|
«Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например, не читать их». Рэй Брэдбери |
● Главная |
● Катерина Вешняя «ШУРЫ-МУРЫ» Читательский обзор любовной лирики |
● Гостиная MargoЛИТа Интервью с художником и поэтом Геннадием Николаевичем Дробышевым |
● Николь Аверина «ФАРВАТЕР» эссе |
Катерина Вешняя «ШУРЫ-МУРЫ»
|
Гостиная MargoЛИТа
|
Николь Аверина «ФАРВАТЕР»
|
Катерина Вешняя «ШУРЫ-МУРЫ»* |
|
Гостиная MargoЛИТа
|
|
Николь Аверина «ФАРВАТЕР» эссе |
Здравствуйте, уважаемые читатели! Тема, о которой я хочу поговорить сегодня, достаточно серьёзна и подобна восхождению на Эверест. Но на вопрос «что делать?» ответ один – обещанная шапка на уши не лезет… Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Поэтому я взвалила на свои хрупкие плечи мешок с опытом и, опираясь на строки из притчи Виталия Брота, тронулась в путь. «Брёл дурак, а навстречу ему по тропе Мудрецы шли – их семеро было. «Не задать ли вопрос актуальный им всем?» - Дурачину того осенило…» http://grafomanam.net/works/332312 Чего греха таить, мыслишка не нова и посещает многих ещё со школьной скамьи. Сочинения – выдержки из статей, цитаты из произведений, афоризмы… Многие вели дневники, куда записывали понравившиеся мудрые мысли, стихи, песни. Да…Давненько это было… Помните? Как мы читали с фонариком под одеялом, и, доверяя свои сокровенные мысли бумаге, прятали свои записи в недоступное для родителей место. Не было компьютеров, но были книги, журналы, газеты… «Самая большая трагедия для мыслящего человека — остывание страсти к познанию». Евгений Богат Мы с нетерпением ждали четверга, чтобы окунуться в море положительной энергии, которую давали его статьи, публикуемые в «Литературной газете». «Я, наверное, сейчас у того рубежа, когда самое время задавать себе вопросы: «Зачем?», «Как?», «Для чего?». Но ведь не все задают их себе — вот что страшно. Что же делать? Как донести до человека, который не хочет думать, все, что понимаешь сам?» - пишет десятиклассница Ирина Пустоход Евгению Богату. «…Может, я не могу видеть в человеке чего-то самого существенного. Но ведь каждый человек интересен, в каждом человеке скрыто стремление к совершенству, вы об этом писали в ваших книгах». (http://www.likebook.ru/books/view/212213/?page=1) «Чтобы увидеть высокое небо (ноосферу), человек должен был его создать. А создавая, он учился видеть». Точно так же век за веком «человек учился видеть человека. Именно в любви открывалось великое «ты», бесконечная ценность человеческой личности, радость растворения, радость милосердия и умаления себя ради того, кого любишь. Любовь учила тому, что обрело потом самостоятельную силу. В ней рождались ценности, без которых не было бы культуры». (Евгений Богат) «Всё начинается с любви. Твердят: вначале было слово. А я провозглашаю снова: Всё начинается с любви. Всё начинается с любви: И озаренье, и работа. Глаза цветов, глаза ребёнка – Всё начинается с любви…» (Роберт Рождественский) «Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям», - говорит академик Д.С.Лихачёв. И разве стремление к совершенству и всё остальное возможно без любви… «Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. Но образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового. Не стоит определять понятие интеллигенции из рода профессиональной деятельности человека. К примеру, Андрей Платонов значительную часть жизни проработал дворником, что и было его профессией, так как литература его «не кормила». Но вряд ли кто-либо осмелится отвергать на основании этого факта биографии интеллигентность великого писателя. Больше того... Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка — разговорного и письменного, — вот это и будет интеллигентный человек. (http://www.isihazm.ru/?id=384&iid=840) «Мучительный талант – интеллигентность…» (В.М.