Новые избранные произведения
Новые рецензированные произведения
Сейчас на сайте
Всего: 327
Авторов: 0
Гостей: 327
|
Александр, ни хрена не понял… Есть «любители» и есть «профи». Отличаются не тем, что забава для одних – источник хдеба насущного для других, а чем-то более галантерейным. Профи занимается «работой всерьёз – ради творчества», а я, любитель, – для мелкого выпендрёжа... Ой, блин! – сколько классиков являются, похоже, любителями! Кто-то успешным чиновником был (Салтыков-Щедрин), кто-то – преподавателем (Анненский), кропали от души и для души... Кто-то – просто эксплуатировал трудовое крестьянство, а между делом недурные стишки пописывал, когда охота накатывала (Фет). А другие «олимпийцы»? «Бездельники», люди без определённых «нелитературных» занятий, но литература для которых была не самой большой страстью? Кто-то охотой баловался, кто-то дам (пардон-с!) интриговал… А кто-то – пил по-чёрному. И «творчество» на N-ном месте для них было. Может, проще: есть те, кто пишут более умело, и кто – менее умело? Причем самоидентификация как «профи» от профессиональных навыков зависит слабо. И перемещение между группами вполне обычно. Я уже видел на сайте несколько выступлений, что поэт – это тот, кто Искру Божию в себе имеет, «научиться» – низзяя, надо «родиться поэтом», а остальным – и пытаться нечего. Т.е., «таланты» против всяких смертных. А, по-моему, – снобизм: любой сапиенс, если хочет и не идиот, – научится. Было бы хотение. В Вашем эссе мне тоже снобизм слышится: «профи» против нас, всяких там «любителей». Ааабыднааа...
Андрей - эта тема уже на другом сайте очень горячие прошла обсуждения - так что я к ответам на вопросы готов :)))) Давайте помаленьку, понемножку, избегая уже известных "острых углов". Итак... Сначала отметем все определения, имеющие эмоционально-оценочную компоненту. Сразу оговорюсь: и профессионал, и любитель - это две стороны одной и той же медали. Поэзии. Теперь поближе к конкретике. ЛЮБИТЕЛЬ - это тот пишущий человек, чья реализация в литературе ограничивается простой задачей: выложить на бумагу то, что надумано. В огромном проценте, любитель и слышать не хочет никаких замечаний или реплик, характеризующих "не очень" впечатление от своего текста. И не всегда это связано с амбициями: любитель руководствуется простым принципом - "я написал, а кому не надо, пусть не читает". У любителя есть и амбиции (раз уж опубликовал, значит есть). Амбиции он удовлетворяет за счет подбора "группы поддержки" - подбирается такая группа разными способами: от опознания "брата по разуму" до всяких "обходных маневров" - лести, взаимных облизываний, черезкрайних эмоций... .... В конечном счете, он однажды становится лауреатом "конкурса третьего подъезда дома №6" и отчасти успокаивается... ... пока не сталкивается с другой оценкой. Тогда наступает неприятный момент, и любитель либо становится агрессивен, либо делает выводы. Важно только одно: любителю по барабану качество написанного им текста - значение имеет только количество положительно отозвавшихся о нем людей. Способы мимкрии: любитель довольно часто оказывается неплохо подкован теоретически - ямб от хорея отличает "влёт". Проповедует "смерть глагольным и ассонансным рифмам". Увешивается значками и дипломами. "Искусство ставит выше суеты" (с) ------------------------------------------------ Профессионал конкретно озабочен качеством текстов, никогда не переставая работать над словом. Потому есть любители, которые в "профи" рано или поздно приходят. Кстати, не только в литературе. ОГОВОРЮСЬ ОТДЕЛЬНО: ПРОФЕССИОНАЛ ИЛИ ЛЮБИТЕЛЬ - ЭТО ИПОСТАСИ, НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ТАЛАНТУ НЕ ИМЕЮЩИЕ. Это только индикатор отношения к материалу. Статья появилась, как повод для размышлений по тому поводу, что я все чаще стал слышать слова "я - поэт" от самых разных людей. И Бог бы с ним, хоть Наполеон - но количество переходит в качество, и мне более всего жаль подрастающее поколение, которым прочно отбивается любовь к поэзии за счет того, ЧТО подсовывается под видом этого творчества. Помните анекдот? "Карузо поет слабым голосом и фальшивит. Мне его Рабинович вчера напел". Вот примерно то самое, только в масштабах поколения. Теперь о наболевшем :)))) Я - не "профи" в качестве поэта. Я - профессиональный читатель, профессиональный редактор, профессиональный журналист. До "профи" в поэзии мне еще о-о-чень далеко. Так что статья не против любителей направлена, а против неточности определений. Ну и про "перемещения между группами"... Из профессионалов не возвращаются. Но ими очень трудно становятся. Приходится столько сил положить, что потом такими вещами уже не разбрасываются. С огромным уважением, А.
