Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 370
Авторов: 0
Гостей: 370
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

в цвете в файле:
http://www.grafomanam.net/files/fileinfo/1434/
Собственно, в цвете и имеет смысл читать, если вообще имеет смысл.

               РАДУЖНЫЙ ЯЗЫК
      В этом предисловии я хотел бы подробно остановиться на конструкциях внутреннего языка, использованного мною.
   Цветовая гамма служит, для выхватывая взглядом построений из общего массива текста. Слова, выделенные одним цветом, несут общую смысловую нагрузку. Но каждый цвет, как в радуге, дополняет предыдущий. Это не значит, что, например, за оранжевым следует синее, а означает, что они не противоречат друг другу и общему тексту стихотворения. За исключением, когда идёт противопоставление одних сил другим. Обычно, если стих не пропитан этим языком насквозь, для понимания не требуется пояснений. Просто, вам следует принять, что стих имеет не только звуковую, но и визуальную составляющую (имеет также внутреннее звучание, но об этом позже). Попробуйте, как говорил принц в фильме: «Отнестись к этому, как к портрету». Когда вы рассматриваете картину, вы узнаёте сюжет, слышите рассказ гида, то есть воспринимаете ещё и стоящую за ней (и в ней) историю, если угодно текст. Это вам не мешает наслаждаться самой картиной. Здесь тоже самое, только картина в истории. Степень проникновения одного в другое может быть различна, как существует графика и акварель, и тому подобное. Важно найти гармонию, золотое сечение в передаче и подаче произведения. Пределом насыщения звука образом можно рассматривать материализацию сказанного. Но это уже ипостась Бога. Мы же можем лишь стремиться приблизиться в восприятии и во владении словом к вершине. Но, как у Пушкина? «Родила царица в ночь…». Раз мы дети Божии, то и должны учиться у Отца владению словом. Вкладывая в стихотворение дополнения и описания, важно не противоречить уже сказанному, т. е. расширять поле ощущений. В противном случае вместо огромного мира мы получим банальную двумерную шифровку.
Конечно, возникнет искушение крайностями (что-то вроде внутреннего экспрессионизма, кубизма и т.д.) с доведением до абсурда, как привычного линейного стихосложения, так и внутренних звукового и визуального миров. Да, на этой ниве могут быть созданы шедевры, уклонившиеся, от золотой середины, как в сторону чувственного восприятия, так и в сторону голого холодного ума. Но это просто ниша развития, тупиковый путь. Если вас привлекает позиция памятника культуры в живом мире, типа «Чёрного квадрата» или полного хаоса, то вольным воля, однако, советовал бы семь раз подумать (если застрянете на стадии пресмыкающихся, то, как известно, рождённый ползать…).
      
      Далее хочу показать типовые конструкции на примерах творчества. Часть приёмов показана в предисловии к словарю английских слов (см. файл АНГЛ.ЯЗ(А)2).

1)   «ХАОС» из стих. Файл «БАЙКОНУР»:
Жёлто - красный  жар  кропит
Хлад растрескавшейся дали./
Будто сполохи по стали;     /
Ангелы огня восстали!      /
                                           /
Из теней зимы степь вновь
Красками рванула в небо;
Ожил край! Жив космодром
Над разрухи телом бренным.
Убран он будто коврами
Райские краски не в Рае.
Р.S.
У старта вновь дымящиеся дюзы –
Со времени Советского Союза


Наряду с акростихом БАЙКОНУР, РУ разлетаются слова:
буран, мир, Союз, рос, космо,  робо----т,  гос, , СССР …. «Хит» и «око» в отличии от слова «окрас» относятся к фотографии (см. фото «БАЙКОНУР» в этой папке) и не выделены в тексте.

2) приём «СОЛНЫШКО» в стих. «Георгиевская лента»:
          Георгиевская лента.
В мае алые чётны гвоздики;
Молчанье в память – мёртвым монумент;
А живые обнимутся тихо
Единеньем георгиевских лент.

Разбегаются, как лучи весеннего солнца: В мае
В мае      
м_____а
а________е
е
А из нижней точки от земли идут слова «воин», «гимн».
Как вы помните, на 9 мая 2006 года впервые исполнялся
гимн военными без музыки.

3) «Линейные слова»  из стих. «Исаакий»:
Под полков боевые цвета
Цвет семёновцев, преображенцев
Приняли Богоматерь с Младенцем,
Упокоить во имя Христа.

Чтоб восстали в камне столпами,
Подкрепили колоннами храм –
Лазурит встал к небесным вратам,
Караул в малахите в охране.

Использованы цвета полков и камней:
их лик небесный – лазурит ; Цвет семёновцев –малахит. И все они его (ево,  для внутреннего языка допускаю на слух, а не правилам грамматики) вои – Христа.

4) приём «внутренняя вертикаль» из файла «САКУРА»:
И изысканны в барах «суши».
Только слово всех блюд сытней, -
   Лишь оно насыщает душу.

Атакуют мечом быстрее…
       ……………………………………………….  ..
И в дзюдо вдохновенно душат…
Только слово меча острее____________________Хокку, как сакуры цвет, -
И оно проникает в душу. ____________________Кратко прекрасна.
____________________________________________Однако вечно в цвету.
Слово  имени: : «Басё».

