  из книги  Макса Даймонда  «Евреи, Бог и история».
(http://lib.aldebaran.ru/author/daimont_maks/daimont_maks_evrei_bog_i_istoriya)
           Они  очень хорошо  характеризуют  нам и Моисея, и  его народ, да и общее  положение   дел  с  принятием  иудеями  новой   веры…..

          «Приняв  на   себя  руководство,  этот несговорчивый  пророк  (Моисей- автор) вывел  евреев  из  Египта  через  Красное  море  в  Синайскую  пустыню.
           Странствия евреев по  Синайскому  полуострову  растянулись  на сорок лет. За это время старое поколение вымерло, и новое заняло его место.
Именно здесь, в  Синайской   пустыне, Моисей дал своему народу Десять заповедей и другие законы.
         Они стали основой всей еврейской демократии и самого существования нации. Исполнив свою миссию, Моисей умер, так и не ступив на Землю обетованную.        Обстоятельства его смерти загадочны. Место его захоронения неизвестно.
Библейская версия жизни Моисея порождает множество недоуменных вопросов. Моисей был воспитан как египетский принц.
         Каким образом он выучил иврит?

       ( И почему  на иврите? Ведь  Моисей и его народ  могли общаться только на египетском или  на так называемом древнееврейском языке, который никак не подпадает по сегодняшнее определение иврита - автор)

      Почему  (Моисей-автор) отождествлял себя с рабами   евреями, а не с египетской верхушкой?
        Он не испытывал никаких затруднений, общаясь с мидианитами.
        На каком языке он с ними общался?

         Его встреча с Яхве, напоминающая аналогичную встречу Авраама, порождает новые вопросы.
            Яхве, заключил с Моисеем тот же союз, какой некогда заключил с Авраамом?
            Он приказал Моисею повести евреев в землю Ханаанскую – в то самое место, куда Он некогда привел Авраама?
             Он обязал Моисея и людей, выведенных им из Египта, выполнять обряд обрезания?
            Означает ли это, что за время пребывания в Египте евреи отошли от этого обряда?

       Сын  Моисея, как  мы увидим в дальнейшем, не был обрезан. Почему его родители не совершили   обряд   обрезания на восьмой день после рождения в соответствии с заветом  Авраама?
         Зададим  гипотетический вопрос:
     « А были ли «евреи», покинувшие Ур с Авраамом в 2000 г. до н.э., а  также «евреи», пришедшие в Египет с Иосифом в 1600 г. до н.э., тем же самым народом, что и израильтяне, выведенные Моисеем из Египта в 1200 г. до н.э.?

И были ли израильтяне, вышедшие из Египта, потомками Авраама, Исаака и Иакова?
Или же то был совершенно иной народ?

           В книге Бытия, рассказывающей о событиях до прихода в Египет, евреи повсюду – за одним исключением – именуются евреями, а не «израильтянами».

             После Исхода и во всех остальных книгах Пятикнижия они именуются обычно «израильтянами» и очень редко «евреями».

         Непонятная и настойчиво требующая разъяснений двойственность проходит сквозь все Пятикнижие. Мы видим здесь не только два народа – евреев и израильтян, но и двух Моисеев – левита и мидианита.
         Нам говорят о двух Богах. Одного называют Яхве (и переводят как «Господь»), а другого – Элохим (и переводят как «Бог»).
         Позднее мы читаем в Библии о двух царствах, слившихся в одно, а затем опять распавшихся на два.
           Возникают два соперничающих храма – один в царстве Иудея, в Иерусалиме, другой – в царстве Израиль, в Бет Эле. Внимательный читатель Библии наверняка заметит, что очень многие события в ней излагаются не в одной, а в двух версиях.
           Что же это перед нами: две версии одной и той же истории или две различные истории, слившиеся в одну?»

        «Исследователи Библии пришли к выводу, что Пятикнижие  (Моисея или Тора) представляет  собой  сборник   повествований   и   документов, заимствованных из четырех основных   источников, которые они обозначили "Я", "Э". «ЯЭ» и "Ж".
Рассказчик "Я", или Яхвист,  назван так потому,  что он всегда именует Бога – Яхве.
          Это самая древняя часть Пятикнижия, написанная примерно в 9 в. до н.э. в южном царстве – Иудее.
( то есть если принять дату  Исхода с  Египта  в 1425 г до н. э., то мы имеем  временной разрыв  в 525 лет!!!-автор)
Рассказчик "Э", или Элохист, всегда называет Бога Элохим.

