Я, видимо, отношусь к третьей категории читателей, и мне также, как и господину Добробабину М.А., захотелось выяснить цель написания «Пойми меня, иначе я умру» ( http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/110408/ Автор - Юлия Ли-Тутолмина).
Будучи человеком небезразличным, я попыталась понять автора, ибо от этого самого понимания, судя по всему, зависит жизнь столь юного и несомненно способного создания. Во всяком случае, сам автор это так декларирует.
Итак, вопрос 1: «Что это за предательски-коварная тяга «пописывать»?
Автор неоднократно обращает наше внимание на то, что с незапамятных времен, взяв палочку, человек пытался что-то изобразить. С чем же это связано?
Возможно, с непреодолимой тягой человека к творчеству? Заложено ли это Творцом, а мы – его образ и подобие, или существуют какие-то другие для этого причины, но большинство из нас просто не могут обходиться без творчества. И не важно в какой сфере это происходит, это просто реальность, «обязательная форма существования человека»*.
Вопрос 2: «Почему добрая половина живущих непременно желает обо всем этом поведать миру?"
Начнем с того, что сам автор выставил свое творение на всеобщее обозрение. Я абсолютно не собираюсь его за это критиковать. Ничего плохого нет в том, чтобы найти единомышленников или оппонентов. Первые радуют душу, вторые оттачивают мысли. Человеку вообще свойственно делиться с другими своими чувствами, мыслями. И не только ради славы или признания, но и для того, чтобы проанализировать еще раз правильность своих умозаключений, повторно рассмотреть, так сказать «при свете», свое произведение, поделиться пережитым…
Ведь мы люди, мы общаемся, переживаем, страдаем, радуемся.
Вопрос 3: «Отчего же мы – писатели, графоманы, поэты делаем лозунгом столь эгоистичный призыв…И не один из них не задается вопросом: «А кому это будет интересно? Я смогу своим пером повысить духовное наследие того социума, в котором живу?» Писатель должен вести за собой, давать!»
Интересно, почему же этот «главный вопрос» творчества автор не задает самому себе, или это просто игра в слова? Кроме того, отделяя себя от других «жителей» портала, автор ставит себе выше тех, кто представил свои произведения. Слова «у них, они» звучат с удивительным постоянством, клеймя все и вся, кроме себя.
У меня было время «прогуляться» по страничкам портала. Так вот, даже описание августа у авторов разное, разные вложены мысли и чувства. Так не ради ли этой радости общения и возможности сравнить себя с другими существуют подобные порталы?
Теперь о некоторых тезисах.
- «Надо оглянуться и посмотреть на себя со стороны. И написанные вами строки вдруг покажутся вам… вам самим!... непонятными, невыразительными, плоскими, унылыми. Они кричат о боли, но вызывают лишь жалость.»
Мне хочется написать «без комментариев», но снова обращу внимание на размежевание «Я – вы».
- «Эти шекспиры, пушкины, байроны и гете, на которых мы молимся и которых нам не превзойти, не сказали нам, как постигали азы искусства. Но мы-то знаем, что научится можно всему, если захотеть.(...) Признанные гении имели достойное образование»
Безусловно, «обучение не гарантирует результат, но отсутствие обучения гарантирует отсутствие результата» (с) Лев Толстой высказывался еще категоричней: «… школы могут научить тому, что нужно для того, чтобы делать нечто похожее на искусство, но никак не искусство»*.
- «А ведь с помощью статистики и опытов не трудно выяснить, какие слова заставляют волноваться, переживать, какие – оставляют равнодушными»
Ответом может служить выражение Платона: «Сила магнита передается от железа к железу подобно тому , как вдохновение музы передается через поэта чтецу и слушателю». О чем это говорит? Уж, наверное, о том, что не испытывая чувств, мы не можем заставить других поверить в нашу правдивость, искренность. Творческий человек пишет вовсе не для того, чтобы перенести на бумагу или в компьютер какие-то слова,а о том, что он видел, чувствовал. Он пишет, чтобы выразить свое отношение к увиденному,пережитому.
- «Изобретая свой махолет, Леонардо думал не о полете, а о человечестве» (простите, несколько скомканная цитата).
Снова хочется сказать «без комментариев», но все же приведу цитату: «осознав объективный характер потребности в творчестве, мы должны признать также и то, что человек творит, прежде всего, для самого себя и ради себя самого»*
И вот что интересно, в одном из своих произведений автор ратует за создание неких моделей, позволяющих создать шедевр. И неоднократно говорит о знании правил. Но Микеланджело стал велик в том числе и потому, что нарушал правила, каноны. Не буду говорить тут о импрессионистах, подвергнутых остракизму именно за нарушение правил. А ведь весь мир восхищается их работами!
-«Божественное происхождение человека. Сам Микеланджело не верил в это. Рука Бога так и не соприкоснулась с рукой Адама».
Насчет того верил или не верил Микеланджело – это вопрос спорный. Подчиняться догматам церкви и верить в Бога – это не совсем одно и то же. Не лишним будет напомнить, что великий скульптор и живописец был членом францисканского ордена. Это касается души Микеланджело – человека.
А вот что говорит крупнейший искусствовед В.Н.Лазарев по поводу руки Адама:«Его (Бога) правая рука, дарующая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Она почти вплотную прикасается к руке Адама, чье лежащее на земле тело постепенно приходит в движение. Эти две руки, между которыми как бы пробегает электрическая искра, оставляют незабываемое впечатление. В данной точке сосредоточен весь внутренний пафос изображения, вся его динамика (...), эти две протянутые навстречу друг другу руки символизируют мир земной и мир астральный».
Безусловно, автор имеет право на свое мнение.
- «А формула любви проста: голова – сердце – голова».
Где уж тут пробиться святому Павлу с его формулой любви! Оригинальное высказывание КВНщиков, что-то типа: «Любовь – это когда эндокринная система хаотично диффузирует» - ближе к истине! Но только не голова.
И в завершение всего этого скажу: все то, что я написала, и все то, что автор написал, - ничто иное, как изобретение колеса. Все это давно известно, споры будут продолжаться, хотя не хотелось бы впредь ломать копий из-за банальностей.
*Игорь Ефремов «Творить и понимать»
(философский микро-трактат)