Наставления Бога преданным и всем по Шримад-Бхагаватам 1.1 Глава 2,3 Текст.1-44. (Лирика / религиозная)

НАСТАВЛЕНИЯ БОГА ПРЕДАННЫМ И ВСЕМ ПО ШРИМАД-БХАГАВАТАМ 1.1 гл. 2, гл. 3 текст. 1-44.

102.Неверно утверждение, что (т.23 гл.2) «живые существа появляются в материальном мире, желая господствовать над ним, из-за чего оказываются в западне трех гунн  материальной природы», тем вменяющее виновность  материального существования самому живому существу.  Причина рождения живых существ в материальном мире есть не результат устремленности властвовать над материальной природой, о чем живое существо изначально и понятия не имеет, но, прежде всего, Воля и План Бога на развитие несовершенного живого существа, начиная с  простейших форм тела и образа существования   до обожествления всех его качеств через опыт материального бытия в процессе развития, начинающегося отнюдь не с человеческого уровня жизни и мышления.  Три гунны материальной природы, будучи иллюзорными энергиями Бога,  и обуславливают его постепенный подъем по лестнице эволюции души, проводя как бы за руку по многочисленным  ступеням развития, вовлекая на каждом этапе в игры, соответствующие пониманию и качествам живого существа этой ступени и имеющими целью развивать  и раздвигать границы сознания каждого живого существа через опыт жизни, претерпевания, страдания и сами ролевые игры, ставящие живое существо в определенные отношения с другими, дающие ему о себе вполне конкретное понимание и требующие от него вполне определенного поведенческого соответствия. Господство над материальной природой есть не более, чем неосознанный путь саморазвития, диктуемый изнутри направленно и постоянно, которым изнутри и извне рамками осознанной и неосознанной необходимости управляет Бог, и живое существо такие цели перед собой самостоятельно не может ставить, ибо Бог всегда находит достаточно убедительные средства, показывающие живому существу его беспомощность и зависимость от окружающей его материальной природы. Приведенная выше часть текста из Шримад-Бхагаватам устремлена к обличению живого существа в его качествах и, по сути,  в невежестве, искажает истинную причину рождения живого существа в материальном мире (на Земле)  и тем заслоняет собой направленный Труд, Волю и План  Бога, который в этом случае на самом деле является первичным, определяющим и никак не наказывающим и бросающим в западню трех гунн «провинившиеся своим желанием властвовать над материальной природой» живые существа. На самом деле все выглядит Милостиво, во благо живым существам, как необходимый процесс, где живое существо обязано подчиняться Воле Бога, как Его неотъемлемая частица,  и через преодоления в материальном мире, как и через материальную природу,  развиваться, как развивается ребенок, исследующий предложенную игрушку, но не с тем, чтобы ее «подчинить» или поломать намеренно, но чтобы понять, как она устроена и, если можно, привнести, и далее, будучи направляемым Богом,  перенося свой опыт и на другое в своей мере, тем самым усложняя свое мышление и через такую привязанность поднимаясь на новую ступень развития под преимущественным влиянием следующей гунны природы. Т.е. живое существо приводится Богом в материальный мир не с целью его исправления, или  в результате наказания от порочных качеств, а с целью развития, одухотворения Божественными средствами до Божественных качеств через материальное Бытие. Проявление качества тьмы ни есть способ приспособиться к материальному миру, насладиться им, а есть естественная ступень развития живого существа, на которую оно поднялось с еще более низких ступеней,  и качества, столь мешающие в человеческом обществе, в животном мире были необходимы для выживания и борьбы, как и извлечения своего материального опыта. И в этом Бог не может винить или из-за этого наказывать, но продолжает развивать, но средствами, которые применимы к человеку. Хотя неофиту кажется, что живое существо пало, стало вожделеть, дескать,  оно было ранее где-то на более высоких ступенях, но пожелало господствовать и  в материальном мире привлеклось материей и возможностью ее себе подчинить в лице материальной природы, но это явное искажение Истины. Живое существо только начинает через материальный путь идти и  достигать те качества, которые Бог желает в нем видеть,  и которыми оно никогда прежде не обладало, а материальная природа выступает здесь лишь как одно из воспитывающих и развивающих средств, где желание ее постичь и применить к себе и своим нуждам – от Бога, чтобы развивать и усложнять мышление. Это следует знать.

103.Следует знать, что Брахма, Вишну и Шива есть условное разделение качеств Бога, созданное только для  живых существ, для их несовершенного сознания, для упорядочивания в их понимании этапов процесса творения Бога. На самом деле, в любой точке пространства, в любом мгновении, в любой вселенной, за пределами всех вселенных вместе взятых присутствует только Сам Лично Бог Кришна, как Единственный Источник всему, как Единственная Высшая Воля, как Правитель Всего Творения, будь то микроскопическое живое существо или вселенные. Не существует Брахмы, как Личности, не существует Шивы, как Личности, но существует Вишну, как Сам Бог Кришна. Но разделения необходимы, ибо, поклоняясь Брахме, Шиве или Вишну, люди, по сути,  следуют своей ступени развития и понимания,  не слишком удаляясь от Верховного Творца, но  непременно находясь в Его Свете, а потому пронизываясь в сознании и утверждаясь в Самом Боге Кришне, пусть и не явно или неосознанно. Грамотным, абсолютно правильным будет понимание: Материальный мир создается Богом Кришной, поддерживается только Богом Кришной,  уничтожается Богом Кришной. Зная так, преданный не будет расслаблять и разбавлять невежеством свое совершенное знание, но только утверждаться в Высоте Бога, его Могуществе, Единовластии и получит достаточное основание для получения изнутри  более совершенных духовных знаний. Упоминание о Боге Кришне под именем Вишну лишь должно говорить преданному, что речь  о Боге идет как о Творце Вселенных. Здесь возможны поклонения Богу, проявление почтения к Богу, как к Творцу, но ни как к Тому, кто управляет и поддерживает живые существа. Обращение же к Богу Кришне подразумевает обращение к Богу во всех его проявлениях, абсолютно допустимо и только во благо человеку. Также, следует точно знать, что и Баладева, и Санкаршана, и Нарайана и другие полные части Бога и части полных частей – Все есть только Бог Кришна, ни некие отдельные Божественные Личности в Божественной иерархии, все - Один, ни под одним именем Себя не ограничивающий, но полный Знания, Осведомленности, Могущества, Блаженства и Качеств, как и Лично Творящий и Лично присутствующий..
104.Абсолютно не истинно утверждение (текст 24), что «каждый может постепенно подняться до уровня саттвы (благости) даже с уровня тамаса (невежества), если им руководит опытный духовный учитель», где имеется ввиду, что человек может миновать влияние преимущественной гунны страсти, как следующей после тамаса ступени.  Надо знать, что, если человек стоит на ступени невежества, если это действительно его ступень, если она так закреплена в уме Бога и подтверждена качествами человека, то никогда, как бы ни был опытен духовный учитель, миновать раджаса (ступень страсти) невозможно. Это должно быть понятно, ибо влияние гунны страсти, вовлекающей человека в материальные игры,  дает человеку через пристрастия ни с чем не сравнимый опыт материальной жизни, именно отсюда человек, идя путем ошибок, преодолений, отдачи долгов,  выносит те знания и качества, которые одни открывают двери к благости и никакой духовный учитель, никакая духовная практика собой подменить этот материальный путь и должным образом подготовить человека  к более высокой ступени не могут, как и не могут помочь ему исчерпать эти самые пристрастия. Однако, духовный учитель может  подвести к преданному служению что называется по первому кругу и стать все же  причиной проявления Благости в человеке, которая, однако, будет все же под влиянием гунны невежества,  и может лишь достаточно близко подвести человека к гунне страсти, где также человек начинает проявлять и развивать качества высокого порядка, как-то: трудолюбие, ответственность, правдивость, контроль ума и чувств, - но еще материальными средствами и с материальным применением, и только эти качества станут в дальнейшем  пропуском к преданному служению по более высокому кругу с тем, чтобы выйти в итоге на уровень Истинной Благости, к которой может подвести и духовный учитель,  и самостоятельная практика йоги,  ибо в этом случае таким духовным Наставником может изнутри выступать Сам Бог. У каждого – свой путь и свои двери.
105. Текст 27 гл.2 следует считать абсолютно авторитетным.
106. Текст 28-29. Действительно, конечная цель изучения Вед – постичь Бога. Но это понимание достаточно емко и следует знать, что изучение Вед непременно включает в себя практику преданного служения. Постижение Бога означает:
   1. Преданное служение, постоянная практика йоги.
   2. Достижение Божественных качеств.
   3. Путь карма-йоги – посвящение любой деятельности Богу, как жертвоприношение.
   4. Не привязанность к плодам своей любой деятельности.
   5. Добродетель.
   6. Жизнь, посвященная Богу, памятование о Боге.
   7. Непрерывная медитация в себе на Бога Кришну.
   8. Очищение своего существования.
   9. Поклонение Богу.
  10. Изучение Святых писаний, следование им.