          Это повествование написано лет через сто в северном царстве   Израиле.  Исследователи предполагают, что источник "Ж", или «Жреческий», составлен через двести с лишним лет после части "Э", т.е. около 600 г. до н.э.
(Следовательно, этот документ отстоит от даты  Исхода  на 825 лет!!! - автор)

           Наконец, в пятом столетии до н.э. (т.е. через 925-950 лет от научной даты  Исхода – автор)  еврейские жрецы объединили источники "Я" и "Э", добавив к ним небольшие собственные вставки (весьма благочестивые подделки).
           Этот текст и называется «ЯЭ», потому что Бог в нем именуется Яхве Элохим (что переводится как «Господь Бог»).
           Окончательное слияние пяти книг Моисеевых, известных под названием Пятикнижия, (Или  иудейской ТОРЫ – автор) произошло примерно в 450 г. до н.э., это было почти через 8 16 столетий после некоторых событий, описанных в нем.
          Разве не разумно предположить, что за это время в рассказах и легендах, передававшихся изустно из поколения в поколение, могли произойти многочисленные изменения? ( И Иегова этому  иудеев  не учил???-автор)

           И  все  это время, как мы видели, жрецы, пророки и политики трудились, не покладая рук над редактированием сводного текста».

         Как сам видит читатель, понимать и принимать буквально данные  Книги Исхода  описывающие те или иные события, нельзя.
           Ведь писалась  она  не только  не пророком Моисеем, под диктовку  Бога Яхве - Элохим - Мардуком, а  много столетий,  спустя после  смерти Моисея.
           Причем  еще через много  столетий,   ее снова переписывали, дополняли и  унифицировали, приводя  к тому виду, что мы  сейчас читаем на страницах Библии.

           И поэтому  найти  в той же «Книге Исхода» и других книгах  включенных в Пятикнижие Моисея,  и выделить  правдивую информацию переданную Моисею Богом, крайне   сложно.
         Особенно  принимая  во внимание,  то, что мы  пытаемся посмотреть на все эти события,   как  на такие, что  были   порождены  верховным  ануннаком  Мардуком  в целях достижения им  верховной власти на планете Земля!
        Поэтому мы  оставляем  без рассмотрения  все эти 10 заповедей, и  прочие законы  и наставления  якобы данные  иудеям их Богом,  через Моисея,  во время  нахождения  в районе,  неведомой  науке  горы  Синай,  на совести всех служителей культов, а сами  остановимся на одном  достоверном  факте.

       А именно «построении»  Моисеем по  указанию и чертежам и даже как утверждают некоторые  историки , и по модели,  сделанной  Богом Яхве-Элохим – Мардуком «Скинии (походного храма  иудеев)  и   собственно «Ковчега Завета».
         Начнем со Скинии. Это она по-гречески - Скиния («шатёр, палатка»;, а вот по ивриту.  Она «мишкан»  или  «обиталище, местопребывание»). Чувствуете  разницу?

        В настоящее время этот термин - «мишкан» употребляется в значении походного храма евреев,- «Скинии собрания», использовавшегося как место принесения жертвоприношений   и хранения Ковчега Завета  до постройки Иерусалимского храма, созданного, кстати, строго по образу Скинии.

          Еврейские пророки  и законоучители неоднократно подчёркивали тот факт, что Храм нужен не Богу, а самим людям.

         Но, по мнению автора, это  уже  было потом, когда иудеи вернулись в Землю обетованную, а в начале,  Храм - Скиния  был нужен, прежде всего,  Богу, что  дистанционно  постоянно контролировать и направлять «избранный народ».

         Согласно  тексту Библии,  функции Скинии можно разделить на несколько основных категорий, которые, прежде всего, базируются на том, что:

       Скиния является местом, где Шехина Творца (Слава Божия) пребывает на земле, среди народа Израиля.
        Исходя из слов Пятикнижия «И построят Мне святилище, и Я буду пребывать среди них»  (Исх.25:8),
         Скиния является местом, где Бог обнаруживает Своё присутствие  и откуда (точнее, между крыльями  херувимов   на крышке  Ковчега Завета,  находящегося в  святых), говорит с Моисеем,  после его пребывания на горе Синай.

         Местом служения Богу, где осуществляются регулярные церемонии и жертвоприношения.
         Это также место, где каждый может приблизиться к Богу и принести искупительную или благодарственную жертву.
         Местом проявления Славы Божией (Шехины).
Для всех живших в те времена, когда существовала Скиния и Храм, пребывание Славы Божией в Храме не было вопросом веры; это было простое знание, факт, столь же очевидный, как пребывание в небесах Солнца и Луны.
          И проявлялось это таким образом. Согласно Писанию, в пустыне облако Славы Всевышнего всегда покрывало Скинию, когда же оно поднималось, это являлось знаком для отправления в путь.
          Кроме этого Синия была:
Местом публичного собрания всего народа
Хранилищем высшей национальной святыни, Ковчега Завета, и свитков Торы, которые,  служили  эталоном для всех прочих свитков.