5) Приём «зеркало воды» когда классика сложения
Хокку 5-7-5  ритмически переворачивается в 7-5-7

6) приём «КРЕСТ» из файла «БЫЛИЧКИ» стих. «МИР ВАМ»:
О, Господи, прожекторами
Гигантских огневых мечей
Отважно понеслись, – достали –
Смерть озверевшую по стали…
Перекрестили! Зло в огне!

От ночи злой и артобстрелов,
До жизни мирной, трудовой –
История –  Страна Советов;
Отстроен храм, и Сын Завета
Теперь прославлен над Невой:

Бог сотворяет чудесами –
Его раскрытая ладонь
Держала в мозаичном храме,
Влетевший артснаряд, – изранен…
Своею дланью сдержал зло.

Крест слов «от Сына + Сын» и «вова + слава» или сложный крест: «От Сына – Вове – Сын славы».
7) «противопоставление и тавтология», пример из «Игра королев»:
                6
___________________________«Подмешан в сладость речи яд, -
____________________________Соперниц им всласть опоят.
____________________________Подставят справа, в жертву слева:
____________________________Одна здесь пешка – королева!
____________________________Как стать? Вопрос не важен «как?»!
____________________________Вопрос «которая?» в устах»!
Компанию составила в Гексем;
Доброжелательно в дороге щебетала;
Но вот настал тот роковой момент,
Когда решительно на Кристиан напала.

Готова нанести укус змея:
«Слуга ваш Сим, когда не пьян, не разговорчив.
Хотите, вас обыщут Кристиан?
Разоблачённый расторопней заговорщик.

Слова «Которая? – Которая? – Как?
Тавтологический крест: «укус-укус».

8) «Параллели» из «ИГРА КОРОЛЕВ»:
И да поможет вам Господь».
Как эхо братья прорекли:
«И да поможет мне Господь».
Кровь – «судом Божьим» нарекли.

9) «Усиление противопоставления» из «Слово о полку Игореве…»:
Ноне, что же? Вон они стоят!
Но не вместе, в разных концах поля!
И со свистом копия летят…
Русь-земля стенает вновь от боли!

Слово «ноне» вначале слитно, после «но не» раздельно.

10)   Приём «квадрат» из сказки «Гуси-лебеди»:

В квадрат, к примеру, букву “Ка”;
Получим детское “Ка-Ка”.
А прокричишь  “Кукареку”;
Два года старости “Ку-ку”.
И даже взятая одна
С экрана гавкнула она.

11) Приём «СОРОКОНОЖКА», когда окончание слова является началом следующего.
Так образуются целые цепочки.

12) Приём схождения или расхождения, когда части слова сходятся к центральной конструкции линейного приёма из "Взгляд из 16 и 28 дня овна на Медовый Спас":

Пойди, возьми, раскрыта и таит,
Было в начале скрыто в словах заветных;
Вот дверь отверста – видно тепло дней летних…
И мёдом устами к устам зари!

Пойди, возьми, раскрыта и таит,


конструкция:    Ры___аит - тиары,
"диво", "мира", "таит" - приём номер 3
Аналогично слова расхождения, только они разбегаются от центра.

© Кульков Михаил, 18.09.2009 в 08:33
Свидетельство о публикации № 18092009083335-00126805
Читателей произведения за все время — 393, полученных рецензий — 3.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Партизанка
Партизанка, 18.09.2009 в 18:46
Миш, очень сильно! мне понравилось )))
Кульков Михаил
Кульков Михаил, 18.09.2009 в 18:51
Спасибо, Маш. Правда, это только пояснение к радужным стихам.
С теплом,
Анатолий Болгов
Анатолий Болгов, 29.04.2011 в 15:30
Обожаю такую работу с речью, где каждая буковка осмысленна.
Вы не знакомы с Валерием Галечьяном?
http://www.stihi.ru/avtor/zawet
Кульков Михаил
Кульков Михаил, 29.04.2011 в 17:28
Cпасибо, Арсений. С творчеством Валерия Галечьянина обязательно ознакомлюсь. Насколько я уловил по первому знакомству, он сам структурирует пространство стиха, отвергая каноническую форму, то есть творит так называемые фигурные стихи.
С уважением,

Анатолий Болгов
Анатолий Болгов, 30.04.2011 в 02:38
Валерия Галечьяна знаю лично, не раз бывал у него в гостях, когда он жил в Санкт-Петербурге (сейчас он москвич). Как художник, свои стихотворения он ещё и рисует. Выставлял свои работы на вернисаже в Манеже. К сожалению, вот уже несколько лет мы не виделись.
Кульков Михаил
Кульков Михаил, 30.04.2011 в 11:43
Очень интересно. Обязательно подробнее ознакомлюсь.
Спасибо, Арсений.
Андреев Чайк
Андреев Чайк, 22.12.2011 в 18:21
серьезная, интересная работа!
продолжайте в том же духе!
Кульков Михаил
Кульков Михаил, 22.12.2011 в 19:48
Спасибо, Чайк, за поддержку. Буду стараться.

Это произведение рекомендуют