Короче: самовосхищённый лентяй – это любитель, а тот, кто сознаёт, что стихоплётство – работа всерьёз, тот – профи… С таким определением мне согласиться приятнее – остаётся надежда :) , но слишком часто вижу немалый список «бумажных» публикаций у довольно «средненьких» авторов, «пишущих душой» (как сами предпочитают говорить, когда над ляпами ехидничаю). Всё же, у меня впечатление, что вы называете любителем того, кто – в моей терминологии – просто неумелый графоман (в отличие от «графомана умелого» – автора, находящего болезненное удовольствие в писательстве и делающего дело всерьёз, чтобы не стыдно было перед собой). В общем – разница в словаре.
"Самовосхищённый лентяй" - это только одна из возможных ипостасей любителя, АНДРЕЙ :))) Кстати, "пишущие дущой" (вернее, использующие такой термин) - это практически всегда любители, да еще и в самом слабом проявлении... Профессионал пишет авторучкой или карандашиком. И использует достаточно мощный образовательный запас (не только в плане высшего образования, но и в плане внимательности к миру). Наверняка обращали внимание, сколько точных подмеченных ими и просмотренных нами деталей у профессионалов. И еще - когда мне говорят, что у предков, мол, не было специального литературного образования, я напоминаю, что в те времена образованием называлось не количество информации, которую в тебя вбили, а УМЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ. Ну и культурный слой (даже после церковно-приходской школы) был весьма серьезен. А уж музыкальность, благодаря сложнейшим церковным песнопениям, нашим нынешним и не снилась. Да и читали больше - как ни странно. Так что дорога в профессионализм ухабиста, но существует.
Еще добавлю (каюсь, невнимательно прочел концовку)... "Графомания" - термин очень расплывчатый. На мой взгляд - не слишком продуктивный в плане использования. Любителем можно быть совершенно прекрасным и искренним - можно сделать выбор в сторону перехода от любителя к профессионалу - это все процессы естественные. Но, например, не приходит ведь в голову человеку, который прекрасно поет для друзей под гитару Юрия Визбора, вылезать на сцену и требовать тех же регалий, что у Каррераса или Паваротти. А уж если он хочет на сцену, то тут придется и уроки пения взять, и с режиссером поработать. Конечно, при наличии "фанеры", этого научились избегать, но все же в Ла Скала не просятся. Вот я и мечтаю о появлении в литературе своего Ла Скала.
N.B. Объясните пожалуйста, что за зверь "профессиональный читатель"? На что он полагает себя "право имеющим"?
Когда стишата косы/кривы, не уповай на чувствий стать: души прекрасные порывы! - коль их не в силах передать. :) Благие намерения автора не искупают убожества результата. Что-ж, не поспоришь...
- Хвала мурлыке в форме триолета! Что может лучше быть?.. - Как что?! - Котлета! Недурно и поспать в лентяйстве и тиши... Поэт, не сочиняй, - за ýшком почеши! Прочитал - тоже мурлыкаю... Как раз недавно сетовал, то триолетов на графоманах почти нет.
Андрей, спасибо! А я думала, что терцину пишу... ((
Кошмаррр!!!! Конечно, терцины. Про них и думал. Словесный сбой после субботнеутреннего возлияния... И даже зарифмовал впопыхах! :)) Впрочем, поправить легко - только первую строчку: "- Хвала мурлу терцинами воспета!". :)) Эх, склероз...
Иришка еще и на триолет сподобится. она у нас умница
Андрей, Вы же конкурс объявили - я готовлюсь. :))) Только тема про раны увела меня в оперативную хирургию...
Душещипательно (шмыгаю носом). Нравится. (В других стихах Ваша лиргероиня носит масочку модную, но (по модности) примелькавшуюся)
"Оставлю свой кольт в подворотне за тёмными арками"? Ох, уж эти женщины! - cперва застрелится, потом кольт в подворотню отнесёт. Не дай Бог, по пути беременная встретится... :)
            «От чего зависят результаты конкурсов» – ну, вопросец! Ото всего… Да и сами это знаете.             От того, как написали. От того, как судили. От того, как условия сформулированы.             Да, и от знакомого имени: знаю, что вот этот, вроде, не лох, – автоматически лишний раз над строкой задумаюсь, вдруг – тонкость средств за небрежность принимаю, а не знал бы автора – «вот хрени-то понаписал!» (да, неправильно это, «надо» ровно смотреть, но – давайте проэкспериментируем: выставлю малоизвестные стихи классика под его подписью и под «Зиной Тютькиной» – как думаете, что массы предпочтут? «Преднастрой» читающего тоже много значит. Накапливайте «имидж»!).             Так что, анонимность полезна. Но она возможна, только когда требуется непубликованный стих (нечасто такое), и стиль у автора не особо заметен.             От почтения к моде зависит. Есть «модный» стиль и «немодный», «так сейчас не пишут» – слишком простенько, видите ли… Модные нонче глубокомысленно-километровые строки со вселенской разочарованностью/пресыщенностью/отстранённостью меня «на хи-хи пробивают», а кого-то – в почтительный трепет приводят.             