         Но все это  как бы общая  часть, а теперь переходим  к строительству. И  тут автор хочет предварить   описание   строительства   своими   замечаниями.
         Мы  знаем,  что   довольно большая  группа  египетских рабов, воспользовавшись  ослаблением власти Фараона, сумела  сбежать  с Египта и укрыться в дикой  Синайской пустыне.
          О численности  сбежавших  есть разные   данные и от  реальных до  5000-10 000 тысяч  до самых фантастических в 3000000 человек.
            Когда они убегали что взяли с собой, то, что можно унести и то, что могло помочь им выжить в пустыни. Скот, еду и одежду.
            А тут Иегова  через Моисея  поставил   для них  Супер Задачу! Построить из ничего, на голом  месте  храм-Скинию!  Конечный   срок сдачи  Скинии 6 месяцев. Если не успеют,  всем голова с плеч!
           И вы думаете, что  все как один,  евреи  методом  «коммунистических субботников»  кинулись  строить «Скинию»?. И Моисей  как Ленин  тоже  бревна носил?
         Конечно, нет!
          Но, и это еще не все. Далее  автор просто приводит описание хода строительства, материалов   которые были использованы для строительства, сам  объем и фронт работ, а читатель  должен  держать в уме, что для того чтобы  все это сделать, иудеям  у горы  Синай нужно было бы: построить? Несколько  рудников по добыче золота, серебра и меди.
        Потом организовать   выплавку из руды  металлов  и   с последующей  его  технологической обработкой.
       Кроме того надо было построить несколько  текстильных  мастерских, по крайней мере одну  лесопилку и столярную мастерскую, не говоря  уже о  ювелирном производстве.
        А еще нужны были  чертежи  и знания технологий  производства. То и спрашивается, откуда  все  это у  вчерашних рабов  -  пастухов и рабочих по изготовлению кирпича?
       Да и народу  сами понимаете  на все это надо было уйма!  Но тут АНОНИМНЫЕ  Авторы « Книги  Исход»  нас сильно удивили.
         Оказывается  все эти грандиозные  работы по сооружению  небывалого  и не званного ранее  у иудеев сооружения,  выполнили все  2 человека!!!
         Чудеся  ей  Богу. Как  в русской  сказе «Два молодца из ларца!»
          Тех самых «Два молодца из ларца, одинаковых с лица» которые любили говорить «Бусделано!» .
          Но,  быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Вот и у нас дело двигается медленно.
          Поэтому закончим   же это важное отступление давайте и углубимся  в проектно -сметную  документацию и  посмотрим, как все это строилось.

                              Строительство Скинии
           Согласно книге Исход, повеление о строительстве Скинии Моисей получил на горе Синай,  ещё до получения Скрижалей Завета.
           Это повеление приводится в Библии целиком, с большим количеством деталей и занимает около 7 глав  (Исх.25 — 31).
          Повеление начинается с описания пожертвований (Исх.25:3-7), которые следует собрать с сынов Израиля на строительство Скинии.
           Для строительства Скинии   и  её составляющих были необходимы пятнадцать различных материалов:
«И вот приношение, которое вам принимать от них: золото, серебро и медь; и синету, и багряницу, и  червленицу, и виссон, и козью шерсть, и кожи бараньи красные, и кожи тахашевые, и дерева шиттим, елей  для светильника, пряности для елея помазания и для благовонного воскурения, камни ониксовые и камни вставные для эйфода и для наперсника.»
(Исх.25:3-7)

          Затем  перечисляются  законы, связанные с тремя предметами, которые должны быть помещены внутри Скинии:
           Ковчег Завета (для хранения Скрижалей) (Исх.25:10-22),  Стол хлебов предложения (для хлебных приношений) (Исх.25:23-30) и Менора (светильник) (Исх.25:31-40).
           ( О нем  будет подробно рассказано  следующая  части этой главы-автор)
           После этого описывается строение самой Скинии (Исх.26), к которой относятся также законы  «парохет» (завесы, отделявшую Святая святых) и «масах» (завесы, закрывавшую вход в Скинию).
            После всего этого заповедует Бог Моисею строительство жертвенника всесожжения, который должен был находиться во дворе Скинии (хацер). И о законах, связанных с самим двором Скинии (Исх.27).
          На этом заканчивается первая часть повеления о строительстве Скинии.

           Вторая часть начинается с законов, связанных с елеем для светильника (Меноры) (Исх.27:20,21), затем приводятся законы священников — коэнов: предписания о священнической одежде (Исх.28), церемонии помазания священников и освящения жертвенника (Исх.29:1-37). И, в заключение, приводятся законы ежедневной жертвы всесожжения (Исх.29:38-42).
           В следующей главе Библия добавляет к основному повелению детальное описание  золотого    жертвенника для воскурений (Исх.30:1-10),  законы   о половине   шекеля   (Исх.30:11-16)  и описание медного умывальника (Исх.30:17-21).
             После   завершения описания законов о храмовой утвари идёт повеление о приготовлении    елея   помазания и о необходимости помазания им всей утвари перед началом её употребления (Исх.30:22-33), а также о приготовлении смеси для   воскурений   и законов её воскурения (Исх.30:34-38).
             В заключение Всевышний подводит итог: Где мы  узнаем о  двух наших строителях!
«И сказал Господь Моше, говоря: смотри, Я призвал именно Бецалеля, сына Ури, сына Хура, из колена Йеудина.