107. Любой, кто принижает Могущество Бога до уровня остальных живых существ, кто наделяет Бога человеческими качествами, считается стоящим на невысокой ступени духовной реализации  и с этой ступени никогда не сможет добиться освобождения, т.е. никак «с большим трудом».
108.Парам-Атма есть действительно частичное осознание Бога Кришны, существующее на данный период в сознании преданных. Но преданным пора в проповедях обращать сразу внимание на то, Что Бог присутствует в каждом живом существе Своим полным целым, со всеми своими достояниями, Как Высшая Личность, Он, мужского рода, Тот, Кто Творец, Абсолютно все осознающий, со всеми Знаниями, в теле любого живого существа, начиная с микроскопических, видимых и невидимых, проявленных и не проявленных, движущихся и неподвижных. Другое понимание Бога, частичное восприятие считается не приемлемым и тормозит духовное развитие человека, а также несет в себе элемент оскорбления.
108. Чтобы осознать Личность Бога, йогу, имеющему мистически настроенный ум, не обязательно родиться в семье йогов, или благочестивых людей, или в семье брахманов, или людей именно имущих. Бог никогда и никому не создает идеальные условия. Но, напротив, усугубляет, Сам ведет и проводит, протискивает, потрясает, заставляя видеть ведущую Руку, слышать голос Бога в себе, выбирать не себе в угоду, преодолевать и мыслить и вновь и снова. Надо понимать, что рождение каждому определяет Бог абсолютно индивидуально и очень часто рождение происходит в семье  неимущих, претерпевающих, людей больных, озабоченных, проблемных, психически неуравновешенных, жестоких, слабых, религиозных или в семье неверующих… Бог никогда не создает особые условия тем, кто идет к Нему, даже дав рождение на райском плане. Непременно будет,  что претерпевать и что преодолевать, как и избирать и отсеивать, ибо используются все  очищающие возможности материального мира, поскольку за каждым из прошлых рождений тянется не малый шлейф греховных деяний, которые прочно укрепились в человеке  греховными качествами, проявляющими себя на любой почве привязанностью к материальным благам, и мистический настрой ума – не последний их причал в человеке.
109.Не верно сказано, что, «углубляя знания, он (йог) … начинает осознавать, что смерть, старость и болезни приносят страдания».  На самом деле не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы это было понятно любому материальному человеку, далекому  от религии. Именно это, прежде всего,  и понятно. Однако, совершенные знания дают как раз таки противоположное, т.е.  не понимание страдания, но состояние духовной полноты и счастья в любой ситуации,  но понимание временности материального и счастья и страдания в любой форме, равное к этому отношение, вырабатывают те внутренние качества, которые все события воспринимают через призму совершенных знаний, как данные Богом, направленные на очищение, поднимающие на более высокую ступень самосознания, вырабатывают чувство не привязанности, свободы, как и  утверждают внутри непоколебимый мир в любой ситуации, выводят на контакт с Богом, делают существование человека без страданий при наличии их, хоть и потрясающегося ими, если смотреть глазами материального человека. Именно совершенные знания дают чувство бесстрашия, предания себя Богу, привносят в жизнь Одну цель и Один смысл, как и одно направление, этим рождая полную внутреннюю удовлетворенность и умиротворение. И именно с позиции этих знаний он будет понимать всю иллюзорность всех страданий. Но, увы, у каждого к этому путь свой, и пока материальный человек не руководствуется совершенными знаниями в своем пути, он все препятствия будет возводить в ранг великих материальных страданий. И никогда не увидит, что Бог постоянно любому подставляет Руки, и всегда есть выход на Свет, даже через смерть. Как и не видит, в чем причина страданий и какова конечная цель всех земных путей.
109. Не совсем верно, что «приобретая знания, человек…   полностью посвящает себя великому духовному учителю». Если говорить о совершенных духовных знаниях, то, включая все составляющие процесса познания, совершенное знание, утверждаясь в преданном, выводят его на уровень: преданный – Бог. Надо знать, что как бы высоко не стоял духовный учитель, как бы не оперировал совершенными знаниями и хорошо не знал бы жизнь, он имеет свойство исчерпывать себя, поскольку человек. Отношения с духовным учителем перестают полностью удовлетворять постигшего совершенные духовные знания преданного, ибо он начинает выходить в себе на связь с Богом и  черпать откровения изнутри, абсолютно уникальные, не сравнимые ни с чем, получая при этом нектар Божественных энергий благости и мудрости, который уже за пределами любого материального общения, ибо общение с Богом в себе любое другое общение выводит на уровень слабого или материального, или неудовлетворительного и более ничего не привносящего. Такие преданные, постигшие совершенные знания, разъясненные и дополненный изнутри Богом, входят в состояние отрешения и относительно духовных учителей, внешне их почитая и слушая, но более не отвлекаясь сердцем и умом ни на какие иные наставления. Такие преданные сами становятся на уровень достаточно высокий. И Один Бог знает, кто выше.
110. Следует знать, что аджнана, материальное знание, не есть противоположность Истинному духовному знанию, не осуждается Богом, но дается Всевышним, ибо именно отсюда и произрастают  в уме человека знания духовные, ибо раздвигают границы сознания, дают основу для более совершенных знаний, которые, по сути,  нанизываются на материальные знания. Именно на материальном знании человека и запущена работа Человека в материальном мире, им обуславливается его развитие, через него, даже имея материальные цели, человек приближается к Богу, также на материальных знаниях основаны все знания Вед. И только Один Бог в свое время в умах готовых упорядочивает их, дополняет, дает им причинно следственные связи, где корни исходят от Всевышнего и вершина, опять же, достигает Всевышнего, таким образом показывая человеку всю лестницу Мироздания и его законы, с учетом всех ступеней человеческого развития. Чисто духовных знаний не бывает даже на духовном плане, ибо и там живые существа служат Богу, находясь в постоянных мыслительных процессах, через Бога в себе планируя жизнь и развитие живых существ на материальных планетах, а также планируя очередность подачи материальных знаний, как открытий, имея план развития материального мира именно через них и через них развивая сознания и подготавливая тем  живых существ к  религиозному пути, и так развивая все человечество, все живые существа всех материальных планет, как и вселенных.
111.Не верно утверждение: «Каждому следует без промедлений заняться трансцендентным любовным  служением Богу…» . Отнюдь. Не каждому. Но только в свое время и когда поведет в эти двери Сам Бог, что проявляется через непреодолимое желание и обстоятельства. Ибо не все качества человека могут позволить, их необходимо взрастить до определенного уровня, когда поклонение Богу Кришне  не будет происходить со ступени, где еще человек может оскорбить Бога и его преданных слуг.
112. Управлением материального мира не занимаются полубоги, но только живые существа духовного плана, слившиеся с Верховным Творцом (по нескольким из своих качеств) и один к одному (каждый находясь на своей ступени духовного развития) выражающие в планировании  на материальный мир и его развитие Волю Творца, имея при этом каждый свою узкую направленность в те или иные  сферы человеческой деятельности, что глобально и всеобъемлюще может обозревать и претворять только Один Бог через Свои многочисленные энергии, Волю, Память, Знания, Решимость, Любовь, Милосердие и Могущество. Т.е. надо понимать, что духовный план есть внутренняя энергия Бога, которую составляют духовные живые существа, служащие Богу, слившиеся с Богом, действующие по Божественному указанию и необходимости, Богом привлеченные для управления материальным миром, через которых и согласно их качествам Бог может работать, как своими руками, глазами, всеми органами Божественных чувств.
113. Текст 31. Понимание, что живое существо и Бог в теле человека уподоблены двум птицам, одна из которых вкушает плоды материального дерева, а другая взирает, на самом деле  дано Богом для неофитов, дабы объявить и разграничить  присутствие в теле двух живых существ, чтобы человек был осведомлен, что находится под пристальным вниманием Всевышнего всегда, но здесь кроется и  значительная неточность, которая на первых порах преданного служения допустима. Однако, следует знать, что Бог не смотрит со стороны, не порицает, не удивляется выбору и менее всего, находясь в теле человека, может быть уподоблен птице наблюдающей со стороны. Если уже сравнивать, то Бог есть в живом существе рука, а живое существо – рукавица. Т.е. нет ничего, что исходило бы от живого существа по его личной воле, плану, или в соответствии с желаниями. Однако, и живое существо не может выглядеть как бы «ни при чем». Бог полностью управляет и развивает живое существо в зависимости от его качеств на данной ступени развития и плюс к этому в зависимости от последствий его греховной и благочестивой деятельности. Именно Бог в живом существе дает ему желания, но не для того, чтобы погрузить в невежество и связать цепями материального мира, но чтобы дать цель, направление, само движение, преодоления, извлечение опыта, много раз прокручивая через эти желания, но так, чтобы они отработали себя, дали свой результат, дали свои наказания и постепенно приблизили то с одной, то с другой стороны к ослаблению, отработке себя желаний, чтобы набить оскомину, когда человек не под каким предлогом в эту сторону больше не посмотрит, но станет штурмовать другие вершины и пока  не разобьет вдребезги и те, и эти материальные устремления, пока шаг за шагом не уймет в себе пристрастия, пока не увидит даже материальными глазами и знаниями, как и опытом, что все желания есть очередные миражи, и достижение их не радует, не удовлетворяет, не привносит мир и покой… Пока человек не выйдет на новый рубеж пониманий, где основными ценностями станут ценности духовные. Именно поэтому Бог в живом существе, зная точно, куда направляться, как истинный возница ведет живое существо так, что любому в итоге обеспечен успех. Но дожидаться, что живое существо в очередной раз, как птица, клюнет,  не будет, ибо все – его частицы, все Его дети, и все должны быть в успешном пути, а не идти путем случайности и неосмысленных ошибок и Божественного за это устраненного порицания, а то и наказания.
114. Текст 32. Не следует везде присутствующего Бога, все пронизывающего и развивающего, называть одним из аспектов Всевышнего, Парам Атмой, но Богом Кришной, именно на этом имени Бога акцентрироваться, на Нем сосредотачиваться, здесь медитировать, под этим именем помнить о Боге в каждом живом существе.
115. Глава 3. Текст 1. Веды провозглашают Бога Кришну, как Единственного Наслаждающегося. Однако, надо понимать, что Бог прежде всего обладает состоянием отрешенности, которое имеет место не только в отношении к живым существам, но и непосредственно к чувствам Бога, как Высшей Личности. В этой связи  наслаждения Бога не имеют ничего общего с наслаждениями и пониманием о том живых существ. Бог не может наслаждаться едой,  искусством, виденным, услышанным, мечтами, благами, половыми отношениями, всем тем, что создал, но наслаждается самим процессом Божественного труда, процессом мышления, своим милосердием и процессом управления всем созданным творением, испытывая при этом два противоположных чувства – удовлетворения и неудовлетворения. Чувство Любви Бога не относится к  чувству наслаждения, но к чувству Необходимости, Божественной ответственности и строгости. В этой связи живые существа не являются объектами наслаждения Бога Кришны, но объектами труда, который и несет Богу само удовлетворение или нет, что опять же ведет к труду и удовлетворению или нет… В противоречии Божественного удовлетворения и неудовлетворения относительно всех Божественных объектов и заключена суть Божественного Движения и Развития, что есть непременная составляющая Божественного Мира и уравновешенного состояния Блаженства, которое имеет свои периоды спадов и подъемов, сложную развивающуюся структуру с множеством параметров, никак не зависимых от Творения Бога (но от процесса творения, Божественного Труда),  но проявляющихся естественно, как Его Дыхание и Жизнь.
116.Созидание и разрушение материального мира, если говорить по большому счету,  происходит по Воле Бога не ради обусловленных душ, живых существ, но ради  Бога, является Его Жизнью, Его развитием, Его этапами, его Необходимостью развивать Свое Собственное Тело и Мысль, дабы продолжить Саму Жизнь. Живое существо изначально есть часть тела Бога, неотъемлемо от Бога и призвано Богом развиваться автоматически, дабы Ему служить и по мере этого служения развиваясь до Бога, при этом никогда абсолютно не достигая Бога..
117. Волею Бога, развиваясь в материальном мире,  живое существо, исчерпывая все виды наслаждений, дающих стимул и интерес к Бытию, а также имеющих цель развивать само живое существо через преодоления и опыт, развивает в себе из всех видов наслаждения то, которое есть основное,  Божественная цель на живое существо, здесь уподобляющее его Богу. Такой целью есть развитие качества, называемого наслаждением трудом, каким бы он ни был. Достигнув такого уровня развития и плюс к тому не привязанность к любой деятельности, живое существо непременно становится на путь необратимого преданного служения.
118. Не следует называть удачливыми те живые существа, которые предались Богу Кришне, ибо нет ни одного живого существа, которое бы этот путь миновало. Здесь следует говорить не об удаче, а об неотвратимости Достижения Бога, ибо каждый непременно входит в Этот план Бога.
119. Во время уничтожения материального творения, что происходит не в одночасье, но в строгой последовательности, ни одно живое существо, находящееся на достаточной ступени развития, уже начавшее свой осознанный путь в материальном мире, не погружается в махат-таттву что называется на длительный срок до следующего этапа творения. Так Бог не делает. Но совокупность живых существ из уничтоженного уровня планет или вселенной переселяются через рождение на те существующие материальные планеты вселенной, которые  должны довести до конца (до духовного плана) развитие живых существ с той формы тела и уровня сознания, на которой уничтожение этой части материальной вселенной это или эти живые существа застало. И далее планеты или  планетарная система или вселенная, принявшая живые существа,  уничтожается,  как все, с тем, что все живые существа переходят на духовный план.
120. Следует понимать, что  процесс создания материального мира, описанный в тексте 2 гл.3, есть лишь схематическая картина труда Бога, не отражающая  даже на долю истинных процессов на всех этапах творения. Следует понимать, что полностью описать очень слабому человеческому уму все деяние Бога в этом направлении  невозможно. Но и такое разъяснение утверждает в уме человека ряд пониманий:
   1. Процесс творения происходит в три основных этапа.
   2. Этому процессу предшествует долгий медитационный период.
   3. Процесс создания имеет определенный порядок и каждый  требует  свою  часть Мысли Бога.
   4. Бог Вишну, мыслящий и созидающий на каждом этапе творения имеет Свое имя, называемое аспектом Бога, Его полной частью: Каранодакашайи, Гарбходакашайи, Кширодакашайи. Причем эти имена созданы Богом именно для мыслящих живых существ с целью разъяснения им Сути процесса и последовательности творения Бога.
   5. Эти знания указывают на абсолютную самодостаточность Бога, творящего материальный мир из  Своего Тела, посредством Своих энергий.
   6. Также, поясняя процесс творения материальной вселенной, Бог указывает на необходимость управления им и развитие его через свое Личное присутствие  как Высшей Души во всех живых существах, как и во всем созданном.
   7. Дает понимание о причинно-следственных связях в процессе творения.

