Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер. Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего. Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться. С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём. И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8
"партитура" "Крысолов"
Новые избранные авторы
Новые избранные произведения
Реклама
Новые рецензированные произведения
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 347
Авторов: 0 Гостей: 347
Поиск по порталу
|
Андрей Злой / Полученные рецензииРецензия на «(Голоса) Иоанн Грозный, 1584»
Вадим Мистрюков (pan Kowalski), 26.10.2016 в 00:33
История не раз показывала, что в экстремальные её периоды фанатиков могут победить только другие фанатики, а какие из них правы - никто не угадает. Скорее всего, ни те, ни другие. И общество опять отскочит на 100 лет назад. К сожалению, наши эксперименты раз за разом неудачные.
Андрей Злой, 26.10.2016 в 04:29
Мне кажется, период стал "экстремальным" не сам по себе, а кажется нам таковым именно из-за памяти о правлении Ивана. А без него... Ну, ещё на пару раз больше татары сожгли бы Москву, ещё сколько-то там холопей померли бы в сварах вспоминающих былые вольности князьков, ... - мелочи истории. )) Иван придал 16 веку цельность и направленность, хотя сам был раздираем своими страстями.
А вот после него начался туман. Невразумительное правление Фёдора, затем - демократически выбранный (!) Борис (у нас позже стало традицией демократически выбирать Борисов - с тем же примерно эффектом). До следующего экстремального психа - Петра - прошло сто лет.
Вадим Мистрюков (pan Kowalski), 26.10.2016 в 23:33
Я рискую прослыть мерзким отщепенцем, но считаю, что залогом устойчивого развития страны может быть только сильные институциональные механизмы власти, а не случайности харизматических лидеров. Такие лидеры хороши как антикризисные менеджеры, но должны вовремя уходить, чего они практически никогда не делают. История знает буквально единицы случаев, когда сильная рука, сделав своё дело, уступала власть в пользу правительства разумного креатива. Деспотии могут добиться существенного успеха, причём в короткие сроки, но не удержат его, так как не могут абстрагироваться от собственного честолюбия (помните разговор Штирлица с генералом в поезде?) и жажды власти любой ценой. Они, как и их подданые, впадают в патернализм и сами начинают верить, что без них всё пойдёт прахом. Главное слабое звено в авторитарном режиме - это преемственность власти. Кстати, в России всегда существовало только два способа передачи власти: назначенный наследник и самозванец. Все "выборы" начиная с 1613 года по сегодня по сути декоративные. У нас никогда не было сильного механизма передачи власти, о чём свидетельствуют многочисленные дворцовые перевороты и революции. Любой харизматический (даже успешный) лидер всегда несёт в себе неизбежный кризис после своего (естественного, или не очень) ухода. Иногда он случался сразу, иногда с достаточно большим замедлением, но случался всегда, опять отбрасывая общество на исходную позицию (в дерьмо). Для преодоления смутных времён опять требовалась сильная рука, и опять "на колу мочало". И далее по тексту.
Рецензия на «(Голоса) Иоанн Грозный, 1570: Яну Роките»
Вадим Мистрюков (pan Kowalski), 25.10.2016 в 23:57
Впечатлило! Передана атмосфера. Как будто ты незримо стоишь за спиной у него. И холодок.
Попытки осознать масштаб и суть таких личностей, как Иван IV, у большинства людей вызывают когнитивный диссонанс, суеверный ужас, или восторженный фанатизм. Слишком велик масштаб. Что бы не говорили о нём сейчас, какие бы новодельные памятники не ставили, но на памятнике 1000-летию Руси его нет, и никогда уже не будет. Российская история, на тот момент совершенно великодержавная(!), задолго до совдепии, и тем более, до нынешних времён сделала свой выбор. Но никто не сможет и вычеркнуть его из истории. Убеждён, что за любыми попытками вымарать какие-либо страницы истории, или заменить их откровенными мифами, всегда стоят злодейские намерения против собственного народа.
Андрей Злой, 26.10.2016 в 04:56
Насчёт 1000-летия Руси - так памятник ставился Романовыми, а у них с Иваном были баальшие тёрки... ) Потому лизоблюды и вычеркнули.
При этом отношение к нему в народе было вовсе не как к извергу - ещё в 19 веке он считался местным московским святым, хотя на общегосударственном уровне РПЦ его не канонизировала. Кстати, написанные им молитвы реально использовались при богослужениях до самой революции.