Шукшин) И зацепило же его это звонкое иноземное слово – «интеллигент»! Возможно, причина в том, что, обрусев и укоренившись в русском языке, оно обрело совершенно особое значение, которое сам Шукшин довёл до классической завершённости: «Интеллигент – это мудрость и совестливость, а также способность сострадать чужим страданиям. Это горький мучительный талант. Это, очевидно, и сдержанность, и тактичность. Это неспокойная совесть, ум. Полное отсутствие голоса, когда требуется подпеть – для созвучия – могучему басу «сильных мира сего», горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса «Что есть правда?», гордость и… – сострадание судьбе народа. Неизбежное, мучительное. Если всё это есть в одном человеке – он интеллигент. Но и это не все. Интеллигент знает, что интеллигентность – это не самоцель…» (http://maxpark.com/community/1989/content/942335) Себя он интеллигентом не называл и не причислял к ним – даже мысленно. Но почему в течение всей жизни он возвращался к этому слову в рассказах и романах, фильмах и статьях? Почему так часто произносили его с разными интонациями шукшинские герои – настоящие и бывшие «сельские жители»?.. Немногословная, мудрая, трудолюбивая бабушка Шура. Поп церковно-приходской школы, пять классов которой она закончила, приходил к её отцу с просьбой о её дальнейшем обучении. Но она, единственная девочка в семье, где было ещё три брата, была вынуждена вести хозяйство. Её принимали за батрачку, и посиделки были для неё неосуществимой мечтой. В дальнейшем их семья была раскулачена. Она прожила 93 года, никогда ни на что не жаловалась, до последних дней читала книги и обслуживала себя сама. «Привет, отец! Конечно – не пустой... Как обещал, привез ведерко с краской. Ах, ты об этом... Папка, боже мой – конечно, взял и водки, и колбаски. А у тебя здесь тихо. Хорошо. Ни городского шума, ни заводов. Всю жизнь свою ты сетовал на то, что был Москвой оторван от природы. Да, путь к тебе съедает много сил. Дай отдышусь и «накачу» с дороги; и то, что я тебе не говорил, скажу сегодня в пьяном монологе. Напомню без упрека НАШИ дни, когда встречались мы по воскресеньям; как ждали щеки пухлые мои колючих губ тепло прикосновенья. Поведаю про старенькую мать, про сына и московскую погоду, про то, как много раз хотел сказать, что я любил тебя все эти годы. Я буду говорить под благовест про то, что шесть десятков - это мало, и чувствовать, подкрашивая крест, горячий взгляд с холодного овала». © Алексей Котельников (http://grafomanam.net/works/338291) Любовь к Родине, совесть, долг, сопричастность – верные попутчики и героев Александра Соколова 14… «…Гуща кофейная крепко уснула на донышке чашки. Дым сигаретный, как Джин, надо мною витает. Мне страшно. Мечется. Мечется. Мечется в теле уставшем сознанье. Юности нашей ошибка - крест мой, моё наказание…» http://grafomanam.net/works/355352 «Слушай, ум, чего нам такая большая душа досталась. Я видел у других, что нам в дороге встречались, такие маленькие миниатюрные души, как девочки. Небось весят как пушинки - посадил на плечи и забыл. А у нас такая... А еще слышал, - тут тело перешло почти на шепот, - будто у некоторых ее вообще нет. Идут вдвоем по дороге, ум и тело, а души нет» (©Владимир(ufoclub), http://grafomanam.net/works/353142) Удивительные, поданные в необычной форме размышления наводят на мысль, что именно душа управляет всеми действиями интеллигента. А интеллигент и интеллектуал – понятия разные. «Интеллектуалы обладают значительным объёмом знаний, определённым мировоззрением, продвигают прогресс человечества, но это не означает, что они являются интеллигентами. Если они не уважают чужие жизни и их деятельность направлена на уничтожение людей, то они могут быть даже очень опасны для общества. Интеллектуалы легко превращаются в тиранов, если используют антигуманные средства для достижения своих целей. Их никак нельзя назвать интеллигентами, хотя намерения у них – «Мы свой, мы новый мир построим», или цель – «Железной рукой приведём человечество к счастью» – могут быть благими». (Татьяна Морозова, http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-2047/ ) «Интеллигенция - это отбросы общества» - Адольф Гитлер «Интеллигенция - не мозг нации, а говно» - Владимир Ленин Белые и красные… Герои и предатели… Кулаки и бедняки… Добрая, образованная, обладающая удивительным чувством юмора и всевозможными артистическими