Однако, вынося это из Вед, человек на самом деле, уяснив себе суть, очень далек от того, как на самом деле обстоят дела в плане творения.  Бог и не ставил Себе задачу посвятить преданных в процесс Своего труда, что называется, достаточно глубоко и полно, ибо одно это описание и разъяснения заняли бы многие тома книг, которые, однако, имея свою ценность, скорее отвлекли бы сознание и мысль человека от главной цели – достижение Всевышнего через практику преданного служения. Из необъятных знаний о Боге на Землю подаются те, с учетом земной человеческой практики в виде Бытия, которые  наиболее существенны, полезны, понятны среднему человеческому уму, дают направление практике йоги.  Поэтому преданному, изучающему процесс творения Бога, следует понимать, что он приведен на уровне  мифических событий, цель которых дать нужное, приблизительное, схематическое  понимание, не вовлекая в реальные и трудно постижимые знания, подобно тому, как сказки дают ребенку некое доступное представление о жизни, добре и зле. На таком изложении крепятся и многие повествования в разных святых писаниях. Это надо понимать. Однако, следует знать и то, что, так часто обругиваемые знания материальных ученых в этом направлении (а по сути и все знания),  подаются Богом действительно эмпирическим путем и, по сути,  отражают вещи так, как они есть на самом деле или очень близко. Они-то, эти материальные знания и есть то, что более точно отражает процесс творения Бога, но неверующие в силу своего материального понимания и знаний не могут эти открытия увязать со знаниями, которые предлагают Веды, не могут увидеть стоящего за ними Бога, не могут понять, приписывая все себе, что все откровения получают только из Рук Бога. По сути,  эти все знания следует соединить в одно  или хотя бы допустить реальное существование одного на фоне другого.
121. Следует понимать, что бесчисленные вселенные не появляются мистическим образом из пор Каранодакшайи Вишну. Все значительно сложнее. Так Бог дает лишь образное представление о творении мира, за которым не может быть вопросов. Преданные этим удовлетворяются, как и Лотосом, и планетарными системами в его стебле, как и появившимся Брахмой. На самом деле это не более, как стройная Ведическая сказка, данная самим Богом, подобно тому, как появление человечества обязано Адаму и Еве.  Материалисты этим не удовлетворены никогда, но ведомые Богом изнутри и подходящими  и данными им Богом материальными знаниями, неизменно устремляются вперед, докапываются до новых откровений Бога и, по сути,  более приближаются к Истине с практической и материальной стороны, полагая при этом,  что ими движет их собственное «я» и сама наука. Преданные же знают, от Кого все исходит, ибо это видят и это выделяют  в приведенном откровении и тоже правы. Логически и стройно соединить эти знания не просто, однако допустить их обоим сторонам следует, ибо за этим последует и большее откровение Бога, Который даст более разъясняющую картину Творения, как процесса Труда Бога.
122. Постижение полных аспектов Личности Бога, приведенных в тексте 2 гл.3 не освобождается от материальной обусловленности, не считается обладающим полным знанием о Боге, но делает шаг в сторону духовного совершенства. Но освобождение дает только реальное преданное служение Богу, где приведенные знания и необходимы и достаточны, хотя понимание, что материальные ученые идущие к  постижению Деяний Бога материальным путем, также ведомы Богом и приближаются со своей стороны к Всевышнему, должно иметь место непременно.
123.Надо понимать, что «Бросить взгляд на материальную природу»  есть опять же образное выражение, как бы собой исчерпывающее все вопросы по созданию махат таттвы и утверждающее могущество Бога. Такое понимание надо было дать в свое время слабому человеческому уму, тем расставив точки над I относительно всех вопросов, которые могли возникнуть на этот счет.  Однако и здесь следует понимать, что в одночасье, без непосредственного участия Бога, без длительного процесса, имеющего свои этапы и последовательность, ничего не произойдет. Чтобы материальный мир был создан надолго, чтобы развивался, он должен иметь прочную базу, что есть само материальное зарождение и развитие, свои причины и следствия, свою историю развития, свое будущее… Все творение проходит через большие сроки, осмысленные Божественным умом, оправданные Божественным опытом, учитывающие Божественные Личные Уроки, ибо и Бог развивается и привносит в свой труд методы прогрессивные. Созданная материальная природа сразу не создает бесчисленные вселенные. Она вообще их не создает. Сам Бог, Лично, Непосредственно, Божественным трудом и Божественными качествами, Божественным опытом и Могуществом, Божественными Знаниями и Божественным временем, что никогда не бывает быстро, мистически, но очень реально, очень скрупулезно, очень решительно и основательно. Из всего следует осознать также, что оплодотворение практрити одним взглядом Пуруши, повлекшее за собой рождение вселенных,  лишь дает понимание о том, что в эту сторону мыслью посмотрел Бог и создал План и Намерение. Но отсюда никак не были мгновенно созданы природой вселенные. Ибо далее мог последовать только Божественный Труд через многочисленные Божественные энергии, где Бог никак не мог быть в стороне, но непосредственно принимает участие. Т.е. следует и преданным оставлять сказки о том, что все может создаваться мгновенно, без непосредственного участия Бога, ибо достаточно одного Его взгляда. Такое понимание ничуть не умаляет Могущество Всевышнего, но  показывает вещи, как они есть на самом деле,  и не входит в противоречие со многими представлениями материальных ученых на этот счет.
124.Текст 3.Неверно утверждение, что Бог «не имеет ничего общего с сотворенными материальными элементами» и что «Его тело вечно пребывает исключительно в духовном Бытии», если под духовным бытием понимать духовный план. Все сотворенное, все присутствующее в Теле Бога  есть непременно часть тела Бога и в этом не должно быть сомнений. Во всем присутствует Бог неизменно, все развивает и направляет, во всем трудится через Свои многочисленные энергии и через все развивает Себя. Также тело Бога пребывает исключительно везде и это «везде» через духовные деяния и Мысль Бога есть его Бытие, одухотворенное  Его Чистотой, будь то материальный или духовный план. Махат–таттву не следует считать отличной от Бога, но отделенной условно и в сознании живых существ, будучи неотделимой, ибо все духовное происходит, произрастает Волею Бога  именно отсюда, через материальное в итоге Бытие, которое лежит в основе практики преданного служения изначально.
125.Текст 5. Следует понимать, что Брахма есть Божественный вымысел, отделяющий Бога-Творца, от Бога поддерживающего и развивающего материальные вселенные, дабы выделить эти два направления Божественного труда в процессе творения. Также Брахма есть образ, через который можно объяснить и  появление Шивы, придание ему личностного статуса, ответственного за разрушение материального мира, хотя за этим опять же единолично стоит Только Сам Бог, Божественная Воля, План и Божественные энергии. Также за счет Брахмы можно объяснить происхождение ряда полубогов,  порождающих живые существа во вселенной, хотя на самом деле этот процесс происходит только естественным путем Божественной эволюции, где живое существо через воплощения должно пройти все формы тел, через все среды обитания, пока достигнет качества, позволяющие родиться в теле человека. Но чтобы не объяснять этот процесс, чтобы сделать его значимым, достоверным и раскладывающим все по полочкам в несовершенном человеческом уме, как и мистическим, Бог призвал на помощь ряд мистических образов, широко приведенных в Ведах, своим путем разрешивших эти вопросы, удовлетворивших чувства  неразвитого в достаточной мере человека и дав ему основу для мышления  и понимания приемлемую, чтобы и на ней строить преданное служение. Таким образом, из трех воплощений Гарбходакашайи Вишну, Брахма и Шива – образы реально не существующие никак каждый в своей ипостаси,  но только Вишну, как Бог Кришна. Также все три ипостаси изначального Пуруши – созданы Богом для того, чтобы как-то упорядочить упростить мышление человека относительно процесса творения, дабы не вводить в более сложные  компоненты всех этапов созидания  и Труда Непосредственно Бога в них.  Все эти вымышленные образы Ведами  наделены немалым могуществом, внешними убедительными данными, дабы так все охватить и сделать достаточно стройными знания, входить в сознание верующих и рождать к себе определенное почтение к каждому образу,  как к Божеству, к которому можно обратиться с материальными просьбами. Но за всеми этими персонажами неизменно стоит только Сам Бог изначально. На всех указанных выше вымышленных Божественных персонажах и строятся все другие ведические образы, которые составляют основу  многочисленным историческим хроникам и повествованиям, в свою меру упрочивающим веру, через которые и подаются совершенные духовные знания как через убедительные духовные повествования о событиях на разных уровнях планет или на разных вселенных. То же относится и к различным воплощениям, называемых лила-аватарами, в то время как воплощаются с определенными качествами земными средствами подготовленные земные существа, играющие роли Известных в прошлом полубогов. Если человек хочет приблизиться к Богу, ему пора перестать питать свой ум вещами мистическими, но видеть за всем только Бога Кришну и Его труд, тем оздоравливая свое сознание, учась мыслить серьезно, с позиции твердой веры в реальное Бытие только Бога, все другое воспринимая просто как живые существа, не имеющие никакого собственного могущества, воли и деяний вне Бога. Для образного понимания этапов творения, периодов творения, временных промежутков  Бог Кришна создал такое понимание, как  день Брахмы, месяц Брахмы, год Брахмы,  Жизнь Брахмы, аналогично день Брахмы делится на приходы Ману, месяц, год… Все это Божественные календари с космическими числами, позволяющими хоть как-то человеку приблизиться к творению Бога и его этапам с человеческого уровня понимания,  и никак фактически не связаны с личностями живых существ – Брахма, Ману, Шива… Из всех живых существ здесь приведенных реально существует только Сам Бог Кришна, как и Его воплощения, перечисленные в Святых Писаниях.
126. Текст 6. Кумары, как сыновья Брахмы, образы вымышленные, не существующие реально никогда, но через эти персонажи  Веды, сохраняя древо ведических сказаний, дают понимание о преданном служении, о практике йоги, включающей в себя непременно аскетизм и безбрачие, как путь к осознанию Брахмана, как возможный путь к Богу в материальном мире.
127. Надо понимать (текст 7), что воплощение Бога в облике Вепря  с тем, чтобы поднять Землю из нечистой области Плутона -  вещь достаточно сокрытая для человека, для любого живого существа, ибо требует  мистические качества, выходящие за пределы возможностей человека и любого живого существа материального мира.  Быть этому свидетелем – невероятно.  Поэтому и следует знать, что и описание игр воплощений Бога может иметь преувеличивающий характер, однако, здесь следует принимать как средство и  уровень донесения Богом Могущества и Возможностей Бога и принимать такую форму подачи Божественного откровения  без сомнения.
128. Рши Нарада, уполномоченное воплощение Бога,  имело место в материальном мире, но ни есть образ постоянно уполномоченный  распространять  преданное служение по всей вселенной. С этим справляется только Сам Бог, Своими средствами, через святые писания, духовных учителей и преданное служение. Все есть ученики не Нарады, но только Бога Кришны, хотя образ Нарады Бог может использовать для тех, чей уровень сознания еще так может воспринимать.
