Тема – «Пороки входят в состав добродетели, как ядовитые снадобья в состав целебных средств».
Адалей Немыев
Добавлю в зелье по чуть-чуть
Тоски зелёной, дряблой лени.
Развратной грубости без чувств,
Немного низменных стремлений.
Смешаю с горечью обид,
Пусть оттеняют аппетит.
И выпью залпом эту гадость.
Она мою прогонит грусть.
Я, бессердечный, испарюсь,
И жизнь дурная станет в радость.
Форма. Структура рифмовки, как требовалось. Насчёт «оды» – ощущение смутное. Впечатление «обычного» стиха, скорее даже – элегии, но – одической строфой. Впрочем, такое смешение настроений бывало и у классиков (например, в части од Державина), но обычно компенсировалось другими частями длинного стиха, а здесь – «всё оно» такое.
Грубо говоря, ода – это фанфары, а здесь я скрипку слышу. :)
Тема. «Лень, грубость и т.д. делают жизнь радостной» – тема, близкая заданной, но не совсем совпадающая (в какую добродетель сия микстура входит?). Т.е., восхваление порока где-то как-то есть («станет в радость»), а «входят в состав» – нетути.
Кстати, по рецептуре панацеи есть сомнения. Если «лень», «низменные стремленья» и «грубость» порадовать ещё могут, то «тоска зелёная» и «горечь обид» – очень вряд-ли.
В общем, баллов на 6 стих.
Александровская Наталья (Njura)
ОДА ЛЕНИКогда дневное безучастное светило
На мир взирает равнодушным оком
И весь работный люд единодушно
Рядами стройными спешит в подённое ярмо,
С тобой, о лень моя, мы сладостно и мило
На верном ложе – мягком и широком –
Без смуты и волнений нам ненужных
Объяты благостью, что преподносит нам гипнос.Как беспечальны дни, окрашенные ленью!
Как жить легко в тени её мягчайших крыл,
Где жизнь идет без потрясений и волненья!
(Так тихнет буря под покровом хладных сил.)Дарует лень благословенность достиженья
Здоровья доброго, спокойствия души -
Плод лени- результат энергосбереженья -
Зачатки всяческих болезней заглушит.Душе, охваченной желаньем празднолюбья,
Чужда потребность в совершении злодейства -
Исполнен смертный жаждой дружелюбья
Без лицемерия, притворства, фарисейства.Благословенна будь, пленительная лень!
В тебе предвидение неги и томленья,
Ты – гарантированность кайфа, ты – ступень
На благостном пути к вершинам наслажденья!
Форма. Да, несомненная ода (по смыслу/настроению). Только конкурс – «твёрдых форм», одическая строфа нужна, а здесь – нечто восьмистрочное и «обычные» четверостишия. Увы, – не совпадает.
Тема. Отлично. Лень входит в незлобивость, душевное спокойствие, отсутствие лицемерия и т.п.
Слово «кайф» выпадает из общего ряда. Да и «энергосбереженье» звучит, скорее, пародийно. И ударение в «Гипносе» (кстати, с заглавной, – бог, всё же!) сбито. Рифма «ярмо-гипнос» слишком футуристическая… 4 балла.
Алексей Керженевич
Я воспеваю оду оде,
Когда оваций гул затих.
Пускай в бою, пускай в походе
Звучит над миром вольный стих.
Пускай вовеки и отныне
Кровь в наших жилах не остынет,
И сердце не найдёт приют.
Пускай Отчизны нашей знамя
Взлетает гордо вверх над нами -
И братья меч нам отдадут.
Форма. Да, одическая строфа. И настроение вполне одическое.
Тема. С тем, что ода есть порок, согласиться не могу. :) Совсем не в тему. 4 балла.
Андрей Вискет (Visket)
Эстрадные метаморфозыПоющих муз приятны трели,
И восхитителен союз,
Но мы в эфире просмотрели
Печать единства тайных уз.
В состав лекарства входят яды,
Добро и зло – повсюду рядом.
Но! С добродетелью порок,
Благою целью прикрываясь,
Незаменимым стать пытаясь,
Шагает бодро бок о бок.
Форма. «По рифмам» – нормально. Не вижу «хвалы» – скорее, обличение. Так что, по «настрою» – не ода.
Тема. Похожа. Но «повёрнута» – здесь порок не «входит» (органически) в состав добродетели, а к ней примазался.
Прочее. «Единство … уз» – здесь «узы» уже имеют смысл «объединения», «того, что соединяет». Поэтому – «масло масляное».
В общем – 6 баллов.
Анна Селиванова
Тщеславие, тебя я воспеваю:
ты гонишь нас к вершинам всех высот
и можешь привести к воротам рая
(в благих порывах всё наоборот);
горючее в энергии движенья
в трудах бессонных, в жажде достиженья,
в стремлении достичь больших наград.
Вперед и выше - к славе, к пьедесталу -
пока живу с тобою - не устану!
А победителю - сам черт не брат!
Форма. Нормально.
Тема. Тоже нормально. Чётко выраженная мысль великого Козьмы. :)
Придраться всерьёз не к чему. 9 баллов.
Генчикмахер Марина
M. Воронцовy
Восславим наглость Воронцова!
Ведь он, бессовестный, низвел
Почти Державинское слово
До нас, до грешных. Произвол!
Как не сказать о беспределе:
Он в оде пишет о постели!
Но прикипев душой к стихам,
Гляжу на Мишеньку влюбленно:
И нынче и во время оно
Любой поэт - немножко хам!
Форма. Она самая.
