С уважением и извинениями,
А.
Коллеги, редакция дичайше извиняется за двухнедельный перерыв в работе сайта, вызванный заявленным нашим провайдером переходом на другое оборудование. Надеемся, что временные проблемы кончились. Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер. Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего. Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться. С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём. И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8
"Я могла бы родиться кошкой"
Новые избранные авторы
Новые избранные произведения
Реклама
Новые рецензированные произведения
Именинники
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 23
Авторов: 0 Гостей: 23
Поиск по порталу
|
Мастер-класс "Поэзия" (ведущий Александр Асманов)
Асманов Александр, 24.01.2014 в 18:41
ВСЕМ, ВСЕМ, ВСЕМ - ПРОДОЛЖИМ С 1 ФЕВРАЛЯ. ПОКА ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ - ЦЕЙТНОТ!
Асманов Александр, 04.04.2017 в 20:07
Ну вот - не совсем с первого февраля, но - продолжим, коли кому надо :)
Баулин Андрей , 06.04.2017 в 13:41
Здравствуйте, Александр.
Буду весьма признателен, если сможете найти время для разбора любого из моих "опусов". С уважением, Андрей.
Асманов Александр, 06.04.2017 в 19:13
Добрый день, Андрей. Публикуйте здесь то стихотворение, с которым хотите поработать, и, как всегда, приступим.
Баулин Андрей , 06.04.2017 в 22:30
Александр. Спасибо за внимание. Публикую из недавнего.
Ах, светлые дали мы вряд ли видали! Я сижу на чердаке, как на крыше мира. Чтобы поиграть со мной в буриме и прятки. Да и коньячок порой требует, пьянчуга. Мы проводим иногда с музой этой вместе На любимом чердаке, на старинной даче Странный всё же она гость, звать её не надо, То цепляется она за меня вдруг крепко, Да и пусть себе идёт, не сочту за наглость.
Асманов Александр, 07.04.2017 в 09:20
Ах, светлые дали мы вряд ли видали!
И вспомним едва ли, чем привлекал нас чердак. (А.Б. Градский «Чужой мотив») Я сижу на чердаке, как на крыше мира. Да и коньячок порой требует, пьянчуга. На любимом чердаке, на старинной даче То цепляется она за меня вдруг крепко, Ага, ну вот и повод поговорить. Сперва о проблемах – которые есть. 1. «Муза вместе с лирой». – Тут надо или Лиру писать с заглавной (т.е. она будет вполне одушевленной подругой Музы), либо слово «вместе» не подходит. Сравните, «я сходил в магазин и вернулся вместе с батоном».
3. Сбой ритма в последней строке (ударение в слове «потчую» тяготеет к «ю» - потчуЮ) может быть даже и придало бы более интересный ритмический рисунок строфе, но тогда оно должно пройти насквозь через все строфы. Иначе это смотрится случайностью и слегка неряшливостью . 4. Ну и такие моменты, как три гласных – да еще близких по звуку – надо тоже отслеживать. Сочетание Ю-Е-Ё строку не украшает. 5. Вторая строфа озадачивает. То есть, после буриме, пряток и чая с шоколадкой Муза еще требует 100 грамм? Вообще, расходно такую Музу принимать – и по времени, и по средствам. Но уж всяко, слово «пьянчуга» сильновато. Ибо тогда получается, что все предыдущее Муза затевала только для того, чтобы ей налили, а уж потом начинается главное. 6. Нюанс: «коньячок … требует». Тут есть языковая тонкость. Если она требует именно коньячок, а не, например, самогончик, то все правильно. А вот если ей просто хочется выпить, то тогда «коньячку». Этим мы намекаем, что у автора в запасе вообще всегда только благородные напитки, а Музе важен процесс «тяпнуть», а не что именно в рюмке плещется. 7. Слишком близко «порой» и «потом». Первое означает, что бывает в жизни Музы и трезвые моменты, а «потом» говорит о том, что если без выпивки, то продолжения в виде песен и конкурса не будет. А когда мы добавляем к указанию времени еще и «иногда», то совсем запутываем читателя. Как авторы песни про милицию: «Если КТО-ТО КОЕ-ГДЕ у нас ПОРОЙ». 8. «будь то бы» - ошибка. И по-русски неверно: «будто бы», и стилистически – просторечие. «Бы» тут совершенно лишнее. 9. Не уверен, что на ТВ есть конкурс «Угадай-ка песню». Помню нечто вроде «Угадай мелодию». Может и ошибаюсь, но во всяком случае, если Вы кавычите название, то оно должно быть точным. 10. Два чердака в одной строфе в данном случае не оправдано. Кроме того, «чердак-мансарда» несколько отдает строительной терминологией, что в случае, когда речь идет о материях воздушных, излишне. 11. «смеемся,плачем» - торопливо. Лучше это разорвать – «Смеемся по вечерам и музой и плачем» (естественно, это не правка, а просто пример). Иначе получается слегка нервненько. 12. «Странный все же она гость»… - сочетание по ритму торопливое, а по смыслу слегка плавает. Есть куча вполне обычных граждан, которые наваливаются без приглашения. Или «Странный» относилось к предыдущему? «Буриме, прятки, чай, шоколадка, коньяк, песни и конкурс, а потом смех и слезы»? Тогда да… 13. «Приглашение не ждет» - ошибка. Не ждать можно только «приглашениЯ». Ну и одно это качество для оправдания слова «странный» все же недостаточно. Надо что-то еще или придется придумать нечто другое вместо «странный». 