129. Текст 21. Не следует, комментируя стихи Святых писаний, проповедуя, искренне считать, называть шудр, торговцев,  людей, занятых физическим трудом, а также женщин , причислять к тем, кто преимущественно не обладает большим разумом. Такое оскорбление свидетельствует лишь о низкой ступени и несовершенных качествах и знании говорящего. Так мыслящий человек  не может достичь высокой ступени самосознания, как и не может с этой ступени мышления оставить круговорот рождений и смертей. Пол и занятие человека не отражают уровень духовного развития души. Также сама душа не имеет пола и следует лишь тому, что в данной жизни ей через тело и обстоятельства предлагает Бог. У Бога же на все Свои основания, и только Он один знает об уровне реализации каждого.
130.Текст 26. Надо знать, что воплощения Бога в материальном мире никогда не имеют целью уничтожение неверующих. Такое понимание абсурдно, ибо неверующее живое существо является таковым только по Воле Бога и обязано добирать в материальном мире те качества, которые и откроют двери к Богу. На это и дается им жизнь, по которой ведет Сам Бог через подъемы и падения, заставляя добирать опыт, качества и  приближать, и учить религиозному пути.
131. Текст 28. Бог никогда не сходит в материальный мир различными полными частями или частью полной части, или отдельными частями, но полным целым, однако, проявляя Себя так, как это необходимо в зависимости от цели Своего прихода. В каком бы образе Бог не воплотился на Земле, все исполняется только согласно Воле и Плана Бога и без Воли Бога не может быть сказано ни одно слово или совершен ни один поступок, как бы себя живое существо, названное воплощением Бога, не проявляло. Здесь абсолютно точно сказано, что «воплощения Бога проявляют ограниченное могущество в той мере, в какой этого требуют конкретные обстоятельства и время», однако эти обстоятельства и время определены только Богом, как условия и причины проявления себя воплощения, но отнюдь не являются показателем его возможностей в целом.
132. Текст 29. Не верно утверждение, что «тот, кто утром и вечером внимательно и с преданностью повторяет повествования о таинственном явлении Бога Кришны, избавляется от всех страданий». На самом деле тот, кто следует этому утверждению постоянно,  более никак иначе не проявляя себя в преданном служении, достигает состояние отчаянья, ибо начинает осознавать Высоту и Личность Бога, но не может уже удовлетвориться своим положением, которое не включает в себя активное преданное служение, поклонение, Изучение Вед, аскезы , благотворительность. В таком человеке Сам Бог начинает требовать Практический духовный труд, ежедневный, постоянный. И только следование этому устремлению в себе может привести к состоянию без страданий, но через отречение и достижение в итоге Божественных качеств, которые и обусловят негневливость, беспристрастие, независтливость, добродетель, бесстрашие… А это и есть начало пути без беспокойств, страданий, внутреннего мира и удовлетворения. И достигаются эти качества в результате только активного участия человека в сотрудничестве с Богом через преданное служение, но никак только через одно  указанное прочтение или слушание,  даже если оно постоянно.
133. Текст.33. Неверное утверждение: «По своему невежеству живое существо отождествляет свои интересы с тем, что приносит пользу грубому и тонкому телам. Это делает бессмысленной всю его деятельность на протяжении многих жизней». На эту темы в «Наставлениях» сказано не мало. И снова следует повториться. Никакая деятельность живого существа не бессмысленна в материальном мире, чем бы живое существо не руководствовалось, ибо все управляемо и направляемо только Богом, а потому путь каждого, как бы не казался абсурдным и бессмысленным, наполнен величайшего смысла, неотвратим, способствует искоренению привязанностей и греховных качеств  в результате кармических реакций и извлечения опыта, исчерпывает себя, неизменно устремляет на путь исчерпания  греховной деятельности, т.е. действует только очищающе, обожествляет качества человека, даже, если он стоит на чисто материалистической основе, и неизменно ведет к религии. Только материальное божественное чистилище, начинающееся с невежества и удовлетворения чувств грубого и тонкого тел, обладает достаточной мощной силой, направляющей за одним, но позволяющей достичь именно Божественное. Это надо понимать, из этого исходить, в этом видеть Могущество Бога, Его неисчислимые, справедливые, уникальные и совершенные пути для каждого.
134. Может ли человек, полностью занятый духовной деятельностью, как ему видится,  быть дживан-муктой, т.е. освобожденным даже в обусловленном существовании?  Многие преданные и духовные учителя искренне желают, чтобы именно так и было, как великое Божественное обещание дают всем, кто только приступает к преданному служению, обещая очищение в условиях  земных почти абсолютное и веря в таковое, как и желая себе. Но истина дороже. На самом деле, любой верующий человек, находясь в обусловленном состоянии, силой религии и практики преданного служения, как и Волею Бога,  очищается от материальных качеств, называемых материальной скверной, в значительной степени. Однако, никому не удается полностью и бесповоротно выйти из-под влияния всех трех гунн материальной природы, хотя и здесь у человека может создаваться великая иллюзия как собственного, так и чужого освобождения. Однако, земной мир – не та область деятельности и проявления себя, где человек может получить о себе исчерпывающие понимания, как и знания. Однако, высоту духовного роста о каждом и не приблизительно знает Бог и степень духовного развития не обязана быть таковой, чтобы человека можно было назвать полностью освободившимся от материальных качеств, материальных чувств и привязанностей. Но есть тот уровень, причем  у каждого он свой, когда можно говорить о допустимом очищении, достаточном, чтобы человек мог выйти за пределы материального мира. Но дальнейший путь развития неминуем. И именно в этом пути есть еще более строгие горизонты и методы очищения, более уникальные виды деятельности, и непременно присутствует то общение с Богом, которое Одно может живое существо продолжать развивать теперь уже в новых условиях. Подъем к Богу бесконечен и духовная душа еще долго должна будет путешествовать по планетам духовного мира, как по ступеням своего развития, пока сможет увидеть себя в хорошей степени очищенной и освобожденной. И  везде, на любом плане очищающим средством Бога является преданное служение Лично Всевышнему и труд. Именно этот путь и этот труд привносят в жизнь  духовного существа ту благость, ту духовную радость, которую многие ожидают за пределами материального мира чуть ли не бесплатно, за свои страдания в мире материальном, не зная, что через страдания  и должны были учиться отказываться от того, что изначально  достаточно удалено от чистого духа. И далее следует тот же путь борьбы за свой путь с Богом, за жизнь в Боге, за деяния в Боге, где трудится каждый С Богом, за себя, и никто на тарелочке с голубой каемочкой духовное блаженство не подает, не устраивает райскую жизнь и Сам Бог лишь ведет и наставляет, как и наслаждает деятельностью и общением с Собой и не более того. В этой связи совершенной стадии самосознания, полное очищение, даже абсолютное с земной точки зрения, предавшись Лотосным стопам Всевышнего, достичь не возможно, но в свою меру.
135. Не точное утверждение: «Бог пребывает в сердце каждого и от Него исходит знание, память и забвение…». Это знание можно принять начинающему преданному, но лучше, если сразу начинать понимать духовные вещи правильно, как они есть на самом деле. А дело в том, что Бог расположен абсолютно равным образом во всех частях тела живого существа, однако, соединяется с ним только через мыслительный процесс своего уровня, сколь бы мало живое существо ни было.  Точка соединения души с Богом расположена только в области головы. Здесь Бог дает мысль, здесь через мысль дает советы и направляет, здесь акцентрирует внимание души на состоянии тела, здесь, отсюда выводит во внешний мир и дает с ним общение через главные органы чувств. Это «здесь» есть затылочная часть головы, но сердце, область сердца используются Богом для проявления Божественных энергий, которые соответствуют ступени развития живого существа, приемлемы им, принимаются за свои: любовь, гнев, зависть, страх, беспокойство, сосредоточенность… Никакая другая часть тела для этого в такой мере не используется. Но ум дает пояснение причин, может их опережать, может идти следом за чувствами, проявляющими себя на уровне груди. По сути это есть Божественные рычаги, посредством которых Бог управляет любым живым существом. На более высоких ступенях развития живых существ внутренние энергии на уровне груди значительно ослабляются, так что остается только мыслительный процесс, обращенный к Богу непосредственно и чувство благости и счастья, которые также имеют свойство уходить на нет, оставляя человека абсолютно неуязвимым, равным, отрешенным, испытывающим в этом штиле только удовлетворение, которое уже никак не может подкрепляться никакими признаками на уровне  материального тела и чувств.
136. Надо очень хорошо понимать, что осознание себя живым существом, очень сильно проповедуемое многими религиями,  не есть высочайшая ступень религиозного человека. Все дело в том, что, когда человек достигает своей наивысшей возможной ступени духовного развития, он получает  чувство  чуть ли не противоположное самоосознанию. Т.е. он настолько проникает в Бога, что себя уже никак не осознает, как личность, как  отдельное живое существо, имеющее  цель и планы, как  и намерения. Он перестает быть озабоченным любым, с чем бы ни был связан. Перед ним уже нет Ничего и никого, Но Личность Бога. Живые существа, люди,  воспринимаются им с великим почтением, он видит причины всех грехов, видит каждого с вершины не одной его жизни и знает, что видимое на сегодняшний день  не отражает и крупицы истины о человеке, знает, что всех ведет Бог, что Милость Бога безмерна и в ней нет никому предпочтения, что каждый точно такой же, как и он, что нет  по большому счету ни правых, ни виноватых, ни праведников, ни греховных, но есть те, кто в пути реализации неизменно трудится Волею Бога над собой,  и все в итоге пожинают одни и те же плоды – Божественные качества и освобождение из материального мира. Все эти знания достаточны, чтобы более  почти автоматически  не отличать себя пред всеми никак, но только видеть Бога и служить Богу и только на этой стезе, никому не виденной, как и себе самому, понимать себя как божественную частицу и не желая себе иного видения и прозрения, ну, разве что, если Бог укажет новые пути на новой ступени, хотя каждая ступень таким человеком понимается, как высочайшая и этим удовлетворяющая абсолютно, но и дающая понимание о дальнейшем пути и развитии в Боге, как и о новых божественных преодолениях.
137. Надо сказать, что через преданное служение живое существо не возвращается в свое «неизменное начальное положение», но дорастает до него, до того положения, которое как бы запрограммировано Богом на каждого, имея ввиду Божественную изначальную природу всего творения, ибо все есть часть Бога, и эта часть Бога обязана приближаться к Целому, к Его Центру, что есть  Божественное Мышление и Качества. Но движение начинается с простейших форм жизни и тел. Но никогда не было так, чтобы живое существо, будучи уже совершенным, вдруг желало властвовать,  падало бы в материальный мир, привлекалось материей и начинало проявлять демонические качества, забыв о своей изначальной природе. Живое существо не забывает о своей природе, а постигает ее, узнает о ней, идя, по сути, с самых начальных ступеней развития, что и подтверждают знания об эволюции материалистов, данные на самом деле им Богом и соответствующие истине в своей мере.