Тема. «Немножко хамство» – как компонент поэтического дара… Шуточная ода? – А почему бы нет? В тему. И понравилось, что непринужденно прозвучало – в ответ на пост Михаила в форуме… 9 баллов.
Лиана Алавердова
ОДА СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТИ
«Ведь она такая таинственная
и неизведанная, эта страна слез...»
Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький Принц.
«Злодей сентиментальный» тривиален.
Сентиментальность – это ль не порок?
Ее стыдятся, как мещанских спален,
И ею «элитарий» пренебрег.
Сентиментальность вышла из доверья
И выглядит соседкой лицемерья.
Но все ж она романтике родня.
Слеза неискушенного восторга
Прольется... О, не смейтесь столь жестоко
На плачущую глядя, на меня!Понуры, словно изгнаны из рая,
Поэты (ныне чувства не в чести)
Версифицируют без них почти,
Все Бродскому усердно подражая.
Меж тем как он, что вспомнить нам не лишне,
Цветаеву поставил всех превыше...
Циничный век, циничные сердца!
Да здравствует души сентиментальность!
Непостижимо просветленна странность
Заплаканного милого лица...Объявлена смешной, слюнявой, старой
Наивная чувствительность в наш век
Кисейных барышень аксессуаром,
И нужной, будто прошлогодний снег.
Но коль она порок, то Бог свидетель –
Лишь тем, что взращивает добродетель!
Мишень для острослова и упрек,
И для кого-то, безусловно, глупость –
Но без нее мир плосок, словно пустошь,
И каждый бесконечно одинок.Подруга сериального гламура,
Она неистребима, что бесспорно.
Могу я быть сентиментальной дурой,
Хотя служу иронии покорно.
Мне двум богам служить не столь сподручно,
Но с двуединством этим неразлучна.
Доступное изданье доброты,
Она комфортна, словно плед и грелка,
И возмещает суррогатом мелким
Трагедии высокие черты...
Форма. Строфа – одическая, и не одна… Жалко, во второй строфе сбита схема рифмовки. И насчёт традиционного «чередования женских и мужских рифм» в условии предупреждал не зря – чувствовал, что кто-нибудь просмотрит (последняя строфа).
«Восторга-жестоко», «глупость-пустошь» – не ощущаю рифмой. «Старой-аксессуаром», «грелка-мелким» – в классических формах «…м» – моветон.
Тема. Присутствует, и довольно точно.
В общем, есть недостатки, но труд впечатлил. Баллов на 7 работа.
Михаил Воронцов
ВОТ, ДЛЯ ГРЯДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ,
ВАМ ОДА ПОХОТИ И ЛЕНИЯ воспеваю лень и похоть
На сайте «Графоманов нет»!
А вас, ханжи, прошу не охать
И отвести от глаз лорнет.
Ну, кто из нас в часы безделья
Не грезил жаркою постелью
С плутовкой, нежной, как суфле?!
Я верю этим двум порокам
Порою больше, чем пророкам,
И счастлив с ними на земле!
Форма. Вполне «одическая». И настроение, и рифмы на уровне.
Тема. Похоже, но, как у Немыева: нет «вхождения» в добродетель. Да, счастлив с ленью и похотью, но: разве счастье – добродетель? Балл сниму. 8 баллов.
Ольга Кнорр
Беспечной музы подмастерье,
Влеком стремлением души,
Per aspera* чужих мистерий
ad astra мыслею спеши,
И плачь, и смейся… Мнемосина
Талант Мольера и Расина
Вдохнула в сонм крылатых строф…
Взращен ты, стих, в тени великих, -
Твоих зерцал достойны лики:
Париж, и Рим, и Петергоф…Люблю тебя, пера творенье,
За мощь лексической брони.
Скорей тюрьму изгложет тленье,
Чем твой метрический гранит.
Тесна грамматики кольчуга,
А рифма кротка и упруга,
Изящна гибкая строка…
Ты верно есть соблазн порока.
Что зуб неймет, то жаждет око,
Коснуться тянется рука…Крепка Российская держава
Глаголом «третьих» голосов,
Творца благословил Державин
По замыслу Её отцов.
Когда с небесного покрова
Звезда низринуться готова
И славы призрачный рассвет
Волнительно щекочет нервы,
Вступаю Графоманом Первым
В историю Её побед!*Per aspera ad astra (лат.) – «через тернии к звёздам»
Аллюзии с поэмой А.С.Пушкина "Медный всадник" введены сознательно
Форма. Несомненная ода.
Тема. Похоже, ода графомании. Хотя – угадал это по заданной теме, а не по самому стиху. Смутновато тема выражена. -1.
«По замыслу Её отцов» – не понял смысла. «Её» – России? При чём тут Державин?
А вот «Люблю тебя, пера творенье» – браво! :))
Итого – 8 баллов.
Славицкий Илья (Oldboy)
Ода глупости
Тебе, о глупость человечья,
Я алилуйю воспою,
Тебе, что, словно Лета, вечна,
Равна в Аду или в Раю.
О, остроумье! Сколь презренно
Твое существованье бренно,
Сколь краток остроумцев миг,
Сколь быстро демос забывает,
Кто тайны новы открывает,
Но помнит самодержца лик.
Форма. «Одическая» во всех смыслах. И лексика с архаизмами – в самый раз для оды.
Тема. Родственна. Превознесение глупости есть, но в какие добродетели она входит? Ну, приплели бы, хотя бы, доверие к людям, или «добродетель» начальстволюбия… А так – есть зазор с заданием. 8 баллов.
Андрей Злой