Добавлю в зелье по чуть-чуть
Тоски зелёной, дряблой лени.
Развратной грубости без чувств,
Немного низменных стремлений.
Смешаю с горечью обид,
Пусть оттеняют аппетит.
И выпью залпом эту гадость.
Она мою прогонит грусть.
Я, бессердечный, испарюсь,
И жизнь дурная станет в радость.
Одическая строфа есть. Оды нет. Соответственно, темы тоже, строго говоря, нет: «нехорошести» перечислены, но отнюдь не воспеты (не считать же воспеванием «пусть оттеняют аппетит» и «жизнь дурная станет в радость»). Кстати, не совсем понятно, почему коктейль из тоски, обид и грубости должен породить радость. Возможно, имелась в виду ода алкоголю, но – на мой взгляд, не получилось. «Зелье» вроде бы должно по замыслу избавлять от обид и тоски (раз жизнь станет в радость), а не содержать и привносить.
3 балла. За строфу.
Александровская Наталья (Njura)
ОДА ЛЕНИКогда дневное безучастное светило
На мир взирает равнодушным оком
И весь работный люд единодушно
Рядами стройными спешит в подённое ярмо,
С тобой, о лень моя, мы сладостно и мило
На верном ложе – мягком и широком –
Без смуты и волнений нам ненужных
Объяты благостью, что преподносит нам гипнос.Как беспечальны дни, окрашенные ленью!
Как жить легко в тени её мягчайших крыл,
Где жизнь идет без потрясений и волненья!
(Так тихнет буря под покровом хладных сил.)Дарует лень благословенность достиженья
Здоровья доброго, спокойствия души -
Плод лени- результат энергосбереженья -
Зачатки всяческих болезней заглушит.Душе, охваченной желаньем празднолюбья,
Чужда потребность в совершении злодейства -
Исполнен смертный жаждой дружелюбья
Без лицемерия, притворства, фарисейства.Благословенна будь, пленительная лень!
В тебе предвидение неги и томленья,
Ты – гарантированность кайфа, ты – ступень
На благостном пути к вершинам наслажденья!
Ода есть. Одической строфы нет и в помине. Автор либо невнимательно читал (читала) задание, либо это стихотворение вообще написано не к конкурсу. Другие признаки «одовости» в наличии: и воспевание, и высокий штиль с архаизмами. Даже явная (очевидно сознательная) «разностопность» ямба и отсутствие рифмы в первой строфе (тоже, безусловно, умышленное) мне почти не мешают. Даже лукавое вкрапление в старинный слог современных понятий (энергосбереженье, гарантированность кайфа) не мешает. А вот рифма «празднолюбья-дружелюбья» – мешает. И Гипнос произносится с ударением на И (в отличие от гипноза). Но главное – само задание, которое, как ни крути, не выполнено.
3 балла – за тему.
Алексей Керженевич
Я воспеваю оду оде,
Когда оваций гул затих.
Пускай в бою, пускай в походе
Звучит над миром вольный стих.
Пускай вовеки и отныне
Кровь в наших жилах не остынет,
И сердце не найдёт приют.
Пускай Отчизны нашей знамя
Взлетает гордо вверх над нами -
И братья меч нам отдадут.
(«Взлетает гордо вверх над нами…» Сколько раз перечитывала, столько раз на язык просилось «вверх ногами». Да простит мне автор пафосного произведения. )
Ода есть. Одическая строфа есть. Темы нет и в помине.
3 балла.
Андрей Вискет (Visket)
Эстрадные метаморфозыПоющих муз приятны трели,
И восхитителен союз,
Но мы в эфире просмотрели
Печать единства тайных уз.
В состав лекарства входят яды,
Добро и зло – повсюду рядом.
Но! С добродетелью порок,
Благою целью прикрываясь,
Незаменимым стать пытаясь,
Шагает бодро бок о бок.
Одическая строфа есть. Оды нет. Тема упомянута, но не раскрыта. Над формулой «Печать единства тайных уз» долго ломала голову – и, так ничего и не поняв, расписалась в собственном слабоумии. «Бок о бок», насколько я знаю, произносится с ударением на предлог О.
3 балла.
Анна Селиванова
Тщеславие, тебя я воспеваю:
ты гонишь нас к вершинам всех высот
и можешь привести к воротам рая
(в благих порывах всё наоборот);
горючее в энергии движенья
в трудах бессонных, в жажде достиженья,
в стремлении достичь больших наград.
Вперед и выше - к славе, к пьедесталу -
пока живу с тобою - не устану!
А победителю - сам черт не брат!
Наконец-то. Всё есть: и воспевание порока, и одическая строфа. Снижаю оценку за сдвиг ритма в последней строке и за сомнительное построение «горючее в энергии движенья» (точнее было бы всё-таки ДЛЯ, а не В, да и не для энергии, а для самого движения). Да и «в благих порывах всё наоборот» – тоже, по-моему, не совсем точно сформулировано.
7 баллов.
Генчикмахер Марина
M. ВоронцовyВосславим наглость Воронцова!
Ведь он, бессовестный, низвел
Почти Державинское слово
До нас, до грешных. Произвол!
Как не сказать о беспределе:
Он в оде пишет о постели!
Но прикипев душой к стихам,
Гляжу на Мишеньку влюбленно:
И нынче и во время оно
Любой поэт - немножко хам!
Заявление (в последней строке), я бы сказала, неочевидное, но пусть это будет на совести автора . А в общем задание выполнено, причем своеобразно, снижать оценку не за что.