138. Стих 34. Этот стих хорош для неофитов.  Прежде всего,  иллюзорная энергия никогда полностью не отступает. Это дело достаточно тонкое и не обозримое живому существу ни с позиции его знаний, ни с позиции его самочувствования. Только Бог в свое время это приоткрывает человеку, когда человек входит с Богом непосредственное общение. Также, на самом деле, человек, совершенствуясь, никогда не достигает того осознания, чтобы предстать во всем своем величии. Ибо, напротив, живое существо теряет в своих собственных глазах какой-либо статус, как и материальные качества, как и амбициозность, но то, что он частица Бога, он узнает в самом начале духовного пути и к этому относится с большим удовлетворением, дающим основание предаться Богу и с этой ступени черпать силы для дальнейшего духовного развития, никогда, однако, не мысля о своем особом положении относительно других живых существ, не приписывая себе успехи, результаты своего труда и не желая себе никакого почтения ни в этом мире, ни в духовном.
138.Следует знать, что ни в материальном мире, ни в духовном живое существо не может «наслаждаться вечной духовной жизнью». На самом деле любой наслаждение действует на живое существо даже на духовном плане расслабляющее и, в итоге, удручающе. И на духовном плане Бог непременно озадачивает живое существо, дает свое преодоление, свои препятствия, свои цели, свои победы и поражения, имеющие духовное направления, дает свое развитие, как и свою радость и удовлетворение, но так, как может быть благоприятно, но не непрерывно, но через ту же иллюзорную Божественную энергию, вовлекая в духовные игры, как и отношения, где главным является только преданное служение Богу и достижение Божественных качеств, что неотъемлемо от духовного Бытия.
139. Текст 36. Неверно утверждение, что Бог «создает эти проявленные вселенные, чтобы исправить живые существа…». Здесь следует повториться. Не исправить, но развить живые существа до уровня духовного осознания, до Божественных качеств, до преданного служения. Также не верно утверждение, что вся деятельность Бога по отношению к живым существам не влияет на Него. На самом деле любая деятельность Бога, будучи трансцендентной, не может  быть никак отделенной от Бога до степени абсолютного невлияния на Него, как на Личность.  Любая деятельность Бога непременно дает Богу Божественный Опыт, Знания, развивает совершенство, ибо нет ничего  ни в материальном, ни в духовном мире, кто и что бы не развивался. К Создателю Это имеет также непосредственное отношение. Однако развитие Бога есть процесс осознанный, направленный,  непрерывный и  не имеющий начала. Этот процесс непременно влияет на Бога и через него на Божественные Усилия. Также невозможно сказать, что нечестивые люди, что бы не делали, никогда не приблизятся к Богу. И здесь следует повториться, что все свой Земной путь начинают с Невежества и греховной деятельности, но все Волею Бога к Богу неизменно приближаются и достигают в той мере, что выводит и за пределы материальной вселенной. Также невозможно сказать, что Связь Бога с материальным творением очень поверхностна. Не следует делать такой вывод из Величайшей отрешенности Бога, ибо Божественная Отрешенность такова, что Он  связан с материальным творением  абсолютно, всегда, Божественным Умом, Божественной Целью, Божественными Чувствами и Качествами. Связь Бога с любым живым существом уникальна, не знает границ, времени, никаких ограничений; развитие творения есть Жизнь Бога, Любовь Бога, Применение рук и ног Бога; Бог знает  досконально прошлое, настоящее и будущее как всего творения, так и мельчайшего живого существа в нем, управляя каждым, развивая каждого, говоря с каждым, защищая каждого, устраивая каждому его быт, его Судьбу, его мысль, его окружение, его цель, его желания, все абсолютно четко совпадающим со ступенью развития каждого и каждого буквально за руку через опыт материального Бытия выводя за пределы материального мира, давая навечно Себя и свое отношение с Собой.
140. Текст 37. следует знать, что и карми, и  эмпирические философы, не способные описать трансцендентную природу Бога, не умеющие выразить ее в своих рассуждениях и речах,  не должны волновать сколько-нибудь преданных, и за счет их ступени духовного развития преданные  не должны себя сколько-нибудь возвышать, как и свой путь, поскольку та ступень, на которой они стоят – их ступень. И именно отсюда Бог выведет каждого на тот уровень, когда Сам Откроет врата преданного служения.  Пусть их рассуждения еще находятся на уровне спекуляций, но это уже поиск Всевышнего, это уже Воля Всевышнего, как и План. Порядочность и милосердие  преданного должна проявляться не только в раздаче прасада, но и в форме реальной доброты и понимания ступеней  и усилий других. Нет ни одного человека, кто бы на этих ступенях мышления и опыта не побывал. Осуждающие же еще могут Волею Бога сюда и вернуться. Также надо знать, что развитая духовная речь есть камень преткновения и многих продвинутых преданных, ибо слово и мысль дает Сам Бог, и смотрит на качества человека и доброту не менее, чем на его практику преданного служения изо дня в день.
141.Текст 38. Верующий человек никогда не должен упрекаться в том, что его служение Богу Кришне или косвенно, или лишено Любви. Преданный не должен особенно сосредотачиваться на чувстве Любви к Богу своем или другого преданного, ибо надо понимать, что Любовь к Богу дается Самим Богом, но никогда постоянно, ибо это чувство очень не простое и человеку не легко его переносить. Это чувство также непременно следует развить (или заслужить)  преданным служением, не делая это самоцелью, но будучи достаточно старательным относительно своих качеств, непременно претерпевая аскезы, посвящая любую свою деятельность Богу и относясь к Богу, как к высшей Личности и так выходя на контракт с Ним в себе непрерывно. Добросовестное преданное служение, путь отрешенности и видения везде и во всем Бога, добродетель ко всем живым существам, трудолюбие, негневливость, бесстрашие, независтливость, самоконтроль, дают Богу основание не только наградить преданного любовью к Богу, но и почувствовать энергию любви Бога к себе. Эти две энергии по силе не сравнимы ни с одним земным чувством и даже однажды испытанные, дают очень сильные переживания, запоминаются на всегда и делают преданное служение очень высоким, как и необратимым. Не следует ни кармическую деятельность, ни философские спекуляции особо критиковать, но,  если Бог изнутри требует, дать людям разъяснения, но это следует делать с глубоким пониманием человеческого положения на данный момент, особенности его мышления и не оскорблять чувство достоинства, как и путь, но находя подсказанные изнутри Богом самые убедительные слова и руководствуясь не своей высотой, но его достоинствами, которые подвели человека к Богу через Вас. Хотя, опять же, один Бог знает, кто стоит на более высокой ступени, вопрошающий или разъясняющий. Это надо понимать.
142. Текст 39. Повторение рождений и смертей не следует называть ужасным, ибо этот путь единственный, обеспечивающий всем достижение Всевышнего, путь, который должно уважать, как и само творение Бога, путь на самом деле щадящий, естественный, Путь Строгий и Милостивый,  и есть лучшее средство развития живых существ, достижения ими Божественных качеств, путь нигде и ни в чем не имеющий потерь, путь справедливый, путь успешный для каждого, ибо дает Самого Бога.
143. Действительно, только преданные Бога способны познать Бога. Однако, в свою меру и, однако, этот путь уготован всем, ибо база для совершенных духовных знаний подготавливается в каждом Самим Богом всеми жизнями, всеми гуннами, всеми существованиями, всеми качествами, всеми уроками, всем опытом, на который и накладываются совершенные знания Вед и нет ни одного, кто бы постиг эти знания и утвердился в них, не зная последствий греховной деятельности. Это надо знать.