И я Исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, чтобы творить замыслы, чтобы работать по золоту и по серебру, и по меди, и по резьбе камней для вставления, и по резьбе дерева, дабы исполнять всякую работу».

И вот, Я назначил к нему Аолиава, сына Ахисамаха, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого сердцем вложил Я мудрость, и они сделают всё, что Я повелел тебе.
( Но они может, и сделают, а где взять в пустыне бедным иудеям все  нужные материалы ? (- автор)

«Шатёр соборный и ковчег для откровения, и крышку на него, и все принадлежности шатра; и стол, и все принадлежности его, и светильник чистый со всем прибором к нему, и жертвенник воскурения; и жертвенник всесожжения со всем его прибором, и умывальник, и подножие его; и одежды служебные, и одежды священные Аарону, священнику, и одежды сынам его для священнослужения; и елей помазания, и курение из пряностей для святилища: всё так, как Я повелел тебе, пусть сделают они».
(Исх.31:1-11)

  Кто эти Бецалеля, сына Ури, сына Хура, из колена Йеудина  и Аолиава, сына Ахисамаха, из колена Данова?
  И что значит призвал? Где и когда? Значит,  будем  разбираться  сами, для чего обратимся к эксперту Эдуарду Эфраиму Калишу…(http://www.evangelie.ru/forum/t13350.html)

Итак, Иегова-Мардук говорит Моисею:
«Смотри, Я призываю по имени Бецалеля, сына Ури, сына  Хура,  из колена  Еhуда…»  (Исх.31:2)
Обычное, на первый взгляд, родословие, которыми изобилует Тора…

Необычно здесь то, что Бог особо указывает Моше и всему Израилю на важность имён в этом родословии и самого родословия (из семи раз при упоминании имени Бецалеля в Торе – четыре приведены с полным его родословием).
Две линии представлены в этом родословии (обе приводят нас к пониманию того, что имел ввиду Бог, избирая Бецалеля служителем Себе и называя его по имени):
- 1-ая линия несёт в себе послание через пророческий смысл перечисленных в родословии имён. Так что цепочка «расшифрованных» имён провозглашает волю Божью над Бецалелем. Вот как звучит его имя, если перевести значения имён с иврита: Пребывающий под покровительством Всевышнего и в тени Всемогущего, сын Света Господнего, сын Чистоты из рода Прославляющих Бога.
- 2-ая линия – линия судеб конкретных людей… (за каждым человеком, вне зависимости от имени данного ему родителями (многие имена в Торе имеют пророческое, сущностное значение), сохраняется свобода выбора, и свободная воля у него не отбирается … И то, как избирают поступить отцы, часто определяет будущее детей).
Имя Бецалеля встречается в Торе семь раз, подробно описываются способности, дарованные ему Богом, служение, к которому он был призван и всё, что он сделал своими руками по Божьему повелению.
Об Ури - отце Бецалеля нам неизвестно ничего наверняка, кроме того, что он был последнему отцом и сыном Хуру.
А вот Хур – дед Бецалеля, по всей вероятности, сыграл немалую роль в становлении Бецалеля как служителя Божьего. О нём Писание не даёт исчерпывающей информации, но та, что мы таки да, имеем, говорит о многом.
Впервые мы встречаем его в кн. Исход 17:10-12: Аарон и Хур восходят на гору вместе с Моше и поддерживают его руки во время битвы с Амалеком.
Кто этот Хур? И почему он наравне с Аароном служит Моше?
Как можно объяснить, что этот человек близок к Моше настолько же, как его (Моше) родной брат?
    Мидраш очень просто объясняет это обстоятельство: Хур действительно был близким (хотя и не кровным) родственником. Он был мужем родной сестры Моше - Мириам.
      Второй раз мы читаем о нём, когда он и Аарон остаются за начальствующих в стане   Израильтян на время, пока Моше взошёл на гору Синай (Исх.24:14)… Можно было бы подумать: неплохая карьера, он круто начал, этот дед Хур в свои 90 или 100 лет.     Но… если мы захотим вновь отыскать Хура по возвращении Моше, когда он в гневе своём на народ, поклонившийся золотому тельцу, разбивает скрижали… деда мы не найдём... Он исчезает со страниц Писания. Осталось лишь упоминание о нём в списке родословия Бецалеля.
   Что же случилось? Почему Моше, по возвращении, всё своё негодование обращает на своего брата Аарона? Где Хур, ведь он остался наравне с Аароном.
И вновь нас выручает мидраш: оказывается, Хур не делал карьеры... Он просто решил в сердце своём следовать за Богом и хранить верность Ему, и это стоило ему жизни.
И вот мидраш продолжает: когда Моше спустился с горы Синай, Хура уже не было… не было в живых…
   Можно представить себе, как возбуждённая толпа, подгоняемая криками: «а что его…, мы все стояли у горы, разве ему одному говорил Господь? И где он? «Встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось». (Исх.32:1)). Когда толпа окружает Аарона и требует, чтобы он сделал ей золотого тельца, рядом с Аароном Хура уже нет.
    Согласно преданию, дед Бецалеля Хур был убит отступниками, поскольку не подчинился их требованию. Именно к нему толпа обратилась в первую очередь. Ведь он был один из двух начальствующих, оставленных Моше. При этом он был человеком, знающим толк в обработке драгоценного металла. Вероятно, он был главой ремесленной династии.
   Обученные искусству ещё в период правления в Египте Иосефа, некоторые израильтяне достигли в ювелирном деле больших высот. Искусство своё они передавали, как это было принято, из поколения в поколение, от отца – к сыну. Хур был отменным мастером.
Он, как большой специалист в своём деле, был уважаемым человеком в среде израильтян. Возможно, немало египтян предпочитали его работу работе ремесленников – египтян. Он имел всё, что нужно иметь в этой жизни: почёт и уважение, деньги и славу, сына и внука, которым он передал великую свою драгоценность – умение делать уникальные вещи искусной работы.
И вот, судьба «посмеялась» над ним…
   «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом.» (Исх.19:16-19).
    Да, в шоке был весь народ, но слова Бога, обращенные как будто лично к нему, потрясли Хура: «Не делай себе кумира и никакого изображения…» (Исх.20:4).
Всё то, что до этого момента было для него предметом гордости, смыслом жизни (его творчество), источником благосостояния, то, что дало ему высокое положение и уважение в обществе – его способности, талант, всё это в один момент оказалось под строжайшим запретом. То, чем он жил всю свою долгую жизнь и чему учился у своего отца и деда с великим терпением и упорством, – оказалось страшным грехом.