9 баллов.
Лиана Алавердова
ОДА СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТИ«Ведь она такая таинственная
и неизведанная, эта страна слез...»
Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький Принц.«Злодей сентиментальный» тривиален.
Сентиментальность – это ль не порок?
Ее стыдятся, как мещанских спален,
И ею «элитарий» пренебрег.
Сентиментальность вышла из доверья
И выглядит соседкой лицемерья.
Но все ж она романтике родня.
Слеза неискушенного восторга
Прольется... О, не смейтесь столь жестоко
На плачущую глядя, на меня!Понуры, словно изгнаны из рая,
Поэты (ныне чувства не в чести)
Версифицируют без них почти,
Все Бродскому усердно подражая.
Меж тем как он, что вспомнить нам не лишне,
Цветаеву поставил всех превыше...
Циничный век, циничные сердца!
Да здравствует души сентиментальность!
Непостижимо просветленна странность
Заплаканного милого лица...Объявлена смешной, слюнявой, старой
Наивная чувствительность в наш век
Кисейных барышень аксессуаром,
И нужной, будто прошлогодний снег.
Но коль она порок, то Бог свидетель –
Лишь тем, что взращивает добродетель!
Мишень для острослова и упрек,
И для кого-то, безусловно, глупость –
Но без нее мир плосок, словно пустошь,
И каждый бесконечно одинок.Подруга сериального гламура,
Она неистребима, что бесспорно.
Могу я быть сентиментальной дурой,
Хотя служу иронии покорно.
Мне двум богам служить не столь сподручно,
Но с двуединством этим неразлучна.
Доступное изданье доброты,
Она комфортна, словно плед и грелка,
И возмещает суррогатом мелким
Трагедии высокие черты...
Стихотворение по мысли замечательное! Подписываюсь практически под каждым словом. Но не снизить оценку за частные погрешности не могу. 1) В нескольких местах сбит ритм четырехдольника из-за смещения сильных долей («ВерсИфицируЮт без них почти»; «кисейных барышЕнь аксессуаром»; «лишь тем, что взращивАет добродетель»). 2) Во второй строфе нарушена система рифмовки: первые четыре строки зарифмованы опоясывающим способом – АВВА. 3) В последней строфе нарушен принцип альтернации: все первые четыре строки оканчиваются женской клаузулой. И, наконец, 4) Глупость-пустошь – не рифма. Что делать – не знаю. Проколов много. Короче говоря, снимаю по одному баллу за каждый огрех (итого четыре), но два прибавляю – за само стихотворение.
Итого 7 баллов.
Михаил Воронцов
ВОТ, ДЛЯ ГРЯДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ,
ВАМ ОДА ПОХОТИ И ЛЕНИЯ воспеваю лень и похоть
На сайте «Графоманов нет»!
А вас, ханжи, прошу не охать
И отвести от глаз лорнет.
Ну, кто из нас в часы безделья
Не грезил жаркою постелью
С плутовкой, нежной, как суфле?!
Я верю этим двум порокам
Порою больше, чем пророкам,
И счастлив с ними на земле!
По-моему, великолепно. Ну просто блеск.
9 баллов.
Ольга Кнорр
Беспечной музы подмастерье,
Влеком стремлением души,
Per aspera* чужих мистерий
ad astra мыслею спеши,
И плачь, и смейся… Мнемосина
Талант Мольера и Расина
Вдохнула в сонм крылатых строф…
Взращен ты, стих, в тени великих, -
Твоих зерцал достойны лики:
Париж, и Рим, и Петергоф…Люблю тебя, пера творенье,
За мощь лексической брони.
Скорей тюрьму изгложет тленье,
Чем твой метрический гранит.
Тесна грамматики кольчуга,
А рифма кротка и упруга,
Изящна гибкая строка…
Ты верно есть соблазн порока.
Что зуб неймет, то жаждет око,
Коснуться тянется рука…Крепка Российская держава
Глаголом «третьих» голосов,
Творца благословил Державин
По замыслу Её отцов.
Когда с небесного покрова
Звезда низринуться готова
И славы призрачный рассвет
Волнительно щекочет нервы,
Вступаю Графоманом Первым
В историю Её побед!*Per aspera ad astra (лат.) – «через тернии к звёздам»
Аллюзии с поэмой А.С.Пушкина "Медный всадник" введены сознательно
Еще один объемный и весьма достойный труд. Правда, я не сразу поняла, что именно воспевается. К концу стихотворения догадалась, что, очевидно, графомания. Но пока не было произнесено это слово, речь явно шла о поэтическом творчестве вообще. Никак не могу согласиться, что всякий творческий зуд – это «нехорошесть». Иными словами, не уверена, что здесь есть соответствие теме. За это, пожалуй, снижу оценку. Но не сильно. На единичку.
Итого 8 баллов.
Славицкий Илья (Oldboy)
Ода глупостиТебе, о глупость человечья,
Я алилуйю воспою,
Тебе, что, словно Лета, вечна,
Равна в Аду или в Раю.
О, остроумье! Сколь презренно
Твое существованье бренно,
Сколь краток остроумцев миг,
Сколь быстро демос забывает,
Кто тайны новы открывает,
Но помнит самодержца лик.
Всё на месте. И тема, и форма. Нарочитая стилизация «под архаику» – к месту. Единственная придирка: по-моему, есть стилистическая погрешность в строке «Равна в аду или в Раю». Если речь идет о равенстве, то союз ИЛИ мне кажется неверным.
8 баллов.
Итак:
Любовь Сирота