144. Полностью обращая свой взгляд к Личности Бога, любой преданный, даже имеющий статус неофита, поступит правильно, если минует сознанием понимание Бога, как безличного Брахмана и Парам-Атму, как частичное проявление Личности Бога, но сразу утвердится мыслью в Боге, имя которому Кришна и все остальные  проявления Бога, описываемые в Ведах, проигнорирует со всеми полными частями, частями частей и пр.,  ибо обращение взгляда только к Богу Кришне поможет утвердиться в Боге быстро и бесповоротно, не будет отвлекать сознание и устремит мысль совершенно.

145. Надо понимать, что Ведическая история знает очень много великих преданных, с которыми говорил Сам Бог, давая через них дополнения к святым писаниям или их разъяснения. Однако, в каждый временной промежуток человечество стоит на той ступени развития, для которой приемлемы спускаемые Богом знания в большей мере. Но с развитием  человечества те знания, которые в прошлом были максимально подходящими, на сегодняшний период могут оказаться  или исчерпавшими себя, или не полными, или требующими новых разъяснений. Поэтому, знания, спускаемые Богом Кришной в начале третьего тысячелетия,  следует считать наиболее подходящими, развивающими и своевременными, дающими новый взгляд на вещи, как и новые откровения, убирающие то, что уже не истинно, что было ступенью, которую пора,  как сказавшую свое слово и привнесшую необходимое в сознание, переступить, поскольку отсюда уже можно принять другое и следовать другому.