    Потрясение было общим чувством, захватившим семью в тот момент. И как это обычно бывает у евреев, мнения разделились. Возможно сын – Ури избрал «рациональную», прагматичную, позицию: дескать, по шаббатам мы будем служить Господу, а шесть дней недели зарабатывать себе на пропитание своим ремеслом. Возможно, он и был тем, кто исполнил по просьбе Аарона «срочный заказ» - золотого бычка…
     Внук же - Бецалель последовал в своём решении за дедом, а вернее сказать, за Богом Израиля. Ведь Он говорил также лично и с ним, как и со всем обществом израильским. Тогда он вопреки страху и неопределённости утвердился в своём решении и положил его глубоко в своём сердце: «Я последую Господу, как последовал за Ним мой дед, даже до самой смерти».
    Это было страшным испытанием для юноши, ставшего свидетелем ужасной картины, когда недовольная отказом Хура толпа убила его деда на его глазах. Это было мучительным испытанием для Бецалеля – художника, полного творческих замыслов и перспектив, и решившим оставить всё ради слова Бога Израилева.
     Именно это решение, проверенное испытанием, - следовать за провозглашением, заключенным в его имени -«Бэ цель Эль» (в тени Бога), следовать за -Творцом, куда бы Тот ни призвал его, именно это решение позволило Богу произнести перед лицом Моше и всего Израиля: «Смотри, Я призываю по имени Бецалеля, сына Ури, сына Хура, из колена Еhуда…»

            Это решение сделало Бецалеля первым художником, которого призвал Сам Бог Творец – творить для славы Его и по воле Его. Он стал первым художником, реализовавшим свой творческий потенциал, изначально заложенный Богом, и тем прославивший не себя, а Бога».

Описание же законов Скинии завершает повеление о Шаббате ( суботте- автор), из которого  комментаторы делают вывод о том, что законы Шаббата нельзя нарушать даже для строительства Скинии, а работы по её строительству, в свою очередь, представляют собой  прообразы запретов Шаббата.

          Далее приведена речь Моисея, в которой он передаёт указания Бога народу Израиля, после чего с большими подробностями приводится описание работ по строительству Скинии  и  её утвари.
           Трудились над сооружением Скинии около полугода (от 11 тишри до 1 нисана).

Когда  работы   были окончены   и все принадлежности Скинии были готовы, последовало   указание  Бога  о возведении Скинии, освящении её утвари и помазании в священнический сан Аарона и его сыновей первого числа месяца нисан (в котором и произошёл Исход евреев из Египта), на второй год после Исхода.