14. «За меня вдруг крепко»… - а это как? То есть, Вы ее гоните, а она за лацканы? И что происходит при слове «вдруг»? Что, так сказать, предшествует? Когда Вы даете намек на некое яркое но нечастое событие («вдруг цепляется»), то подразумевается, что ей надо было бы как-то иначе поступить. Например: «Я падал с горы, но вдруг уцепился за куст». То есть, мог бы и не цепляться, но он подвернулся. Или «сидели мирно, и вдруг он дал мне по уху». А вот если в строке присутствует нечто повторимое, то «вдруг» оказывается не на месте. Сравните: «Мы сидим с ним вечерами и разговариваем, и он вдруг всегда дает мне по уху». Какое уж тут «вдруг»… 15. «Ветреная девка»… Мне кажется, автору надо определиться с отношением к своей гостье. Если она-таки пьянчуга и ветреная ДЕВКА, то какие уж тут буриме? Или стоит смягчить… Сказать, что иногда она КАЖЕТСЯ ветреной или ведет себя КАК заправская пьянчужка. 16. «Не сочту за наглость»… - слегка не по-русски. В разговор вносится качество из «ниоткуда». Например, «Он помыл посуду – не сочту за интеллектуальность». А почему? Скорее уж наглостью является тогда приход без приглашения, выпивание хозяйского коньяка и поедание шоколада… 17. «Сползать»… Хм. Только ли Муза принимала коньяк? И кто больше, если она встает и уходит, а хозяин «сползает»? 18. И последнее – эпиграф не убеждает. Причем тут эти строчки? Речь-то все-таки не о чердаке, а о приходе Музы…
1. Симпатичная и мелодичная рифма, даже когда она слегка диссонансна. 2. Не затянуто. 3. Огрехи довольно легко устранимы. РЕЗЮМЕ. С ув.
Баулин Андрей , 07.04.2017 в 12:48
Здравствуйте, Александр.
Спасибо за критику. Очень серьёзный и академичный разбор стихотворения из раздела «Юмористическая поэзия/иронические стихи», которое называется «Чердак», а не «Муза». Прошу прощения за то, что Вас об этом не предупредил. Потому и такой эпиграф, а не, скажем, некрасовское «Замолкни, Муза мести и печали! Я сон чужой тревожить не хочу» или пушкинское «В младенчестве моем она меня любила и семиствольную цевницу подарила». Стихи о чердаке, на котором они пишутся, а не о Музе (с большой буквы). Слово «чердак» имеет ещё и жаргонное значение, синоним к слову «голова», в которой стихи рождаются. Этот чердак, во всех смыслах, посещает муза (с маленькой буквы), символ вдохновения и творчества. Какое творчество, такая и муза. Не мифическая Эвтерпа Зевсовна с Парнаса и не условная Муза Леопольдовна с Молдаванки, а такая вот. Не имеющая имени собственного. Странная, незваная гостья, ветреная девка, пьянчуга. Все эти определения не ругательные, а шутливо-ласкательные. Цепляется она (читай «оно, вдохновение») за автора, сиречь меня, вдруг, нежданно и крепко и так же вдруг, неожиданно и нагло покидает. Стиль иронического стиха позволяет прибегать к неким упрощениям и вульгаризмам, к резкому переходу от смеха к плачу. Согласен с Вами, что «муза вместе с лирой», даже для иронического произведения, «не есть комильфо». Был вариант «тут является ко мне муза с балалайкой, чтобы песенку мне спеть, рассказать мне байку», но не вяжется с эпической «крышей мира», которая, по сути, представляет собой старый чердак. При этом сочетание "чердак-мансарда" напоминает, по-моему, сказочное "море-океан" в шуточном контексте. Фраза «игра в буриме и прятки» содержит подтекст, что рифмы прячутся в неожиданных местах того самого чердака. Слово «потчую» использовано потому, что оно одновременно заменяет глаголы поить (чаем) и кормить (шоколадкой). Шоколадка же бывает не только сладкой, но и горькой. В отличие от соли, которая всегда солёная или масла, которое всегда масляное. Конкурс на ТВ называется «Угадай мелодию», а мы с моей воображаемой подружкой проводим свой аналогичный и называем его «Угадай-ка песню». Имеем на это право. Алкогольная тема является не основной, а сопутствующей. Коньячок муза требует порой, то есть не часто, и потом, то есть вследствие его употребления, заливается пичугой. Автор же именно сползает с чердака, подобно «старику Козлодоеву» и никуда не торопится, даже когда это необходимо. И не потому, что пьян. Это недостаток его характера. В этом самоирония. За «будь то бы» отдельное спасибо. Мой «косяк». Простите, невольная ошибка. И, конечно же, ждать приглашениЯ, а не приглашение. Пропустил, когда редактировал 288-й вариант. Исправляю. И над остальным обязательно подумаю. Ещё раз спасибо за все Ваши советы. Отношусь к критике профессионалов с уважением. Андрей. P.S. Приношу свои извинения за то, что отвлёк Ваше внимание на обсуждение моего извращённого юмора, Получилось как в анекдоте: -Поговорим о высоком? -Да. Вчера поп с колокольни навернулся.