талантами, бабушка Даша. В отличие от бабушки Шуры, она пошла по иному пути, участвуя в раскулачивании. И однажды была даже подвешена за ноги на берёзе – месть кулаков. Кто прав, кто виноват, где правда, где ложь... «Учили с детства: за флажки – не смей! – Родители, а после парты в школе. Не сотвори кумира! Не убей! Не укради! – на то господня воля! Потом учили: Ленин – голова! Иосиф Сталин - мудрый вождь народа. Учили всех, что значит: дважды два, Не суйся в воду, коль не знаешь брода. Учили всех по азбуке одной, Потом в музеи строем всех водили. Учили: кто есть свой. А кто – чужой… Да многому, чему ещё учили. Учили, что Америка – чума, Буржуи, демократы – (ёрш их матерь!) Потом учили «Горе от ума», Ещё учили, что все люди – братья! Учили про суму и про тюрьму, Что надо делать, а чего не надо. – Из всех наук я понял лишь одну: Мы - очень образованное стадо»!!! © Алексей Тихонов (Lev @Leks), http://grafomanam.net/works/111775 «…давайте подумаем о природе рождения мифа и том, какое место он занимает в нашем сознании »– призывает Асманов Александр в довольно интересном эссе, где даёт ответы на эти вопросы. «Эпоха развенчаний» - очередное заслуженное название нашего времени: когда-нибудь его именно так и определят. Мы обижены: отцы и деды наши, прадеды и прапрадеды жили с верой в душе и светом в глазах, а их потомки, к сожалению, научились обходиться и без того, и без другого. Однако ж, не мешает помнить слова братьев Стругацких, сказанные ими в романе «Трудно быть богом»: «После серых к власти приходят черные». В том числе, и в собственной душе. Прежде всего, в собственной душе… …Однако, мифы создаются и живут. Происходит это потому, что человеческое сознание требует ориентиров, реперов, опорных точек – в себе и в остальных. Я должен понимать, во что человек верит, если хочу знать, опасаться мне его или нет. Я должен понимать, какова у него система ценностей, если я хочу с ним дружить». http://grafomanam.net/works/333942 «У тебя что ни слово, то – нож, что ни строчка, то - острая шпага. Ты в такие реалии вхож, что с трудом это терпит бумага. Как ажурна деталей канва, как эпитеты ярки и сочны! Конкурент твой – людская молва – отдыхает в тени – это точно)) Ты талантлив, поверь. Спора нет. Отпадают сомнений вопросы. Фантазер, правдоруб и эстет. Жаль... Ведь пишешь одни лишь доносы»... © Людмила Шум http://grafomanam.net/works/352185 Душа, эмоции, переживания… Может ли человек, не имеющий представления о любви, чести, достоинстве и прочих качествах, которыми обладает истинный интеллигент, быть достоверным и писать по-настоящему талантливые произведения? Именно эта тема, к которой Александр прикасается в финале эссе, уже очень давно интересует меня… (http://grafomanam.net/works/333942) И может ли талантливый человек быть интеллигентным? По мнению некоторых, действительно талантливый человек не имеет такой возможности по причине того, что полностью поглощён творчеством, которое требует полной самоотдачи. Очень не хочется думать, что это так, но некоторые факты говорят сами за себя… Или, скорее всего, прав герой рассказа Джона Маверика, говоря о том, что «при любом творческом акте выделяется огромное количество энергии. Чтобы вы представили... как атомный взрыв, но невидимый, внутренний. Эта энергия — огромная, подчеркиваю — меняет все вокруг, а особенно самого творца. Скажу проще: когда мы творим что-то, мы сами этим становимся». (http://grafomanam.net/works/343133) «Душа останавливается, завороженная зрелищем. - Кажется, скоро в полет, - тихо произносит она. - Что ты говоришь? - ум и тело наконец догоняют душу. - Я говорю: вперед, мальчики! - улыбается им душа. - Нам предстоит сделать еще очень многое. Она берет их за руки и делает шаг навстречу встающему солнцу, подчиняясь инстинкту вечного и неотвратимого движения вперед и вверх… вперед и вверх - как улитка на склоне, бесстрашно бросающая свое маленькое тельце на героический штурм вершины, потому что в этом стремлении к небу и есть единственный смысл всего ее существования». ©Владимир(ufoclub), http://grafomanam.net/works/353142 После таких слов нет желания