Освящение заключалось в помазании священным составом из смирны самоточной, корицы, трости благовонной, кассии и  елея.
Возведение Скинии описано в последних стихах книги Исход и заканчивается описанием спуска Славы Господа (Шехины) на Скинию:

«Покрыло облако Скинию собрания и слава Господня наполнила скинию… Облако Господне стояло над Скинией днём, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева, во всё путешествие их|Исх|40:34|, 38»
С этих пор облако покрывало Скинию в продолжение всего странствования израильтян по пустыне.

   Каждый раз, когда облако отделялось от Скинии, израильтяне снимали свои шатры и отправлялись в путь, и где оно останавливалось, там они располагали свой стан.
В первых глава книги Чисел детально описывается обязанности левитов и правила разборки и погрузки Скинии, и её утвари во время переходов. Левиты должны были также устанавливать Скинию во время остановок и охранять её со всех сторон.
     Как только Скиния была сооружена, она заняла центральное место среди народа Израиля — в прямом и переносном смысле — как при переходе через пустыню, так и во время стоянок.
Расстояние в пустыне между народом и Скинией никогда не было больше 2000 локтей, с тем, чтобы в Субботу каждый имел возможность прийти к ней для молитвы.
        
            Устройство Скинии согласно Пятикнижию Моисея (Книга Исход)

     Скиния располагалась в соответствии со сторонами света. Шатёр 31×10 локтей находился в западной части большого двора (хацер), длиной в 120 локтей и шириной в 60 локтей.
      Расстояние   от  завес двора   до стен шатра составляло 25 локтей с севера, юга и запада.
       Вход в Скинию располагался с восточной стороны и был закрыт особым пологом, который назывался масах, общей длинной в 20 локтей. Полог   был связан из   голубой,   пурпуровой и червленой шерсти, а также из крученого виссона. Полог был узорчатой работы.
                 Двор Скинии (хацер) (Исх.27:9-19)
     Вокруг Скинии сооружался прямоугольный двор (Хацер) довольно больших размеров 120×60 локтей (около 1985 м², если принять локоть за 52.5 см), ограждённый шестьюдесятью (60) полыми столбами из дерева шиитим с медными подножиями.
   Между столбами были натянуты расшитые занавеси (клайим), искусно сплетённые из крученого виссона, образуя стены высотой в 5 локтей (около 2,6 м).        
Каждая такая занавесь была  5х5  локтей и всего их было 56.
Напротив входа в шатёр, пять центральных столбов восточной стороны двора образовывали ворота Скинии.
   Эти столбы были покрыты особыми пологами из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, а также из крученого виссона, который назывался масах. Пологи ворот состояли из четырех(4) частей, 5х5 локтей каждая, общей длиной в 20 локтей.
    С севера и юга двора было по 20 столбов, на западе — 10, на востоке по 3 с каждой стороны от входа и ещё 4 поддерживали полог (масах)
    Во дворе, напротив входа, размещался большой жертвенник всесожжения, их окованного медью дерева (поэтому он назывался также «медный жертвенник»). На нём приносились  жертвы и на нем постоянно должен был гореть огонь.
В самом центре двора стоял медный умывальник (киор) для священников[23]. Все принадлежности двора были выполнены из меди.
                              Строение шатра
   Шатёр представлял собой каркас из деревянных досок, обложенных золотом, и покрытый четырьмя покрывалами.
Его устройство позволяло разбирать всю конструкцию на части пригодные для ношения.
Размеры шатра составляли 31 локоть в длину, 10 локтей в ширину и 10 локтей в высоту.
          Шатер был разделен на две части занавесом (парохет).
Задняя его часть (западная часть, размером 10х10х10 локтей) называлась Святая святых (Кодеш кодашим).
Перед Святая святых  находилась священное пространство, Святилище (Кодеш), отделённое завесой (масах) от передней части ограждённого двора (Хацер).
Таким образом, шатёр состоял из трёх деревянных стен: двух боковых, на север и юг, и задней, на запад и был закрыт завесой с восточной стороны.
           Обе разделяющие завесы имели размер 10х10 локтей.
           Покрытие шатра (Исх.26:1-14)
         На стены и верх скинии набрасывались покровы, представляющие важнейшую её часть и придававшие ей вид шатра.
             Их было четыре.
    Первый, нижний слой, служивший потолком шатра, составляли 20 отдельных полос (йериот) из крученого виссона, голубой, пурпуровой и червленой шерсти. На полосах были искусно вытканы херувимы, каждая из которых была длиной в 28 локтей и шириной в 4 локтя, и сшитых по пять полос вместе. Образовавшиеся, таким образом, две половины покрова соединялись вместе посредством 50 золотых крючков.
Длина всего покрова была 40 локтей и шириной в 28 локтей. Покров этот, закрывавший верх шатра, покрывал также и стены шатра: на 9 локтей от верха шатра с северной и южной стороны, и на 8 локтей со стороны западной. (Исх.26:12-13 6)
Второй покров, который клали поверх первого, был сделан из козьей шерсти, обычного материала для шатров.