146. Неверно сказано, что «изучение «Бхагаватам» может принести то же благо, что и Личное присутствие Бога. Отнюдь. Личное присутствие Бога не сравнимо ни с каким Святым писанием, но и непостижимо. Можно только сказать, что нет ничего, с чем бы можно было сравнить присутствие Бога непосредственное.

147. Невозможно сказать, что человек, который целиком посвятил себя преданному служению, защищен полностью от страшных материальных страданий. Страдания Бог ниспосылает очень не слабые любому. Но в случае преданного показывает, как Он помогает разгребать эти страдания через других, через внутренние советы Бога, через ситуации, также показывает,  на каком уровне в этих потрясениях в человеке присутствует гнев, зависть, штиль,  и никогда, будучи с Богом , человек не оказывается в безвыходном положении, но как бы всегда на плову, где видит воочию руки Бога и через страдания постоянно вступает в диалог с Богом в себе, тем все более укрепляясь в своей Вере и видении Бога, как Личности, который постоянно проявляет Себя, расширяя сознание преданного и давая ему откровения немалые. Следует отметить, что и все родственники преданного получают статус особой защищенности, где все страдания идут чередой, но все выживают, все умнеют, все начинают больше понимать и быстрее развиваться и сам преданный начинает видеть работу Бога над каждым воочию, становясь абсолютно грамотным, все видящим через призму совершенных знаний, понимающим, что Бог более, чем человек, дорожит его каждым мгновением земного пребывания и все в Бытии пускает только на развитие живого существа. Так видящий и понимающий преданный перестает бояться и смерти, как относительно себя, так и других, ибо начинает видеть и то, что Бог дает через нее новые пути человеку, когда старые себя исчерпали.
148. Текст 41. Следует еще раз напомнить, что  далеко не все события, упомянутые в Пуранах, Махабхарате, исторических хрониках, летописях  на самом деле имели место на многих планетах данной вселенной, но есть мифические повествования, спущенные Самим Богом с целью разъяснить Суть Вед через конкретные примеры, образы, ситуации, события, призванные в итоге показать качества, деяния  и Величие Бога и назначение преданного служения. В начале третьего тысячелетия  преданные должны принять это понимание, как данное непосредственно Богом, ибо всем пора подниматься на более зрелую ступень преданного служения и видеть все, как есть, минуя то, что уже себя изжило и привнесло, и что требует  детский ум.
149. Даже, если послание  Бхагаватам  выслушивать (такое, как оно есть) от людей «настроенных скептически, атеистов и профессиональных чтецов, наживающихся на продаже «Бхагаватам»», то и в этом случае  и для слушающих, и для читающих непременно будет благо, ибо Бог дает разными путями, через разные уровни сознания, в результате разных причин и Один знает, почему и что из этого должно последовать. Даже если человек хочет нажиться на Бхагаватам и взял в руки это писание и предлагает другим или читает, или пересказывает, как может, но не оскорбляя Личности Бога и преданных, он считается избранным Богом именно так идти, с этой стороны приближаться, такой деятельностью заниматься и должен быть принят, как есть, как Бог позволяет его принимать другим. В этом не должно быть сомнений. И благая деятельность может быть начата с ошибок или с греховных качеств. Чтение такими людьми Бхагаватам не бесполезный труд, но благословленный. Всегда Бог даст того преданного, кто подскажет достаточно доброжелательно, как это лучше сделать. Ибо и в такой форме проповеди человек пытается донести до всех Святое писание, а значит, начинает служить Богу Кришне.
150. Текст 42. Несомненно,  лучше «Бхагаватам» слушать из авторитетного источника, но любой другой толкователь не должен быть осмеян или отторгнут, ибо книгу и желание объяснять «Бхагаватам»  дает каждому Сам Бог, имея на то основание. Из примера императора Парикшита, которому было рекомендовано слушать Шримад-Бхагаватам, следует извлечь важность слушания и изучения этого писания. Однако, фактически, одного слушания, чтобы достичь Обители Всевышнего, очень мало. Надо знать, что, как бы в прошлом человек не был реализован, но в последнем своем воплощении он обязан на Земле пройти и повторить практику преданного служения в максимальном объеме, пройти через ряд аскез, через страдания, через развитие опять же божественных качеств, следовать всем религиозным принципам, и непременно поклоняться Богу Кришне хотя бы в конце жизни, даже работая шудрой или  имея семью, или ранее состоя в других конфессиях. Получить освобождение только слушая Шримад-Бхагаватам, не возможно. Можно сказать, что и такое поведение императора Парикшита не соответствует качествам преданных, достойных достижения духовного плана, ибо в нем присутствует страх, не умение положиться на Бога, устремленность решить свой вопрос быстро, склонность к беспокойству ума, зависимость от других мнений, не умение руководствоваться совершенными знаниями, отсутствие состояния отрешенности. Такой человек,  даже помня о Личности Бога в момент смерти, не сможет покинуть материальную вселенную навсегда, ибо путь и самого праведного царя не сравним с преданным служением, в основе которого, прежде всего, длительный аскетизм, а не добродетель, основанная на богатстве и славе. Ни в какие времена Бог не отменяет основные требования к человеку, которому предстоит выйти за пределы материальной вселенной. Парикшиту еще следовало родиться в материальном мире и пойти путем преданного служения, аскетизма и совершенных знаний и истинной добродетели.
151. Текст 43. Следует понимать, что Век Кали не следует считать «непроглядной тьмой невежества». Напротив, интеллект и понимание человека в эту югу значительно выше, чем в предыдущие эпохи. На самом деле в этот период люди более разумны,  и их разум, ум, интеллект требует развития более глубокого, поэтому материальные игры Бог усложняет, дает на фоне ума и достигнутым уровнем цивилизации вновь обнажить те качества, проиграть их, просмотреть, извлечь из них, которые всегда являлись и являются камнем преткновения человека на пути к Богу. Бог всегда периодически ужесточает ситуации, вовлекая в них даже самых праведных, искушая их, давая условия непреодолимые, дабы каждый вкусил грех большей силы, большее проявил, испытал большие кармические  реакции, утвердился в более четких позициях. Такие испытательные периоды находятся на другой чаше периода разгрузки, когда считается, а фактически Богом создается иллюзия поголовной благочестивости и религиозности, как в саттва йугу. Поэтому не следует полагать, что в кали-йугу человек утрачивает способность видеть истину и идти по пути  добродетели.  Человек не может доподлинно знать свои качества, резервы не только добродетели, но и греховной деятельности. Для их проявления  всем, включая и праведников, необходим длительный период всеобщего проявления себя, как есть, через позиции общества, через требования Бытия, через послабление внутренних запретов Бога там, где они более надуманны или искусственны, где благие качества  есть пока желание ума, как и понимание ума, но отнюдь еще не стали сутью человека, ибо есть еще привязанность, есть еще желания материальные, которые от Бога не утаить и которые в таком виде для духовного плана не подходят, ибо и не подкрепляются стойкой религиозной основой.  Поэтому материальный мир циклически возвращается и возвращается к видимым этапам падения, увлекающим  вновь и вновь многие  и благочестивые души, вводящие их в свое истинное я и давая на это я посмотреть, оценить и понять всю зыбкость многих реально  религиозных установок в человеке, которые не выдерживают проверки в новой ситуации и требуют новых и новых уроков. В целом для людей глубоко религиозных, изучающих Веды, идущих по пути совершенных знаний создается иллюзия всеобщего падения, греха, невежества, хотя за всем стоит только Бог, ответственный за каждую душу изначально, знающий , чем для каждого это обернется и непременно  выводящий на Свет после такого очищения с качествами, куда более надежными и пригодными и для преданного служения, и для духовного плана. Однако все эти пути в Кали йугу не уловимы даже самому пристальному взгляду неискушенного преданного и создается понимание, что только он один знает истину и куда идти, а все творение крайне заблуждается и ничего другого не остается, как указать ему на это. Но средства, выбранные в тексте 43, не являются авторитетными, ибо начинаются с оскорблений человека и проявления этим неуважения к труду Бога.
152.Истинно сказано, что у Бога Кришны есть Своя вечная дхама, обитель. Однако не верно то, что в этой обители Всевышний наслаждается. Нет ни одного места, где бы Бог не трудился. Бог трудится даже тогда, когда материальные вселенные уничтожены и находятся в непроявленном состоянии. Именно труд есть Извечное наслаждение Бога. Бог трудится везде Лично, ибо Его энергии неотъемлемы от Него. Везде присутствует Божественная Мысль, Знание, Воля, Решимость, Любовь  и Справедливость. Если быть абсолютно точным, то у Бога нет и не может быть спутников, никогда, ни при каких обстоятельствах. Есть лишь Бог и его слуги. Слуги Бога все подчинены только Богу и между собой не имеют иерархии, ибо с каждым Бог находится на Личной связи, каждому дает личное задание, каждого ведет и развивает Сам и Сам строит между ними межличностные отношения, но так, чтобы все было направлено опять же на службу Богу, что по сути есть средство развития, проявления, бытия и интереса каждого. Все расположены вокруг Бога, от Бога получают Цель, образ мышления, но так, что для каждого им полученное является его сутью, убеждением, его качествами, его единственной возможностью и высшим средством самовыражения и служения Богу. Поэтому если говорить об окружении Бога, то это все живые существа духовного плана, ибо все связаны только с Богом и без Бога не мыслят себе и малого движения и малого труда. Это окружение чисто духовное, на уровне четкой мысли и внутренних Божественных направляющих энергий, которые есть подобие общения и связи с Богом в мире материальном, где каждый, однако,  пока думает, что это его личные и изначальные атрибуты. На духовном плане мыслью и желаниями также располагают и пользуются, как своими, однако зная, что в этой части они абсолютно не противоречат Мнению Бога, или ведомы Богом, или развиваются и направляются Богом,  ибо здесь существует с Богом Единство или слияние, которое в процессе преданного служения продолжает соединение с Богом по большей поверхности, тем давая все более усложненные задачи, которые, становясь практически усвоенными, этим упрощаются  давая практику для новых соединений или дальнейшего слияния с Богом, но через, опять же, труд преданного служения.  Примерно так схематически живые существа приближаются к Богу поэтапно и сливаются с Богом через непосредственно труд и практику преданного служения постоянно, как на Земле, так и за пределами материальных вселенных.