Асманов Александр, 07.04.2017 в 14:28
------------------
------------------ Немножко тогда продолжу. 1. Ироничность стиха в идеале должна определяться не разделом, а самим стихотворением. Здесь видно желание поговорить об отношениях с музой (пусть даже и с маленькой буквы) легко и непринужденно, но стилистика все-таки «плавает» - отсюда и проблемы. 2. «Чердак» во втором значении тут очень слабо читается – практически никак. Либо нужно внедрить еще какой-то жаргонизм до того, либо давать сноску, что для ироничного стихотворения громоздко. Кроме того, потом автор «спускается» с того самого чердака, а это у меня в физиологию уже никак не укладывается. Спускаться с головы… ??? 3. Подтекст хорош тогда, когда он виден для внимательного читателя (я, например, внимательный). В любом случае, нам опять-таки не хватает описания (может быть целой строфы) пустого чердака, в котором нет музы, но бродят, например, мысли. Тогда подтекст станет очевиден, а читатель будет настроен на правильное восприятие. 4. Опять же «позволяет прибегать» - это да. Но вопрос в том, как мы прибегли, и куда в результате прибежали. Так что использование контрастов имеет смысл обдумывать тщательно, чтобы избежать ненужных ассоциаций. 5. «Напоминает «море-окиян»… Не-а. Не напоминает. Напоминает строительный кодекс при возведении частного дома – не более того. Опять же, если Вы хотите точных ассоциаций читателя, то думать надо «как он» - избегая невыразительных или неточных ассоциаций, которые еще куда-нибудь завести могут… 6. «Шоколадка бывает…». Бывает, конечно. Но тут Вы заставляете читателя задуматься о сортах шоколадок, а потому две-три следующие строчки для него пропадают начисто. Потому и стоит использовать первичную простую ассоциацию, если уж она у людей присутствует. В этом смысле, правомерно было бы написать «горкой шоколадкой» - т.к. этим Вы концентрируете на редком свойстве предмета. А когда оно стандартное, не стоит его лишний раз поминать. 7. «Имеем на это право». Имеете. Но Вы прямо говорите, что «словно на ТВ». Иными словами, заставляете читателя искать аналогии в конкретном месте. Например, если я напишу, что езжу на машине «словно марки «Мир-сидесс», мне придется или как-то объяснять, почему у меня так это называется, или меня уличат в незнании материала. А потому право иметь мало – надо уметь и правильно воспользоваться. Тогда не «словно», а «в отличие»… 8. Опять же про самоиронию все понятно, но чтобы ее разъяснить потребовалось четыре строчки прозой. А надо использовать такую, которая уместится в двух словах без лишних пояснений и неправильных догадок. Мы именно на это и выверяем свой текст, когда с ним работаем: на однозначность прочтения – или на многоплановость, но очень четко очерченную. 9. Извиняться совершенно не за что – мы тут именно работаем с текстом, так что это просто нормальный процесс. С ув.
Баулин Андрей , 07.04.2017 в 15:39
Александр. Ещё раз спасибо за критику. С чердака, который на самом деле мансарда, в данный момент с Вами переписываюсь, но иногда спускаюсь. С чердаком, который голова и её содержимым, пока не прощаюсь. О чём это стихотворение, его иронию, в данный момент могут понять только люди, которые знают меня лично. Стороннему же читателю, даже внимательному, такому как Вы, оно не интересно. Его надо дорабатывать. Это главный вывод, который я сделал. Не уверен, что буду переделывать это стихотворение. Скорее, просто желания на то не будет. Но ваши советы очень ценны. Благодарю. Есть ли у вас время разобрать ещё что-нибудь из моих опусов? С уважением Андрей
Асманов Александр, 07.04.2017 в 15:45
Коли Вам на пользу, то и я рад. Если есть желание продолжать - ни в чем себе не отказывайте :) Тем более, пока тут нет очереди :))
|