задавать вопрос о невозможности тандема интеллигентности и таланта. Но тема остаётся открытой и нуждается в длительном обсуждении… Конечно, очень хочется, чтобы талантливый человек был доброжелателен, отзывчив и открыт для общения. Но стоит ли ворошить грязное бельё, когда от прочтения его произведений на глаза наворачиваются слёзы… Когда кистью его желаний рисуется полотно завтрашнего дня, затрагивающее струны нашей души, и родниковая чистота его слов завораживает. Но… «Меня лично смущает распространенное выражение «творческая интеллигенция», - точно какая-то часть интеллигенции вообще может быть «нетворческой». Все интеллигенты в той или иной мере «творят», а с другой стороны, человек пишущий, преподающий, творящий произведения искусства, но делающий это по заказу, по заданию в духе требований партии, государства или какого-либо заказчика с «идеологическим уклоном», с моей точки зрения, никак не интеллигент, а наемник. Первые настоящие, типично русские интеллигенты появились в конце XVIII - начале XIX века: Сумароков, Новиков, Радищев, Карамзин. К ним нельзя отнести даже Державина - слишком он зависел от власти. Пушкин несомненный интеллигент. Он не получал золотых табакерок и хотя жил в основном от гонораров, но в своем творчестве не зависел от них Он шел свободной дорогой и «жил оди». Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли. Я убежден, впрочем, что можно быть и несвободным от раз и навсегда принятых принципов. Это касается людей «с лобной психикой», отстаивающих свои старые, когда-то ими высказанные или даже проведенные в жизнь мысли, которые сами для себя сковывают свободу. Достоевский называл такие убеждения «мундирами», а людей с «убеждениями по должности» - людьми в мундирах». (Д. Лихачёв, http://lib.ru/POLITOLOG/lihachev.txt ) «Дважды два будет пять. Только все утверждают - четыре, И отчаянно верят в достаточно лёгкий урок... Недосказанность мысли запряталась в чётком пунктире. Достучу ли морзянкой весь смысл зарифмованных строк? У оборванных струн место явно уже не на грифе, Им самим до себя. Не тревожь больше их, не тревожь. Скрылся тайный посыл в неприлично заезженной рифме И нырнул без зонта в неуютный, неласковый дождь... Можно тысячи раз проверять свою веру на прочность, А потом, обманувшись, кричать всем, что Боги глухи... Если всё наше - ложь, ты убьёшь меня снайперски точно. Но я верил и верю...Пусть это докажут стихи... » © barguzin http://grafomanam.net/works/344368 Независимость… Очень хотелось бы подискутировать на эту тему, но похоже февральские метели разогнали всех желающих по своим берлогам. Впасть в спячку и сосать лапу в ожидании приходящей весны предпочитают многие… Мама…Моя мягкая, добросердечная мама, которая умела быть независимой. «Рыба гниёт с головы»…Она могла говорить об этом, открыто, даже на партсобраниях, ещё в те далёкие времена. И я не хотела понимать: почему крещёная, верующая в Бога, сплетница-соседка, ругающаяся матом, попадёт в рай, а моя мама нет. И я твёрдо убеждена, что воспитать можно только примером. «Я помню, как в детстве дарили до срока свободу, как всё нам хотелось попробовать сразу на вкус, как люди шли мимо, похожие на пароходы, и каждый сигналил с фарватера: «Скоро вернусь...» И каждый дарил нам глоток этой самой свободы, швырял оборзевшим щенкам ядовитую кость... Но люди ушли, не прощаясь, в нейтральные воды, и нам со свободой самим разбираться пришлось. Мы рвали доспехи в бою с одноглазых чудовищ и резали насмерть свою непонятную жизнь, сбегали в моря, но не ради пиратских сокровищ; нас все потеряли, а мы для кого-то нашлись. И плакал над нами усталый и злой покровитель, а женщины просто топили в порту корабли... Нам виделось то, что, наверное, лучше не видеть, мы прыгали в лодки, но нам они не помогли. Тебя уже нет, соучастник моих невозвратов, где плата за выбор любого утопит на дне, ты так и ушёл, не сумев отыскать свой фарватер, оставив меня со свободою наедине. Я помню, как мне подарили до срока свободу, и не было шансов от дара такого уйти... А люди, уже непохожие на пароходы, меняют фарватеры, словно домены