Вадим Мистрюков (pan Kowalski), 27.10.2016 в 20:07
Я где-то читал, что основная инициатива отлучить Грозного от этого памятника была даже не со стороны Дома Романовых, а от гнилой разночинной интеллигенции. А точку поставила петиция жителей Новгорода: "не бывать этому упырю здесь". Мы ведь о многих личностях и событиях имеем представление не по историческим изысканиям, а по литературным произведениям. А общественным мнением была публика, умеющая читать, то есть незначительное меньшинство. О Наполеоне и войне 1812-го года и севастопольской обороне - Толстой. О Годунове, Пугачёве и Павле 1 - Пушкин. А о Грозном - А.Толстой. Талант - это власть, со всем его субъективизмом. Даже штурм Зимнего - подача Эйзенштейна. Читайте Тарле, Ключевского, Соловьёва, Карлейля и т.д.
P.S. Памятник был открыт в 1862 г., а "Князь Серебряный" вышел в печать только в 1863 г. Рецензия на «(Голоса) Иоанн Грозный, 1570: Яну Роките»
Александр Журба, 25.10.2016 в 23:13
Андрей, прекрасная работа - и в историческом, и в литературном виде. Стилизация текста идеальна - сохранён стиль "оригинала", при этом легко читается современником. Прочёл с большим интересом, думаю то же будет при прочтении любителями русского языка - удовольствие и восторг.
Что же касаемо Иоанна Четвертого как исторической личности, то споры о нем будут длиться ещё не одно столетие, как и о Петре Великом, Ленине и Сталине - слишком неординарные личности в русской да и мировой истории. Так ведь личности же! Спасибо Вам за интересную работу.
Андрей Злой, 26.10.2016 в 05:06
Ага, поиграл в архаику с удовольствием.
А насчёт личности - в хрущёвские времена говорили "Да, культ личности... но ведь личности же!". )
Александр Журба, 26.10.2016 в 21:57
В хрущевские времена много чего наговорили... Но об этом - не здесь и не сейчас, ладно?
Рецензия на «(Голоса) Иоанн Грозный, 1570: Яну Роките»
Валентин Багинский, 25.10.2016 в 15:20
)) Писец......!!))))))) А интересно, однако! Заглянул:
"...протестантские церкви в Москве существовали уже в первой половине 16века: в то время это был просто молитвенный дом. По свидетельству Грота,между 1560 и 1565 годами образовалась первая устойчивая лютеранск аяобщина в Москве (но церкви у нее не было!). В ее состав входили, восновном, переселенцы из Дерпта во главе с пастором Виттерманом. Кконцу 1575 — началу 1576 гг. у них появилась деревянная церковь (об этомупоминает Магнус Паули в письме в Данциг).
Валентин Багинский, 25.10.2016 в 15:27
)) Штрих:
Однако, в другой момент тот же царь Иван IV почти хвалил лютеран. Так, в беседе с пастором Христианом Бокхорном, по свидетельствупосланника Одерборна, царь заявил, что учение Лютера очень близко кистине, плохо лишь то, что нападая на папу Лютер отступил в некоторыхпунктах от древнего церковного чина и запятнал себя снятием монашестваи женитьбой на бывшей монахине. Это суждение протестантские авторычасто цитировали в подтверждение общей благосклонности Ивана IV клютеранам. 19 В 1569 и 1570 годах, в период переговоров о созданииЛивонского ордена во главе с братом датского короля Фредерика IIгерцогом Магнусом, на которого в конце 1560-х — начале 1570-х годов ИванIV сделал ставку, русский царь утверждал, что он сам по происхождениюнемец, что немцев как народ ставит выше своих русских подданных,желает мира и дружбы с немецкими государями, хотел бы женить своихдвух сыновей на немецких принцессах.
Валентин Багинский, 25.10.2016 в 15:42
)) Финальное:
"Реальный спор между русским царем и протестантскимпроповедником лишь подчеркнул пропасть, образовавшуюся к XVI векумежду культурными парадигмами России и Запада. Подобные столкновениялишний раз убеждают русского царя в необходимости охранительнойполитики и внутренней замкнутости (Курбский обвинял царя в том, что он“аки во адове твердыне” затворился). На протяжении следующего столетияпропасть становилась все шире, а проблема защиты православной веры вРоссии вышла на первый план, оттеснив многие насущные политические иэкономические задачи."........ Собственно, в конце 19-го века этот "спор" вырастит в тезу о тождестве "русский (этнически) = православный", то есть в национализм...))
Валентин Багинский, 25.10.2016 в 16:03
Писец...)) хочет ещё от себя пару слов: убийство сына - легенда, при том что картина Репина в своё время взорвала Москву (Волошина задело - он критич-у рецензию написал на Репина...)). Иоан - документально - выполнял роль палача не раз, в том числе казнил священников протестанских и католических. Документально. Иоан закончил жизнь раскаянием...(Он ошибся в отношении "Конца света"). Первая заповедь христианства "Не убий".