   Он состоял из 11 полотнищ, каждое из которых также было шириной 4 локтя, однако длина каждого составляла уже 30 локтей. Эти полотнища сшивались по 5 и 6 вместе, и получившиеся два куска скреплялись вместе с помощью медных крючков.  
В результате, размеры этого покрывала получались 44 локтя в длину и 30 локтей в ширину.
     Третий покров, был сделан из красных бараньих шкур, и имел размер 42 локтя в длину и 30 локтей в ширину.
Четвертый покров составляли кожи животного, именуемого в тексте «тахаш» и вероятнее всего покрывавшего лишь верх шатра.

         Угловые Доски Западной стены Скинии (Исх.26:23-24)
Две особых угловых доски состояли из двух досок такой-же длины, высоты, толщины и дизайна как и все остальные доски шатра.
Эти две доски были изогнуты в виде двух одинаковых полых полу-цилинров и, когда их соединяли вместе, они образовывали единый полый цилиндр который и становился угловой доской. Каждая из этих досок была 10 локтей в высоту, с внешним диаметром в 1 локоть, с внутренним диаметром 3/π=0.9549 локтя, и толщиной в 0.5-(1.5/π)=0.0225 локтя.
           Доски для стен Скинии (Исх.26:15-30)
Стены состояли из перпендикулярно поставленных досок, высотой в 10 локтей и шириной в 1,5 локтя, причём боковые(южная и северная) стены имели по 20 досок, а задняя (западная) — 6, кроме 2 особых досок для углов, соединявших её с боковыми стенами. Толщина брусьев досок легко рассчитывается и составляла 0.5-(1.5/π) = 0.0225 локтя.
    Все доски были обложены золотом. Всего досок было 48, 46 прямых, и 4 изогнутых составляющие 2 угловые доски.
Снизу, каждая доска вставлялась в два серебряных подножья (аданим), которые служили для удержания досок на месте. Каждое подножье было 3/4 локтя в длину, за исключением 4 изогнутых подножий, 1.5 локтя каждое, под две угловые доски для западной стены.
             З
асовы для стен Скинии (Исх.26:26-29)
    Также доски были скреплены пятью горизонтальными поперечными засовами с каждой стороны. Снизу, сверху и посередине.
С северной и южной стороны, на высоте 1 и 9 локтей от верха стен, в два ряда проходили четыре засова. Два засова по 10 локтей с западной части стен и два засова по 19 локтей с восточной части стен, с промежутком в 1 локоть ровно посередине каждой стены.
     С западной стороны, на высоте 2 и 8 локтей от верха стены, в два ряда проходили четыре засова, по 4 локтя каждый, с промежутком в 1 локоть ровно посередине стены. Пятый, серединный засов, проходил по всей длине каждой стены, на высоте 5 локтей от верха стен. Все засовы вставлялись в золотые кольца на досках с внешней стороны скинии.
На каждой доске было по два кольца для каждого засова. Толщина засовов и колец, к сожалению не ясна.
Все засовы были обложены золотом. Кольца засовов были сделаны из золота.
          
             Внутреннее устройство шатра (Исх.26:31-37)

   У входа в шатёр были установлены пять столбов из акации, покрытых листовым золотом и установленных на медные подножья, на которых крепилась завеса (масах),  закрывавшая вход.
            Эта завеса была похожа на ту, которая закрывала ворота двора Скинии.
   Внутри шатёр делился на две неравные части другой завесой (парохет), которая состояла из той же двухслойной  тканой материи (пряжи и виссона синего, пурпурного и алого цветов), что и нижний покров, и была размером 10x10 локтей.

      Парохет крепилась золотыми крючками на четырёх столбах из акации, покрытых листовым золотом и установленных на серебряные подножья.

Меньшее помещение в глубине было размером 10×10×10 локтей и называлось «Святая Святых» (Кодеш hа-кодашим), в нём находился только Ковчег Завета (Арон hа-брит) — самый святой предмет Скинии, а в нём Скрижали Завета(Лухот hа-брит)

       Рядом с Ковчегом хранился свиток Торы, написанный самим Моисеем.
       Также  в  Святая  святых хранились сосуд с манной и  жезл  Аарона
       Справка:Ааронов жезл — одна из священных принадлежностей Скинии. Во время странствования в пустыне некоторые колена, недовольные избранием Левиина колена на служение Богу, заявляли притязание на такое же преимущество.
            Чтобы покончить спор, порешено было прибегнуть к суду Божию, и жезлы всех начальников колен были положены на ночь в Скинию. Поутру оказалось, что среди них жезл Аарона дал ростки и расцвёл миндалевидным деревом, что и послужило признаком утверждения левитов в их священном назначении (Чис. 17:1-8).
           В память этого события жезл Аарона оставлен был в скинии, где он хранился, как святыня, перед Ковчегом.
             Легенда о неоплодотворенном плодоношении стала причиной того, что в        Средние века миндаль воспринимался как символ девственной чистоты. Жезл Аарона  обладал и другими чудесными способностями. В частности, он мог превращаться в змею, пожирая прочих змей.