В общем – «На вкус, на цвет товарища нет», и спорить друг с другом обычно бесполезно. Здесь – как на «политических» выборах: чем демократичнее, то больше недовольных.             Как какчество стиха измерять – Бог его знает. Ну, в твёрдых формах ещё есть устаканенность части критериев, а в основном – всё на уровне личных вкусов членов жюри.             Да, кстати, наш бедный-несчастный автор частенько «судью» за дурака почитает. Хорошо, если прямо не говорит.             Видит жюрист, допустим, стих с детскими огрехами в ритме – а автор свысока: «Это ж – дольник!» (или, того паче, акцентный стих… Да и вообще – поэзию читать умеючи надо!). Видит «марсианские» рифмы («кошка-сковородка»), а автор – гордо – «А як же! Не 19 век!». Эпитеты «ни в какие ворота» – так это вИдение у ЛГ оригинальное, реминесценции/аллюзии многослойные заели. Ругать логику стиха или несовместимость некоторых милых творцу красивостей смысла нет – на мятущуюся душу ЛГ спишется. Стих скучен? Так это не «скучность», а «сложность», дорасти надо! А если пиит ещё пару статеек по литературоведению прочитал – на всё название сыщет, а раз название умными людьми придумано да пропечатано – значит, названное законно и почётно. :)             Уж на «непоетицкие» мелочи типа орфографии вааще лучше глазки закрыть и терпеть: не царское это дело – поэту запятые ставить, на то корректоры есть… А истинное творчество вообще без препинаков обойдётся, правильный читатель сам в трепете догадается.             Каков мой себе обычный совет?             Да самый тупой: не торопиться, шлифовать, стараться писать так, чтобы стих «единым дыханием» проглатывался, думать над рифмами (поменьше «грамматики» и «засаленности», вот Маяковский большой гурман по рифмам был!), поменьше поблажек в ритме (хотя абсолютная строгость – не догма, конечно, иногда нарушение ритма само по себе – выразительное средство). Без «сиропчика» в содержании, привкус горечи всегда натуральнее «сю-сю». Окончания эффектные нужны, «послевкусие» стиха – от них. Неплохо, если первые строки «захватят», дальше легче «не отпустить». Воды поменьше: нам «построчно» не платят, судей псевдоосмысленные перепевы только злят. Если в конкурсе есть тема – обмозговать её: нетривиально написать на любую тему можно, но часто – выкинув первый на ум пришедший вариант. Если есть формальные требования к структуре стиха – надо их выполнять точно, а не кивать: «Вон, Александр Сергеич так же эту форму трактовал!».  Не выставлять стих сразу: если есть хоть немного времени на «остывание» от него – обождать (лучше свои огрехи увижу), «сдавать» на конкурс «под занавес».  В общем – такие советы на слуху у всех, никаких открытий (знать-то правила – знаю, жаль – следую им редко).             И, главное, стараюсь не шибко расстраиваться, когда вместо фанфар – коллективный зевок. Ну, пролетел… В таких случаях хорошо успокаивать себя, как это Незнайка делал: «Не доросли они ещё!..». :)))             В конце концов, написанный хороший стих – тоже награда.
Cпасибо.Очень полезная рецензия для меня.Вижу свои недостатки теперь лучше.
Да, рецензия хороша))) Удовольствие еще и от того, что вижу собственные мысли в самую точку, только уже сформулированные, на блюдечке выложенные))
:)) Как супружество по-первости приятно! – пронеси, Господь, и сжалься надо мною… В брачной ночи, как на Солнце, вижу пятна: ляжешь с ангелом, а встать дано – с женою. Но всё снится – хоть давненько я в форме: государство озабоченных рабочих, всех монархий и парламентов покорней, лично мне дарует право первой ночи…
Спасибо! по поводу забавной опечатки (пропущенного НЕ) Так всегда: одни - едят, другие - кормят, На погонах звезды (знают даже дети) - чем крупнее, тем... да, тем-то и не светит: да, кто в форме - тот, как правило, не в форме :)
Ирина, опечатка - по Фрейду: разум знает, а подсознание - не согласно. :)
"Глаза газели так глазели!.." :) Творенье молодых годов - он строфы поломать готов для сладословия мамзели! А впрочем, вовсе недурнО - есть чувство и чуть-чуть новинок ("клинОк" легко рифмуем с "Инок"...). Ей-Богу, нравится оно: нелепо, розово и мило - как всё, что в молодости было.
Ну да. Совсем юнец был. :) Спасибо, не топите.
По форме так показалось... Тем лучше - значит, быстро эволюционируете: например, "Любимой" и "Юродивый" написаны на другом уровне.
У любого нормального Есенина должОн быть свой "чёрный человек". Пусть даже - слегка юродивый. :)
Да? Хм...у нас учился один африканец. Из Бенина.
Cтих, конечно, совершенно самостоятельный - просто Есенинское "Я один... / И разбитое зеркало" по концовке вспоминается.
Я когда-то с кровати летал, а теперь сочиняю стихи: так шарахнул башкой о металл, что полвека полна чепухи... ...А у внучка кроватка пониже - знать, стихов никогда не напишет. :)) Извините, не удержался - схулиганил... А стих звучит симпатично, взволнованно (хотя тема и не новая).
Все поэты-хулиганы, Андрей. Оратное, увы, неверно. :0) Спасибо большое за внимание и каламбур! С теплом, Марина
|