Всем вечера доброго!,
Андрей Злой, 25.10.2016 в 19:50
Валентин, у меня есть ещё несколько стишат на тему Ивана IV.
Жутковатое, но интересное было время - Россия из состояние княжества (с более-менее реальными возможностями "покняжить" для кучи удельных князей и серьёзной их властью на местах) переходила к монолитному царству с приказами, тайной полицией и т.п., где царь радикально возвышался над остальной знатью. Иван особенно настаивал на богоизбранности царя и на его ответственности только перед Богом. О правлении Ивана есть различные мнения, но учтём маленькую подробность - за время его царствования Русь стала больше вдвое, подчинив себе земли, в т.ч., нескольких своих давних врагов, и превысила (по площади) всю остальную Европу, вместе взятую. А жестокость - в те времена - была совершенно "нормальна" для политики. За всё царствование Ивана было казнено меньше народу, чем за одну Варфоломеевскую ночь (например) в "европейски-культурной" Франции. В моём старом стишке об этом сказано: Когда в свирепый мир нисходит властелин, Сам стишок навеян непосредственно чтением ответа Ивана Роките, причём использовано несколько тезисов Ивана (о "кознодеях", Лютер - "лют", ...) и даже одна строчка - точная цитата из ответа. Но переходить к демонстрации богословской эрудиции Ивана (что составляет 90% текста ответа) я счёл неинтересным.
Андрей Злой, 25.10.2016 в 20:00
P.S. А насчёт раскаяния Ивана перед смертью - Вы, помню, уже читали мою "интерпретацию" этого. ))
Валентин Багинский, 26.10.2016 в 07:54
Да, Андрей, с точки зрения «языковых игр» - серьёзно – работа исполнена замечательно! (внутренние цитаты я видел вчера, перечитав истор. Документы…)). … Средневековье…раннее, среднее (одна из казней распространённых в России – закапывание по шею в землю…), тиф и чума…, в Европе второй век Возрождение (и тоже чума…и религиозные войны, и книгопечатание…, Лютер Библию на немецком издаёт – и её читатели начинают становиться «немцами»…)) И Иоанн, «строящий государство» - по образцу «крепкого феодала» (Курбский-то возражал в первую очередь против замкнутости и обособленности России…). …. «Реабилитация Иоанна» при Сталине (он лично за сценарием следит…, а потом смотред по ночам десятки раз фильму…). … Из современной перспективы можно по разному смотреть…, ПРОБЛЕМА состоит в том, что этот исторический ландшафт не стал «Местом памяти» (то есть местом, где «сняты» острые дискуссии и найдено относительно общее представление, которое можно без стыда преподавать в школах…) ….Иоан был фанатиком «веры», которую он считал христианством. Другой вере его и не учили…, а отношение к «иноверцам» было его ксенофобским (говоря сегодняшним языком). «Конец света» - его реально «вдохновлял» на религиозное «служение», - отсюда и жертвы. (Да, опричнина унесла всего лишь более трёх тысяч, а последующая «Смута» - более тридцати…). … О чём мы может «опрашивать» историю?? = вопрос не праздный. О вере? О практиках управления? О правовых практиках? Об институтах, которые тогда создавались? О культурных достижениях? (а Мирандола уже почти сто лет как «О достоинстве человека» написал…). С каких позиций (ценностных) мы опрашиваем историю? = вопрос современный (не ко мне!)))…….. Христианство…? Не простой вопрос. «Государственнообразующее»? Видимо, все согласятся, что так. Тогда вопрос из современного языка: получается, что вера выполняет роль идеологии? ))… такие вот дела!))
Утра доброго!
Валентин Багинский, 26.10.2016 в 08:17
)) Писец с утра разминает мышцы…!)))…… Когда я говорю об отсутствии «Мест памяти», то говорю о современности, её самом уязвимом нерве: споры…споры…драки и визги вокруг «понимания истории» - от деятельности Иоана до Второй мировой… (и итогов СССР), - этим «сюжетам» отдаётся уйма времени, сил, энергии… в настоящем времени (времени индивидуальной бесценной жизни…) Настоящее становится заложником прошлого = непонятого прошлого. Будущее становится заложником прошлого = непонятого прошлого и не получившего законных «Мест памяти». Если обобщать этически, то: неспособностью создать Места памяти, совершается убийство настоящего и будущего. «Не убий!»