свои.........» © Вадим Овчинников (Nord) http://grafomanam.net/works/224994 И почему, почти одинаковые по смыслу, слова полярных авторов воспринимаются по-разному? Неужели интонация, переживаемые эмоции и состояние души материализуются в слове? Предполагаю, что это именно так. Слово может всё. Это магия, это музыка, но это и меч. «Одна лишь истина – основа Корпящих над строкой трудяг: „Волшебной силой дышит Слово Из сердца чистого родясь“, Оно пронзает, как картечью, И увлекает за собой, Без всякого лекарства лечит И заговаривает боль, Кому-то намекнёт о прежнем, Когда был молод и красив, Подарит нищему надежду, Уставшему добавит сил, Заблудшему протянет руку, Из тени выведет на свет, Кому-то станет лучшим другом Или родным, когда их нет И не к кому склониться подле И просто тихо помолчать, Кого-то позовёт на подвиг, Кому-то утолит печаль. К кому-то, подойдя с приветом, Поможет с выбором в пути… Но избранным лишь слово это Возможно из других найти В потоке ила наносного, Сквозь тьму кромешную, сквозь грязь – «Волшебной силой дышит Слово Из сердца чистого родясь»!! © Мангупли Леонид http://grafomanam.net/works/355630 Чистота помыслов, чистота души, чистота речи, чистота во всём, чего касается наша рука… Я не ставила целью раскрыть эту тему полностью – материала об этом достаточно много. Моя задача – познакомить вас с творчеством авторов портала, отыскав произведения, соответствующие выбранной теме. Найденный мною фарватер достаточно сложен, но так не хочется плыть, ориентируясь по устаревшему компасу. Или эта черта характера, которую я всегда именовала упрямством, - подсознательное стремление, хотя бы краешком своего платья, коснуться этого, недоступного очень многим, звания – интеллигент. «Интеллигент - это тот, чья мысль не подражательна». Александр Солженицын Разве это не самый верный фарватер, способный привести нас к намеченной цели? И это не значит, что каждый матрос, «следуя предначертанному «правильному» курсу, ориентируясь на телодвижения большинства» (http://grafomanam.net/works/355554), должен прыгать на данный пароход, «теряя индивидуальность, переставая мыслить самостоятельно, превращаясь в винтик, в шурупчик». ©Вик Стрелец Самое главное – найти свой фарватер и, оставаясь пароходом, держать курс на бакены и буи, обозначенные выше. « Яничек радостно присоединился к остальным. Хотя его сетка и была пуста — в душе трепыхалась, посверкивая жаркой чешуей, рыба-мечта. Она билась рядом с сердцем — горячая, как сердце. «Я хочу, чтобы мир снова стал юным, - шепнул он ей. - Ведь ты умеешь исполнять желания, правда? Сделай так, чтобы на берегу этой реки выросли настоящие камыши, и чтобы в них гнездились настоящие птицы, и прозрачной стала вода, и обильным хлеб, и цветы... я хочу много цветов... и... и...» Да, ему о многом нужно было поговорить со своей мечтой. Только дома Яничек вспомнил, о чем еще хотел спросить деда. - Мартин, а что попросил у жар-рыбы твой пра-пра-пра...? И снова в мудрой усмешке дрогнули стариковы усы. - Он попросил, чтобы не перевелись на свете рыбаки». © Джон Маверик http://grafomanam.net/works/355855 Думается мне, что слова героев из рассказа Джона Маверика, творчеством которого я не перестаю восхищаться, являются определяющими. Как расшифрует «Посейдон», уже не только моё «SOS!!!» (http://grafomanam.net/works/355370), которое явно слышимо в произведениях многих авторов, не знаю. «Интеллигент - это человек, думающий о людях лучше, чем они о нем». Борис Крутиер . Но любой из нас может ошибаться. Индусские философы придумали такое правило спора: каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего противника в споре и, только получив от него подтверждение, что его мысль правильно понята, может её опровергать. Этим правилом очень полезно пользоваться. Особенно у нас – на литературном сайте, когда за образами и метафорами бывает сложно уловить смысл. «Интеллигентность - способность человека понимать больше, чем ему выгодно». Александр Круглов И «что хуже: интеллигенты, пишущие для полу-интеллигентов, или полу-интеллигенты, пишущие для интеллигентов»? Веслав Брудзиньский |