Что есть здешний ГГ?
Обычный юноша. Не лучше, но и не хуже других. Не лишенный самоиронии. И далеко не столь уж и самоуверенный, как может показаться. Об этом говорят и его рассуждения об экзаменах – ведь это утверждение, что «экзамены, в конце концов, – всего лишь эпизод, еще одна разновидность фейсконтроля» ничто иное, как обычное самоуспокоение, немного с вызовом, с попыткой высмеять проблему, чтобы снизить её остроту. О его неуверенности и даже некоторой тревоге говорит и «Весь мир лежал на ладони. И я готовился его прихлопнуть.» – прямая аллюзия к сказкам, легко считываемая подростками. Когда я спросил одного такого 14-летнего читателя: «Чего хмыкаешь?» - тот мне ответил: «Тоже мне Змей Горыныч нашелся! Он – что, сказок не читал? Их же всегда убивают!..»
И он совершенно не стремится решать чужие судьбы: «Да я-то здесь при чем?! Что, мне больше всех надо, что ли?» - и уходит. Но почему же возвращается? Чтобы сходу схватить кирпич и на скорую руку решить проблему, которую ему подкинули? Потому что мнит себя «хозяином» города, жизни? «Да при чём тут город… мой, не мой – при чём тут это… Нет. Ни одна кошка его уже не примет. Ну, а люди… вот, полюбуйтесь, что делают люди…» И ведь он в первую очередь ищет вариант «положительного» решения. И отнюдь не как судьбоносный вершитель...
Именно потому, что он когда-то и сам прошел через смерть, а ведь гриновский карнавал - это и была смерть, он не может пройти мимо. Иначе бы он предал себя. Как он уже почти предал себя почти согласившись с "идеями" неведомого Витки: "В этой жизни каждый – сам за себя. И нечего рассчитывать на манну небесную. А те, что вечно канючат да стараются прожить за чужой счет, – они и жизни-то недостойны!" Почему почти согласившись? Да потому что: "Впрочем, Витька – тот еще вещун, его только слушай..." Почему эти "идеи" для него являются предательскими? Да потому, что выбравшись из пещеры он не бросился к мамочке, не впал в истерику, не стал прятатся от только что миновавшей для него, но пока только для него беды. Нет, он суетно, бестолково, но изо всех своих духовных и физических сил стал спасать оставшихся в "штабе". А ведь постулат "в этой жизни каждый – сам за себя" диктует совсем иные действия. Ну, например, вспомнить: а видел ли кто-нибудь как он пошел с теми двумя? удастся ли "отмазаться"?
Почему он все же почти готов согласиться с "идеями" Витьки? Да кому ж охота быть лузером?
И вот он попадает в ситуацию, в которой он в ЛЮБОМ СЛУЧАЕ предаст себя. Пройдет мимо - предаст себя того, "штабного". Да и не может он пройти мимо. Начнет носиться с этим котенком по ветеринарам или друзьям в поисках кормящей кошки - предаст себя "хозяина". Да вероятность положительного, то есть спасительного для котенка, исхода всех этих попыток весьма сомнительна. А бедное животное должно все это время мучиться? Ладно, есть еще решение - эфтаназия. Пусть с помощью кирпича, а не "снотворного", но все же такое решение прекратит мучения котенка, да и кирпич "вовремя" подворачивается. Но и тут ничего не выходит походя, не удается ему "целомудренно" отведя глаза, потупив взор "небесный" попасть в котенка. И он впадает в истерику. Но не отступает! Нет он не сломался. Это однозначно. Да он предал себя и неоднократно, но не сломался.
Он предал себя-"хозяина", взявшись за кирпич: "хозяин жизни" не берет на себя решение чужих проблем, а уж тем более не принимает на себя - чужой грех, грех того, кто выкинул котенка на верную смерть, мучительную смерть, но таки остался "безгрешным". Вот если бы ГГ прошел мимо или, промахнувшись пару раз, отступился, ушел бы, он бы, конечно, не только предал себя-"штабного", но и сломался бы. Насколько бы ему удалось в дальнейшем стать "хозяином жизни" - еще вопрос, но то, что он уже никогда не стал бы мужчиный, а на всю жизнь остался бы подонком - это точно.
Взявшись же за кирпич, он предал себя-"хозяина"... но и себя-"штабного" тоже предал! Вот если бы хоть кто-нибудь еще услышал это "слевое мяу" и помог бы парню принять правильное решение и исполнить его, то ГГ все же пошел бы к ветеринару или к друзьям. Но он еще не готов отринут себя-"хозяина", он еще не готов встать в лагерь "лузеров", и плюс еще всеобщее равнодушие. Вот он и "впадает" в эфтаназию...
И ненавидит он в первую очередь равнодушных. И "чистеньких", "безгрешных".
И себя такого "эфтаназного" он тоже ненавидит.
Но вот теперь он уже никогда не пройдет мимо чужих проблем. И на вопрос делать ли аборт, он однозначно ответит "нет, ни в коем случае". На вопрос же делать ли эфтаназию ответит "да", но со своей стороны сделает все для "нет".
Герой впервые оказался во взрослой ситуации, в ситуации, когда он вполне ясно осознает всю сложность выбора, осознает, хотя пока еще и не может определить это словами, что любой его поступок в этой ситуации будет предательством самого себя. Но решение принимает исходя НЕ из лучшего для себя, из лучшего а для того, кому он должен помочь. Вот это и есть взрослый поступок.
Другой вопрос, что, может быть, котенка действительно можно было спасти. Но ГГ еще не на столько мужествен. Но он окрепнет, непременно окрепнет. Ведь он так ненавидит себя слабого. Не оставляет же его никак тот случай: "Эта жизнь хотела жить. Хотя и не могла. Хотя… может быть, это я сейчас так думаю." - он сильно сомневается в своей правоте и боится успокоиться, увериться.