…На такой этической ноте…продолжу свои труды. Кстати, Андрей, все эти исторические (как «современные») сюжеты очень продуктивно описываются через категории социальных мифов и политического мифотворчества в целом (аппарат данной критики и анализа давно выработан и работает…))
Валентин Багинский, 26.10.2016 в 09:04
К завтраку!! Всем смачного!!!
…)) а если эту дискуссию (которая – верю – наконец-то завершится в текущем поколении) перевести на язык метафор, то вот такой сюжет для басни: Живёт-поживает человек, который всю свою «сознательную жизнь» посвятил одному вопросу: «Как прошли его роды? Кто был акушером, пьян ли он был или нет…? Какой интерьер роддома? Сколько было медперсонала и какого вероисповедания? Какой тональности крик издал, когда первый раз получил по попке?»…и так далее, множит эти вопросы человек, а седая борода уже ниже пояса…)))!! Ничего, подчерку, личного! Потому что подобные дискуссии – утомительное (мало продуктивное) «общее место» повседневности…, потому что: формирование исторической памяти не может быть «государственной программой», а исключительно результатом общих усилий «культурного слоя», который и продуцирует МИР (а не войну), формируя понятные и не сталкивающий лбами Места Памяти! Да будет так!
Валентин Багинский, 26.10.2016 в 10:01
)) пока завтракал…(икру вчера засолил – пальчики оближешь…)) вспомнил вчерашнее напоминание о Пелевине, сказавшего-написавшего как-то так: «Конечно, против России существует заговор! В этом заговоре – всё взрослое население России!». Надеюсь, Пелевин ещё не исключён из «патриотов»…)) Освободить бы головы от навязчивых тем для дня насущного!!
Рецензия на «Над озером»
Новицкий Пётр, 24.10.2016 в 15:17
А ночь текла над тихою рекой,
На воду бросив светлые пути, А я шепчу: "Родимая, лети, Расставшись навсегда в душе с тоской..."
Андрей Злой, 24.10.2016 в 19:13
А я шепчу: "Родимая, лети" - и ты летишь, теряя бигуди, летишь с моста над тихою рекой... Пью за тебя!.. точней - за упокой. Рецензия на «Дева ночи»
Нонна Рыбалко, 16.10.2016 в 14:21
Лучше бы провести ночь без урагана снов:)))))))
Андрей Злой, 16.10.2016 в 17:04
Выскажу гипотезу, что у героини стиха осложнения на почве долгого воздержания. )))
Андрей Злой, 16.10.2016 в 18:42
Случай больно запущенный: "пляшут стены, жаждут камни…" - здесь лекарь помоложе нужен, боюсь, не сдюжу. )))
Рецензия на «Но всё же, мой король… »
Нонна Рыбалко, 07.10.2016 в 13:06
Люди часто пересматривают поступки своей юности:)))))
Андрей Злой, 07.10.2016 в 19:06
Ну, здесь скорее - трудно по юноше определить, кем он станет: предсказания о восторженных воспоминаниях провинциала о встрече с королём не оправдались.
Рецензия на «Но всё же, мой король… »
Валентин Багинский, 05.10.2016 в 01:41
Отлично, Андрей! Особо с учётом того, что три крайних года во Франции переосмысливают (не отрицая Свободы=Равенства=Братства) "уроки" Великой Французской..., они в это же время переосмысливают и "уроки" Молодёжного бунта 60-х...переосмысливают - живые люди переосмысливают собственную историю - это норма современной культуры!)) Свою историю промысливать критически = традиционная норма европейской культуры.,
Валентин Багинский, 05.10.2016 в 01:50
На сайте опять сбоиии))). У Людовика была возможность изменить ход событий - за год, за полгода..., за месяц...., он ничего не сделал. И перед казнью признал этот факт. А "публика" всю вину за его ошибки повесила на его жену.
Валентин Багинский, 05.10.2016 в 01:54
.."последней каплей" был факт его бегства...переодетого в простолюдина..., опознали...и чуть не было самосуда - "простыми крестьянами".
Андрей Злой, 05.10.2016 в 14:43
Сравните:
а) Иван Грозный, Пётр I, Иосиф Сталин; б) Людовик XVI, Николай II, Мишка Горбачёв. Возможно, (б) в морально-христианском плане были даже лучше, чем (а). Но власть им была - не по росту. Результат - периоды крови и развала. А стишок навеян прочитанным фактом из юности Робеспьера - подумалось, как тогда отнеслись король и придворные к приветствию безродного "отличника", и мог ли кто из них предположить...