153. Даже если человек  внешне занят тем, что совокупляется, защищается, есть и спит, его не следует по этим признакам уподоблять животным, имея ввиду низкий уровень интеллекта и мышления. Если Бог дал живому существу тело человека, то можно быть уверенным, не смотря ни  на что,  озадачит его, как надо, и пусть эта видимость не печалит других. В теле человека каждый получает свои задачи и никуда не денется от реализации тех планов, которые на человека имеет Бог, с последующим извлечением своих уроков, опыта и качеств. На любого человека не следует показывать пальцем, дабы на этом этапе его пути сделать его предметом назидания другим. Воистину, каждый должен смотреть прежде всего  на себя, свои деяния перед Богом и на свой путь. Если такой человек, удовлетворяющий постоянно свои чувства, тем не менее занят религиозной деятельностью, то лучший путь – личный пример и дружеское отношение к любому сколь угодное по продолжительности время, не торопя, не требуя, ибо Бог в каждом Своими путями Сам раздвигает границы желаний и дает  через свои многочисленные энергии неотвратимое устремление и на корректировку ошибок, и путь корректировки человеком понимается изнутри, как собственное видение и тем становятся лучшим путеводителем. Что касается того, что тот или иной человек рискует стать кошкой или собакой, то этот вид устрашения преданных самый нелепый и основан также на невежестве и чувстве страха, как и в уверенности своей собственной незыблемости. Человек не должен бояться получить любое тело. Его эти варианты нисколько не должны смущать, как и не следует видеть в этом наказание. Пути Бога неисповедимы и иногда рождение животным достаточно полезно и добавляет из животного существования качества те, которые по каким-то причинам невозможно извлечь из человеческого рождения. Иногда так отдают очень серьезные долги, иногда пережидают время, когда человеческая мать, именно эта, а не другая, сможет войти в возраст и принять душу в свое лоно, как своего ребенка. Иногда тело животного необходимо, чтобы отдохнуть от очень напряженного человеческого труда или даже преданного служения в предыдущем рождении, или успокоить от больших психических потрясений, с которыми живое существо оставило тело. Следует в этом плане довериться Богу как относительно своего рождения, так и рождения любого другого человека. Главное – другое. Данную сегодняшнюю человеческую жизнь прожить праведно,  добродетельно, с путем духовного развития и самосовершенствования, стремиться к этому, об этом просить Бога, с этим поклоняться, не боясь трудностей, перенося страдания, вынося уроки и никогда не упрекая ни в чем Бога и не ставя ему в вину, чтобы не случилось, как и не похваляться содеянным и не просить за это лучшую долю.

154. Показная религиозность – вещь не очень распространенная в нынешнем материальном мире. Ибо нерелигиозность никак не бичуется обществом, есть дело добровольное и  не может давать особый доход тем, кто проявляет религиозность на уровне прихожан. Остальные религиозные деятели выбираются самим Богом не случайно и не имеют других доходов для поддержания своего тела, кроме как именно через религиозную деятельность. И это должно быть понятно и не осуждаемо. Однако показную, преувеличенную религиозность не следует путать с  религиозностью, которую проявляют лидеры новоявленных сект, имеющих единственную цель – обогащение. Деятельность таких людей явно греховна и они в следующем рождении истинно, приходя к Богу, часто убиваются руками греховных,  будучи в своем религиозном сане, тем отдавая долги за использование чувств религиозных людей в прошлом во благо лично себе и за использовании имени Бога в корыстном направлении.

155. Следует понимать, что, фактически, не Нарада, но Сам Бог, приняв облик Нарады, уполномочил Шри Вйасадеву составить послание Шримад-Бхагаватам. Ни одна личность не может доподлинно знать  недостатки любого пишущегося писания и что желает Бог, как только Сам Бог. Никто не может в этом направить однозначно, убедительно войти наставлениями в сердце и сделать выбор человека реальным.

156. Текст 44. Путь постижения Бхагаватам не обязательно должен лежать через слушание авторитетной духовной личности. Иногда можно читать это послание уединившись, что называется с Богом в себе, получая изнутри и наслаждение и разъяснение. Также можно читать в своей нерелигиозной семье, но уже тяготеющей к религиозным знаниям или осознавшей к ним интерес. Место, время читающего, условия, вопросы, сомнения… - все дается Богом, все во благо, все работает на время, на религиозный путь,  на выбор, на духовное понимание и восприятие.  Человек не должен ограничивать себя никакими рамками в этом направлении, кроме одной – непременно должно быть почтение к Богу Кришне и его преданным. Если, комментируя Шримад-Бхагаватам, человек оперирует к своей мирской учености или материальному опыту, он не считается  спекулятивным мыслителем, занимающимся бесполезным делом или вводящим других в  сомнительные знания, ибо сказанное вслух, желание говорить на эту тему и иметь свое мнение, говорит о том, что человек уже ищет истину, что знает, на Кого следует направить свой взгляд. Поэтому, дав ему первый шаг, Бог даст и второй, дав не верное понимание, даст через сомнения и поиски свои и других верное.  Главное, что за этим шагом непременно последует и желание практики преданного служения. Надо также понимать, что слушать Шримад-Бхагаватам можно и с греховным умом, и так все делают, с этого начинают даже те, кто ведет очень благочестивый образ жизни. Практически, на Земле нет людей, обладающих сначала очищенным умом, а потом получившим желание изучать Веды.
157. Надо знать, что сосредоточенность ума во время слушания Святых писаний дает Сам Бог Лично в зависимости от кармы человека, как и развитых качеств. И у преданного может быть рассеянное  и сонливое состояние, как и нежелание внимать, как и несогласие. Однако, с каждым Бог работает индивидуально и заботится о том, чтобы состояние человека  в ежедневной духовной практике было наиболее подходящим. Для этого некоторые привлекаются к физическому труду, или даже к материальной праджалпе, или  к материальному тому или иному виду искусства, или к приготовлению пищи или к разногласиям с другими  людьми. Все это как бы обновляет чувства преданного, дает ему необходимое состояние, позволяющее не уставать, но действительно разными путями вникать в святые писания и извлекать из них то, что наметил на каждого только Бог. Поэтому читать Бхагаватам можно и после материального труда, материальных фильмов, в быту после решения тех или иных проблем. Бог дает желание, дает особенности изучения, подсказывает изнутри методы запоминания, напоминает о практике преданного служения в тех условиях, в которых человек находится.  Человек не должен бояться той среды, где вынужден жить и изучать писания, не должен бояться греховности других людей, не должен считать, что ему следует от чего-то во имя знаний отказаться, не должен также забывать о своем долге перед другими, но по возможности очищать свое существование, понимая свое изучение Шримад –Бхагаватам, как Волю Бога, как связь с Богом и находить в этом утешение и удовлетворение. Оставив беспокойство на этот счет, человек увидит, что все обстоятельства вокруг него даже в материальной среде Бог будет расставлять так, что все будет только благоприятно, а также появятся и его единомышленники, как и последователи, ибо просто так Бог людей в семьи не соединяет, но зная изначальные духовные запросы каждого. И один человек в семье может своими устремлениями разбудить религиозные чувства других, пока спящие, но имеющие место из прошлых воплощений, как и имеющие необходимость от Бога проявиться.


© Наталия Маркова, 18.01.2010 в 19:35
Свидетельство о публикации № 18012010193556-00146245 на Grafomanam.net
Читателей произведения за все время — 6, полученных рецензий — 0.
Голосов еще нет