Беседы в Великом посту (Кладовка (проза, не вошедшая в рубрики))

Однажды знакомая упрекнула меня:
- Ну как это можно верующему человеку не поститься со всею Церковью?
- А как можно разумному христианину принимать всерьез обычную перемену меню? - отшутился я, но искренность моей визави меня сильно смутила.
Интеллигентная умница, она никак не вписывалась в безрассудство религиозного фанатизма, и я призадумался. В Лете Господнем по православному календарю постные дни составляют едва ли не половину от общей численности. Много это, или мало, нам не судить, ибо Церковь Святая есть Богочеловеческий организм, и ошибаться не может.
Это факт.
Однако многие члены ее постятся не по правилам, не соблюдают установленные сроки и нарушают церковные традиции.
Это тоже факт.
Духовные пастыри сие осуждают, но мог ли Господь построить общецерковное на зависимости от плоти человеческой? Сама по себе мысль показалась более смешной, чем еретичной, и мне в очередной раз пришлось искать ответ в Евангелие.
       При следующей встрече я обратил внимание знакомой на цитату из Евангелия от Луки: « … они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Вот придет время, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни…При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, оторвав от новой …»
Из цитаты следовало, что поститься надлежит человеку, утратившему связь с Богом, т.е. грешнику, следовательно пост есть дело сугубо индивидуальное.
Неуверенно согласившись, моя собеседница поинтересовалась:
- Жених, это Святый Дух?
- Раз Христос не разъяснил, значит допускает индивидуальное толкование. Лично я полагаю, что это аллегорическое сравнение, и что имелось в виду право свободного выбора иудеев между Евангелием и Торой.
- А как следует понимать притчу Господа о заплате?
- Да в том же ключе. Думаю, что в притче Христос предостерегает от слепого перенесения в евангельский пост ветхозаветного содержания. Евангельский пост, в отличие от ветхозаветного, есть не только средство усиления молитвенных просьб к Богу, прежде всего его необходимо рассматривать как мощное оружие противодействия сатане.
В подтверждение своих слов я предложил собеседнице еще раз прочесть свидетельства евангелистов о сорокадневном посте Спасителя.
К следующей беседе я подготовился основательно, предчувствуя, что вопросы посыпятся как горох. Так и произошло.
- Разве Христос не постился до встречи с Иоанном Крестителем?
- Думаю, что до поры Он всячески скрывал свою Божественную Сущность, стараясь не выделяться среди ветхозаветных.
- Тогда зачем Ему понадобился сорокадневный пост?
- Когда Предтеча засвидетельствовал Его мессией, Христос открыто приступил к выполнению Божественной миссии на Земле. Заявить об этом можно было только великим чудом, и Он продемонстрировал способность поистине нечеловеческую – переключил Свой организм на энергетическую подпитку непосредственно из космоса на целых семь недель!
- Понимаю, « …и ангелы служили Ему…».
- Правильно. Одновременно миру было заявлено, что человек есть существо Божественное, и что по своему положению дети Божьи выше ангелов и имеют над сатаной власть.
- Это когда Христос разговаривал с сатаной?
- Да. В этом суть Его ответов на искушения, и об этом же истинно свидетельствуют соборные послания апостолов Петра и Павла первохристианским Церквям.
- Значит, любой человек уподобится Божеству, если сможет обойтись без пищи семь недель?
- Не обольщайтесь. Великий пост есть недосягаемый идеал, к которому должен стремиться всякий христианин.
- А почему только стремиться? Почему он недосягаем для нас?
- А почему Полярная звезда, ведущая моряка в открытом море, недосягаема для его корабля? Да потому что лежит за пределами его возможностей.
- Понято. Значит Великий пост – категория духовного абсолюта?
- Прежде всего другого! Семь календарных недель поста есть тот период, когда «…Царствие Божие усилием берется …» И необходимо это не для убавления тучности или утончения талии, а как общее усилие в духовной брани.
- А зачем же тогда ограничения в пище?
- В материальном смысле пост есть очищение потребностей плоти от чревоугодия и других непомерностей, в духовном – очищение чувств от страстей. Великий пост выбивает из рук сатаны главное оружие искушения – страсти и удовольствия плоти, следовательно постящийся христианин противостоит сатане твердо и неуклонно.
- Так почему же вы-то сейчас не поститесь?
- Очень даже пощусь, но только духовно, и делать проблему из телесных потребностей не собираюсь. Что же до перемены меню, так она и так предусмотрена Создателем в сезонном годовом цикле.
- Вот вы все умствуете, а Божьи заповеди сердцем надо принять. Христос постился, и апостолы тоже, значит и мы должны. Тут и рассуждать нечего!
Я уже посчитал было упорство собеседницы за каприз, как вдруг меня осенило!
Мы, именно мы! Совокупно! Уж если существует планетарный Богочеловеческий организм – Церковь Христова, так стало быть и общецерковное существует, будь то молитва или пост, все равно! Все мы – клеточки в соборном организме Христа , и не беда, что постимся и молимся не враз! Сегодня один, завтра другой, - общецерковный - то пост от этого не прекращается! А если к общецерковному посту да общецерковной молитве, прибавить еще и общецерковное милосердие, так для сатаны и щелочки не останется! Он, сатана, есть общий враг рода человеческого, и противостоять ему надобно сообща. Вот почему обостренное чувство соборности есть для православного христианина нормальная реакция на проявление зла.
Я сказал об этом моей собеседнице, и мы согласились к обоюдному удовольствию.
Истина, как всегда, оказалась посредине.


Липецк
2005 г.

© Николай Губин (Диоген 47), 07.02.2010 в 09:47
Свидетельство о публикации № 07022010094724-00149508 на Grafomanam.net
Читателей произведения за все время — 15, полученных рецензий — 0.
Голосов еще нет