Валентин Багинский, 05.10.2016 в 14:49
...скользкая дорожка = параллелизм...факт. Об иных не говорю, а Людовик был по росту вполне, он реформы начал...., начал, да решил что можно на полпути о них забыть...!) Факт. ((Андрей, у меня здесь гости с горилочкой уже третий час..., - заходите, я лучше в картинках буду разъяснять свои думы))))
Андрей Злой, 05.10.2016 в 15:00
Ну дык... Николай, кстати, тоже шаги к демократизации сделал (первая дума, ...), Мишка - вааще "гигант мысли, отец русской демократии"... Так что, параллели естественные. И результаты у них оказались чертовски похожими.
Кстати, у всех трёх "историки" во всех бедах их жён обвиняют - тоже как под копирку. Будь это лет на триста раньше - Фоменко наверняка "научно установил" бы, что сие - один исторический деятель, по-разному названный. ))))
Валентин Багинский, 05.10.2016 в 16:31
именно = "по интересному"!)) Любой профи историк такие игры назовёт аматорством. Для барышень с высшим...)) Посмеялись - и разошлись. По большому счёту - прав здесь дедушка Гегель: Мыслить можно (и необходимо) конкретно. ("Что значит мыслить конкретно" - его молодая статья, когда он Наполеону поклонялся. Факт)). Игры - играми. Сказу всерьёз: игры убегания в чужую историю (или свою туманную...) есть увиливание от ответов вчера-сегодня. ПОчемук? "Короткая истор. память". Слабая (или вовсе НУЛЕВАЯ) этическая ответственность перед историей СВОЕЙ РЕАЛЬНОЙ. В Европе свою историю (и её ошибки и трагедии...) через кожу - с детского сада чувствую. Реальную историю = ЛЮДЕЙ с кожей...там преподают...и интеллектуалы...именно этому учат, сами на своей коже ошибки истории переживая...)) Факт,
Андрей Злой, 05.10.2016 в 17:51
Нет, Валентин, Вы не правы. Не надо растекаться мыслию по древу.
Приведённые "тройки" исторических деятелей группируются как по результатам их деятельности (проявившимся в результате их правления "в нужном месте в нужное время"), так и по чертам характера. Именно эти "личностные" черты и приводят к тому, что у одного правителя в переломный момент реально происходит катастрофа, а у другого - так, мелкие волнения противников-неудачников, на "ход истории" не влияющие. "Роль личности в истории" - вопрос почтенный, многажды историками "исследованный", издискутированный и изгаженный. Но всерьёз отрицать эту роль никто - даже "самое передовое учение" в наше с Вами время - не осмеливался. Я просто привёл хрестоматийные "тройки" правителей с разными психическими установками, и то, что результаты их столкновения с политическими проблемами оказались существенно разными - исторический факт, причём легко объяснимый именно этой "психологией". Аналогичные примеры можно привести и из античной (например) истории или истории древнего Китая - думаю, что так было, начиная с пещерного человека, и так будет, пока на планетке останется последняя организованная горстка хомо сапиенсов. "Любой профи историк такие игры назовёт аматорством" по простой причине - сам он может назвать не тройки, а сотни таких примеров. Конечно, бывают и случаи, когда незаурядный правитель терпит поражение - от "форс мажор" или столь же незаурядного противника - но "статистически" корреляция и достоверна, и объяснима. Для специфики нашего сайта это значит следующее.
Валентин Багинский, 05.10.2016 в 18:03
))) Андрей! Добро. Если есть желание - дам анализ "аргументаций".)) Даже по верхней диагонали - он мне смешон.) Соррррррррррррри. ФАКТ. Аматоры и профи = разные миры. Сейчас я = за 350-т..., Могу дискуровать..., но не буду....ча-ча-чааааа!)) Сорри: я очень умею разделять мысль профанную и профессиональную...РАБОТА у меня такая = различение МЫСЛИ от профанации...Соррри за правду,
Рецензия на «У смерти – твои глаза»
Дарья Фидосеева, 04.10.2016 в 21:36
Я как-будто проснулась и вспоминаю сон. В точку каждое слово. Очень красиво.
Рецензия на «Байки ядерной зимы: Я предрекаю вам стихи»
Новицкий Пётр, 27.09.2016 в 01:34
Приветствую, Андрей!
И в оный день в тот самый час И не без Слова. Сдаётся мне, что Ваши крокодилы дрессированные и появиться могут для показательного именно там, где нужно. Добротно!
Андрей Злой, 27.09.2016 в 05:32
Да, ночь всё ближе... Всё яснее кредо, скупее стиль Всевышнего Поэта: "Да будет свет!"... и пламя... и - ни зги... И - в пустоте - последние стихи. |