      В Святая святых   разрешалось входить  одному   Первосвященнику,   и   только   раз в году, на Йом Киппур.
Вторая часть, размером 21×10×10 локтей, называлась Святилище или «Шатёр свидания»  и была основным местом священнослужения.

                  В       Святилище располагались:
   Налево от входа, на расстоянии 10.5 локтей от масах семиствольный золотой светильник — Менора,
Направо от входа, на расстоянии 10.5 локтей от масах Стол хлебов предложения, сделанный из акации и обложеный золотом, с 12 хлебами предложения.
     Посередине Святилища, на расстоянии 20 локтей от входа (масах) и 5 локтей от северной и восточной стены, жертвенник воскурения, также сделанный из акации и обложенный золотом, для курения благовонных курений (назывался также «золотой жертвенник»).
      Детальное описание устройства Скинии содержится в Исх.25 — 31 и 35 — Исх.40.
Впоследствии, аналогичные элементы перешли в планировку еврейских синагог и христианских храмов.

         Но на этом история  Скиниии не заканчивается. Она продолжала использоваться иудеями и  после завоевания Ханаана

          В Земле Израиля Скинию неоднократно перевозили с места на место.
   С началом завоевания Ханаана, Скиния, вероятно, находилась в стане израильтян в Гилгале, напротив Иерихона в течение 14 лет. Оттуда Скиния переместилась в Силом (Шило), где она оставалась в период Судей до смерти первосвященника Илия (Эли). Судя по всему, со временем, стены святилища в Силоме были выстроены из камней, покрытых завесами. После разрушения Скинии в Силоме, была построена Скиния в Нове, городе священников, где оставалась 13 лет.
    Возможно, в это время Скиния была уже целиком каменным строением, но Квчега в ней уже не было. После разрушения Нова, Скиния и большинство её сосудов передвинулись в Гибеон (Гивон), где в то время располагался духовный центр страны.
          В этот период, однако, приносились жертвы не только в Скинии. Так Иисус Навин (Иехошуа бин Нун) поставил жертвенник на горе Эвал около Сихема(Шхема), Гидеон в Офре, Самуил (Шмуэль) в Мицпе и в Раме.
Саул построил жертвенник на поле битвы, Давид на гумне Орны (месте будущего Храма).
      Народные собрания также происходили в различных городах: при Иисусе Навине — в Сихеме, при Самуиле — в Мицпе, Гиве, Гилгале, между тем как Скиния стояла в Силоме, Нове, Гибеоне.
       После завоевания Иерусалима, царь Давид построил там для Ковчега новую скинию, с тем, чтобы перенести духовный центр в Иерусалим.
Ковчег был торжественно доставлен туда, где был помещён в особый шатёр из драгоценных ковров. Однако Скиния Моисея и медный её жертвенник оставались по-прежнему в Гибеоне, и именно этот жертвенник считался в то время главным.

       После постройки царём Соломоном Храма (около 950 г. до н.э.), Ковчег Завета со всеми принадлежностями Скинии был торжественно перенесён туда. С этого времени скиния больше не упоминается. Согласно преданию, она была укрыта в подземном тайнике под Храмом.

             Местонахождение Скинии
          Дальнейшая судьба Скинии с Ковчегом Завета до сих пор остаётся предметом споров, их следы так и не были найдены.
Во Втором Храме не было ни Ковчега, ни его принадлежностей, хотя связанный с ним ритуал воскурения фимиама в Святая святых в Йом-Киппур продолжал соблюдаться.
Иосиф Флавий, говоря о Втором Храме, подобно книге Ездры (Эзры), говорит только лишь о сооружении жертвенника и Храма, но не о Святая святых.

     Вот такой  это  первый  храм для   почитания  иудеями  Бога Иеговы-Мардука. Но это  все  как бы,  справочно - энциклопедические  данные.
А в следующей части мы попытаемся  «вникнуть в детали» и высказать те или иные теорию о  строительстве и о подлинном   назначении Скинии.

              ( конец  ч.4 Гл.5 Кн.2)

© Бровко Владимир, 08.02.2010 в 10:46
Свидетельство о публикации № 08022010104623-00149701 на Grafomanam.net
Читателей произведения за все время — 21, полученных рецензий — 0.
Голосов еще нет